Лекции по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:19, курс лекций

Краткое описание

Реформирование внешнеэкономической деятельности, углубление миграционных процессов вызвали необходимость включения в государственные стандарты подготовки специалистов-юристов в качестве обязательной дисциплины курса международного частного права. Это одна из самых молодых и самых сложных отраслей современного правоведения. Сложность данной учебной дисциплины состоит в том что, во-первых, при изучении ее приходится обращаться к понятиям общей теории права, международного права и, безусловно, к институтам гражданского, семейного, трудового и гражданского процессуального права. Во-вторых, международное частное право обладает просто колоссальной нормативной базой.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции мчп.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

Установление содержания норм иностранного права подчиняется правилам, установленным ст.1095 ГК Республики Беларусь, которые сводятся к следующему:

1. Суд или иной государственный  орган устанавливает содержание  применяемого права по должности  (ex officio). У нас иностранное право рассматривается как правовая категория, т.е. юридически обязательные предписания. Согласно англо-американской доктрине суд применяет только свое собственное право, но может признать субъективные права, возникшие под действием иностранного права. При этом иностранное право рассматривается как фактическое обстоятельство, которое наряду с другими фактическими обстоятельствами выступает в числе доказательств по делу. Бремя доказывания содержания иностранного права лежит на той стороне, которая ссылается на иностранное право. Следовательно, иностранное право считается вопросом факта (as a fact), но это - вопрос факт особого рода.

Согласно п.3 ст.1095 ГК Республики Беларусь, лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права.

Но

  • ·           стороны не обязаны это делать;
  • ·           конечная оценка и осознание содержания норм иностранного права является обязанностью суда.

2. В целях установления содержания  норм иностранного права суд  может обратиться за содействием к Министерству юстиции, иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за границей, привлечь экспертов. Большую роль в решении этой проблемы играют договоры об оказании правовой помощи, в которые включают правила о предоставлении информации о действующем праве.

В 1968 году была заключена Европейская  конвенция об информации относительно иностранного законодательства. Согласно этой Конвенции каждое договаривающееся государство создает на своей  территории Специальный орган (его обязанности могут быть возложены на любую существующую организацию), в который в случае необходимости обращаются суды за информацией о праве этого государства. Специальный орган либо сам готовит ответ, либо передает запрос в другой официальный компетентный орган. Информация передается безвозмездно. Республика Беларусь участвует в Конвенции с 1997 года.

3. Если содержание норм иностранного  права не будет установлено,  несмотря на предпринятые меры, применяется право Республики  Беларусь (п.4 ст.1095 ГК Республики Беларусь). Вывод из всего сказанного можно сформулировать следующим образом. Нормы иностранного права должны применяться так же, как они применяются в стране своего происхождения, <у себя на родине>. Поэтому и толковаться эти нормы должны так, как они толкуются у себя на родине. 

 

  1. 7.      Пределы применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке. Применение императивных норм

 

 

Применяемые нормы иностранного права  не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка - это принцип международного частного права.

Национальное право допускает  применение иностранного права, устанавливает  порядок его применения и очерчивает допустимые границы его применения на своей территории путем введения институтов <оговорки о публичном порядке> и <императивных норм>.

Оговорка о публичном порядке  является общепризнанным институтом международного частного права и представляет собой  законодательное дозволение суду не применять иностранное право  в тех случаях, когда его применение противоречило бы публичному порядку данной страны.

В Республике Беларусь это правило  сформулировано в ст.1099 ГК Республики Беларусь, ст.560 ГПК Республики Беларусь.

Наличие принципиального различия между нашим законом и законом  другого государства не может  само по себе быть основанием для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применение этой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в Республике Беларусь права иностранного государства вообще.

На практике для введения оговорки о публичном порядке пользуются правилом, сформулированным известным советским ученым Л.А.Лунцем, который писал, что для применения оговорки о публичном порядке недостаточно противоречия нормы иностранного права советскому законодательству, пусть даже конституционному, нужно чтобы результат ее применения противоречил бы нашему правосознанию, а не норма противоречила бы норме.

В современном международном частном  праве широкое признание наряду со ссылкой на оговорку о публичном  порядке получила возможность неприменения иностранного права со ссылкой на строго императивные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм.

Правило о применении императивных норм сформулировано в ст.1100 ГК Республики Беларусь: <1. Правила настоящего раздела не затрагивают действия императивных норм права Республики Беларусь, регулирующих соответствующие отношения, независимо от подлежащего применению права. 2. При применении права какой-либо страны (кроме Республики Беларусь) согласно правилам настоящего раздела суд может применить императивные нормы права другой страны, имеющие тесную связь с рассматриваемым отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд может принимать во внимание назначение и характер таких норм, а также последствия их применения>.

Вопрос о круге сверхимперативных  норм Республики Беларусь является дискуссионным  ввиду неразработанности проблемы в теории и на практике.

В Российской Федерации к таким  нормам относят нормы:

  • ·           о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на всей территории;
  • ·           о последствиях несоблюдения простой письменной формы внешнеэкономической сделки;
  • ·           о требованиях, на которые исковая давность не распространяется;
  • ·           об основных началах гражданского законодательства;
  • ·           о пределах осуществления гражданских прав;
  • ·           о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • ·           о свободе договора.

В зарубежной литературе к таким  нормам относят так же:

  • ·           некоторые правила о давности;
  • ·           защите прав потребителей;
  • ·           форме сделок;
  • ·           антитрестовского законодательства.

 

 

  1. 8.      Применение права страны со множественностью правовых систем

 

 

В данном случае имеются в виду правила разрешения интерлокальных и интерперсональных коллизий.

Интерлокальные коллизии связаны с наличием государств, в которых существуют административно-территориальные единицы с самостоятельными подсистемами права. Обычно это государства с федеративным устройством.

Интерперсональные коллизии связаны  с наличием государств, в которых  действуют обособленные подсистемы права для определенного круга лиц, объединенных по критерию принадлежности к той или иной религии или той или иной цивилизации (кодифицированное право для европейцев и обычное право разных племен для туземцев в странах экваториальной Африки).

Вопрос об интерлокальных и интерперсональных  коллизиях может решить только право  того государства, которое избрано. Выбор права конкретного государства  означает выбор системы права  этого государства в целом, и  поэтому любой вопрос, связанный с применением иностранного права, должен решаться с позиции самого иностранного права. Это правило у нас сформулировано в ст.1101 ГК Республики Беларусь: <В случаях, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько территориальных или иных правовых систем, применяется правовая система в соответствии с правом этой страны>. 

 

  1. 9.      Взаимность и реторсия

 

 

Тема взаимности в международном  частном праве относится:

  • ·           к сфере действия коллизионных норм;
  • ·           к сфере правового положения иностранных физических и юридических лиц;
  • ·           к сфере правового регулирования иностранных инвестиций;
  • ·           к сфере отношений, связанных с интеллектуальной собственностью;
  • ·           к сфере международного гражданского и арбитражного процесса.

Что касается сферы действия коллизионных норм, то в международном частном  праве закрепилось правило о  том, что применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, носит безусловный характер.

В соответствии со ст.1098 ГК Республики Беларусь суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям право Республики Беларусь, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, поскольку не доказано иное.

Что касается гражданско-правового  положения и физических и юридических лиц, то здесь взаимность определяется как одновременное или ответственное предоставление иностранным субъектам прав и привилегий в данном государстве, адекватных правам и правомочиям, предоставляемым соответствующим иностранным государством.

Различают материальную и формальную взаимность.

При материальной взаимности иностранцы на территории другого государства  пользуются таким объемом прав, которым  они пользуются в своем государстве.

При формальной взаимности иностранцам  на территории другого государства  предоставляется такой объем прав, которым пользуются собственные граждане.

Если нет в законе указания на материальную взаимность, применяется  формальная (презюмируется формальная взаимность).

Реторсии - ответные ограничения на дискриминационные акты других государств.

Ст.1102 ГК Республики Беларусь устанавливает: <Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении  прав граждан и юридических лиц  тех государств, в которых имеются  специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь>.  

 

  1. 10.  Правовой режим и его виды

 

 

Правовой режим - это совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц.

В международном частном праве  различают три вида правового  режима:

  • ·           национальный режим;
  • ·           режим наибольшего благоприятствования;
  • ·           специальный режим.

Национальный режим - это предоставление иностранным физическим и юридическим  лицам таких же прав и обязанностей, какие имеют собственные граждане и юридические лица. Национальный режим устанавливается национальным законодательством и международными договорами.

Например, ст.11 Конституции Республики Беларусь гласит: <Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и  свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международным договорами>.

Примером предоставления иностранцам  национального режима по международному договору может служить Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, в п.1 ст.II которой записано: <Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией>.

Режим наибольшего благоприятствования - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам такого режима, какой предоставляется или будет предоставляться физическим и юридическим лицам третьей страны.

Режим наибольшего благоприятствования  предоставляется на основе международных договоров. Сфера его применения - торговля, мореплавание, правовое положение иностранных организаций.

Например, ст.1 Соглашения о торговых отношениях между США и СССР, ратифицированного  Верховным Советом Республики Беларусь, предусматривает: <каждая Сторона без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой Стороны, режим не менее благоприятный чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся к:

a) таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым на или в связи с импортом или экспортом, включая способ взимания таких пошлин и сборов;

Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"