Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:42, контрольная работа
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции Российской Федерации:
1. Личность и государство: конституционные основы взаимоотношений.
3
2. Статус Президента России. 18
Список литературы 22
Задача 23
Следует обратить внимание на то, что впервые в отечественной практике в ч. З ст. 6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданство. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным. В прошлые годы нашей стране существовал институт лишения гражданства. Он был предусмотрен Законом о гражданстве СССР 1978 г. и мог применяться по решению Президиума Верховного Совета СССР в исключительных случаях по отношению к лицам, совершившим действия, порочащие звание советского гражданина. В реальной действительности лишение гражданства имело место главным образом в отношении лиц, не удобных режиму, а потому не угодных ему (диссиденты).
.Действующее
законодательство Российской
В
Законе о гражданстве РФ есть специальная
глава, посвященная регулированию
гражданства детей при
В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными полномочиями обладает Президент (п. «а» ст. 89 Конституции РФ). По вопросам гражданства Президент издает указы. Все другие органы, связанные с решением этих вопросов, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную работу.
В решении вопросов гражданства принимают участие, как уже отмечалось, также органы внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они обладают одинаковой компетенцией по вопросам гражданства, с той лишь разницей, что Министерство внутренних дел и его органы принимают такие решения в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а Министерство иностранных дел и его органы — в отношении лиц, живущих за ее пределами.
В их функции входят: прием заявлений и ходатайства по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента — не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год Возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел рубежом.
Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»1.
Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.
Считается, что существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие — в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества; 2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; З) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина; 6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей территории государства.
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему. Все они, закрепленные в 48 статьях 2-й главы Конституции РФ в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости вытекающих из теории естественного права. Имеется в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют: равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Оно формально потому, что не совпадает с фактическим равенством в сфере материальных, социальных и духовных благ. Равенство прав и обязанности как содержание права, являющего равной мерой, равным масштабом поведения для неравных людей и выражается в принципе справедливости, под которым понимается любая соразмерность (труда и вознаграждения за него, деяния и воздаяния, преступления и наказания и т. п.).
Отмеченное единство означает, что не предоставление или нарушение каких-либо прав и свобод влечет за собой нарушение других прав и свобод. Права и обязанности также тесно взаимосвязаны и должны корреспондировать между собой. Правильно утверждение, что нет прав без обязанностей и обязанности, без прав.
По общему правилу, классификация правила свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев) и всегда условна. Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Объем или набор последних, как об этом уже говорилось выше, уже первого. В зависимости от вида субъекта — на индивидуальные и групповые (коллективные). По их генезису — на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования - на основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие). По характеру предписания среди норм, содержащихся в Конституции РФ, можно выделить: 54 управомочивающие нормы, 5 — обязывающих, 17 — запрещающих и 33 — специализированных, в том числе нормы-принципы, декларативные, коллизионные и др. Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного (государственного) права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на: личные права и свободы политические, социально-экономические; другими на: личные права и свободы политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина.
Далее остановимся на характеристике основных прав и свобод человека и гражданина, выделенных по критерию содержания.
1. Личные (гражданские) права и свободы часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций. Они наиболее четко сформулированы, например, в п. 2 ст. 2 германского Основного закона: «Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Свобода лица ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона».
Свобода индивида определяет его автономию и самостоятельность. Это в свою очередь неизбежно связано с личной независимостью и ответственностью личности за свои действия.
Согласно главе 2 Конституции РФ к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения в места жительства, свобода совести.
Набор этой группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими особенностями:
1)
они являются по своей
2)
они включают право на охрану
достоинства личности, что возлагает
соответствующие обязанности
3)
особо значимы и наиболее
Неприкосновенность личности как личная свобода имеет ряд проявлений. Она означает, что никто не вправе насильственно граничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).
Неприкосновенность
жилища означает, что никто не вправе
проникать в жилище против воли проживающих
в нем лиц, иначе как в случаях,
установленных федеральным
В Конституции РФ 1993 г. впервые закреплено право человека неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В век научно-технического прогресса особо ценным является право каждого человека на тайну Переписки, телефонных переговоров почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основе судебного решения.
Право
определения своей
В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного Права каждому, кто законно находится на территории РФ, представляется свобода передвижении и места жительства
Важнейшими духовными правами человека являются: свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. В то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и Политических правах и общим Принципом Конституции РФ, право на свободу вероисповедания связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безопасность, здоровье и мораль общества.
2. Политические права связаны с обладанием гражданств государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъективность в полном объеме наступает с 18 лет.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"