Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 13:17, реферат
В самом широком смысле под континентальным шельфом понимается подводная окраина материка до его резкого обрыва на большие глубины. В поперечном разрезе это продолжение материка напоминает своеобразную подводную полку, примыкающую к сухопутному побережью. Отсюда, и название – «шельф» (от англ. «shelf» – «полка»).
Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходной точки от которых отмеряется ширина территориального моря , когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
им. А.С. Грибоедова»
Филиал в г. Мурманске
Юридический факультет
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
ТЕМА «КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ»
Выполнила: студентка 3 курса юридического факультета
группы 2ю -12
Казакова Тамара Александровна
Научный руководитель:
К.ю.н, доц. Панкратова М.Е
Мурманск
2014
В самом широком смысле под континентальным шельфом понимается подводная окраина материка до его резкого обрыва на большие глубины. В поперечном разрезе это продолжение материка напоминает своеобразную подводную полку, примыкающую к сухопутному побережью. Отсюда, и название – «шельф» (от англ. «shelf» – «полка»).
Традиционно уже давно все межгосударственные отношения, связанные с использованием моря и его ресурсов, регулируются особой отраслью международного публичного права - международным морским правом.
Юридическое понятие термина «континентальный шельф» впервые было дано в Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г
Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходной точки от которых отмеряется ширина территориального моря , когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.
Если подводная окраина материка простирается и за пределами 200 миль внешняя граница континентального шельфа должна находится не далее 350 миль от исходной линии или не далее 100 миль от изобаты 2500 м. карты и информация о внешней границы континентального шельфа сдаются генеральному секретарю ООН.
В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство обладает на континентальном шельфе суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если даже прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, то никто другой не может проводить такую деятельность без согласия прибрежного государства. Природные ресурсы континентального шельфа включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». При этом права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от наличия эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.
Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе прибрежного государства в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов, кроме тех случаев, когда оно осуществляет свое право принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения и сокращения загрязнения моря от трубопроводов. Трасса для прокладки трубопроводов на континентальном шельфе определяется с согласия прибрежного государства. При прокладке подводных кабелей и трубопроводов государства принимают должные меры предосторожности в отношении кабелей и трубопроводов, уже размещенных на морском дне. В частности, не должны уменьшатся возможности ремонта уже проложенных кабелей и трубопроводов.
Конвенция 1982 г. содержит положения о том, что при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200- мильной экономической зоны государства должны по истечении первых пяти лет добычи на этом участке производить отчисления или взносы натурой Международному органу по морскому дну в зависимости от стоимости или объема всей добываемой продукции, получаемой при разработке участка дна на шельфе. Размер отчислений или взносов за шестой год добычи составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый последующий год до истечения двенадцатого года и в последующие годы сохраняется на уровне 7%. При этом, если в процессе разработки района использовались добываемые здесь ресурсы (например, нефть при добычи нефти), эти используемые ресурсы не включаются в объем продукции. Развивающаяся страна, являющаяся нетто-импортером какого-либо полезного ископаемого, добываемого на ее континентальном шельфе, освобождается от таких отчислений или взносов в отношении этого вида полезного ископаемого.
Конвенция 1982 г. предусматривает право прибрежного государства разрабатывать недра путем прокладки туннелей независимо от глубины моря в данном месте.
Прибрежное государство на своем континентальном шельфе имеет исключительное право сооружать, а также размещать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, принимая соответствующие меры и производя надлежащие оповещения в целях обеспечения безопасности мореплавания. Оно имеет право разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования на своем континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.
Освоение месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе России — стратегическая задача. Тем более что континентальный шельф Российской Федерации является самым большим в мире по площади.
Отмечу, что в настоящее время минерально-сырьевая база континентального шельфа страны обладает невысокой инвестиционной привлекательностью, что обусловлено следующими причинами:
— низкая геологическая изученность;
— неблагоприятное
географическое размещение
— слабая
развитость инфраструктуры по
добыче и транспортировке
— постоянно меняющийся налоговый режим;
— недостаточно
развитая нормативно-правовая
Основополагающими
нормативно-правовыми
— «О недрах»,
устанавливающий правовые и
— «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающих зонах РФ», регулирующий вопросы создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок;
— «О континентальном
шельфе РФ», определяющий статус
континентального шельфа и
Однако нельзя
останавливаться на
1. Создание целостной
нормативно-правовой базы, регламентирующей
комплексное решение вопросов
технологического обеспечения, морской,
транспортной и прибрежной
2. Создание благоприятных
условий для развития
3. Создание и развитие морской, транспортной и прибрежной составляющих инфраструктуры нефтегазовых комплексов для разведки и освоения месторождений углеводородного сырья.
4. Обеспечение безопасности инфраструктуры нефтегазовых комплексов от не санкционированного доступа, нештатных экологических и природно-климатических ситуаций.
5. Ликвидация отставания от мирового уровня в области технического обеспечения освоения континентального шельфа РФ.
6. В экономической сфере комплексная программа должна учитывать, что в связи с большими сроками окупаемости нефтегазовых проектов на континентальном шельфе инвесторам необходима уверенность в благоприятном инвестиционном климате. Фискальная система в отношении новых проектов, требующих больших капитальных затрат, не привлекательна для инвесторов, что снижает конкурентоспособность российских шельфовых месторождений. Поэтому необходимо принять меры к совершенствованию инвестиционного климата для предприятий, связанных с пользованием недрами на континентальном шельфе, для чего предусмотреть стимулирующую налоговую политику и гарантировать стабильность налогового режима на сроки окупаемости проектов. Среди стимулирующих мер налогового характера целесообразно рассмотреть возможность применения понижающих налоговых коэффициентов и налоговых каникул по ставкам налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин, а также механизма ускоренной амортизации.
Нельзя не затронуть еще один из важных аспектов освоения недр континентального шельфа — это экология. Сохранение экологического равновесия морской и геологической сред в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов должно стать главной, если не основной целью деятельности по освоению шельфа. Как подчеркивают многие специалисты, регионы континентального шельфа характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению морской воды, донных отложений и атмосферы. Эти факторы предъявляют особые требования к проведению работ по обустройству и эксплуатации месторождений, что означает создание мощной, а главное, безаварийной системы экологической защиты.
Рассмотрим Штоксманское месторождение. Расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 550 км к северо-востоку от Мурманска. Ближайшая суша (около 300 км) — западное побережье архипелага Новая Земля. Глубины моря в этом районе колеблются от 320 до 340 м. Запасы категории C1 — 3,94 трлн м³ газа и 56,1 млн т. конденсата.
Штокмановская структура была выявлена в 1981 году в результате комплексных морских геофизических исследований Баренцево-Карского нефтегазоносного бассейна, проведённых специалистами треста «Севморнефтегеофизика» с научно-исследовательского судна «Профессор Штокман», в связи с чем и получила свое название; к профессору В. Б. Штокману месторождение прямого отношения не имеет. В 1983 году сотрудниками производственного объединения «Арктикморнефтегазразведка» (Мурманск) с борта бурового судна ледового класса «Валентин Шашин» (и буровым судном «Виктор Муравленко») выполнено бурение первых поисковой скважины глубиной 3153 метра, в результате были открыты две залежи свободного газа с газовым конденсатом. Б/с «Валентин Шашин» производил бурение в западной части месторождения с глубиной моря 240 метров, б/с «Виктор Муравленко» бурил в восточной части, ближе к Новой Земле с глубиной моря 135 метров.
В 2002 году для освоения месторождения государственные российские компании «Газпром» и «Роснефть» создали ООО «Севморнефтегаз» (эта компания владеет лицензией на освоение месторождения до 2018 года). В декабре 2004 года «Роснефть» продала «Газпрому» свою долю в «Севморнефтегазе» (ныне ООО «Газпром нефть шельф»).
Проект планировалось реализовывать на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). На первом этапе планировалось ежегодно добывать 22 млрд м³ газа; часть из них должна была пойти на производство сжиженного природного газа (СПГ), который планировалось экспортировать в США. Завод по производству СПГ и терминал для его экспорта в США «Газпром» собирался построить в селе Териберка на Кольском полуострове.
В течение длительного времени «Газпром» планировал привлечь к разработке месторождения иностранные компании, передав им 49 % акций месторождения. В сентябре 2005 был сформирован список из пяти зарубежных компаний — потенциальных участниц консорциума по разработке месторождения — Hydro и Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron и ConocoPhillips (США).
9 октября 2006, однако, «Газпром» объявил, что ни одна из этих компаний не смогла предоставить активы, «соответствующие по объёму и качеству запасам Штокмановского месторождения». В связи с этим недропользователем месторождения будет выступать сам «Газпром», а «авторитетные международные компании» будут привлекаться лишь в качестве подрядчиков.
Одновременно «Газпром» объявил и о том, что газ с месторождения будет поставляться не танкерами в США, как предполагалось, а по Северо-Европейскому газопроводу (Nord Stream) в Европу.
Ожидается, что в связи с изменением планов по привлечению зарубежных партнёров разработка месторождения будет отложена надолго — тем более что сложные арктические условия, большая удалённость от берега и значительная глубина потребуют уникальных технологий добычи и транспортировки, которыми «Газпром» не располагает. Прогнозируемые необходимые инвестиции составляют от 15 до 20 миллиардов долларов США. При выходе месторождения на полную мощность добыча составит 67 млрд м³ в год.
В 2008 году для ведения шельфовых проектов создана компания ООО «Газпром добыча шельф», на 100 % принадлежащая ОАО «Газпром». Газпром добыча шельф назначено оператором II и III Фаз освоения Штокмановского ГКМ
На данный момент в Штокмановском проекте «Газпром» обладает долей в 51%, французская компания Total имеет 25%, норвежский концерн Statoil - 24%.
29 августа 2012 года «Газпром» договорился со своими партнерами — французской Total и норвежской Statoil — о временном прекращении реализации проекта из-за слишком больших расходов и возникающих новых проектов по получению сланцевого газа. Партнеры ищут решения для повышения эффективности проекта