Лекции по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый краткий курс лекций по международному частному праву призван оказать помощь студентам при изучении данной дисциплины, подготовке к экзаменам, в их научно-исследовательской работе. Материал изложен в соответствии с учебной программой по международному частному праву, раскрывает основные понятия и категории данной отрасли права, излагает наиболее устоявшиеся научные точки зрения по тем или иным вопросам, содержит анализ основных правовых источников международного частного права Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции мчп.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

5. Работа иностранного гражданина  или апатрида на белорусском  предприятии, на иностранном инвестиционном  предприятии либо на белорусском  предприятии с иностранным участием.  

 

2. Источники правового  регулирования международного труда  

 

Источниками международно-правового  регулирования труда являются:

  1. 1.  Конвенции и рекомендации МОТ, которые систематизированы в виде Международного Кодекса Труда (1954 г.)
  2. 2.  Договоры и соглашения, которые подразделяются на:
  • ·           договоры, посвященные иностранным работникам и трудящимся-мигрантам;
  • ·           международные договоры по вопросам экономического, научного и культурного сотрудничества, в которых нормы трудового права носят вспомогательный характер;
  • ·                       соглашения по условиям труда работников международного транспорта.
  1. 3.  Трудовые кодексы государств, где закреплены основополагающие нормы, связанные с трудом иностранцев (например, Кодекс труда Франции имеет раздел <Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы>).
  1. 4.  Нормативные акты государств об иностранцах, об иммиграции, о занятости, о труде граждан определенного государства за рубежом или у иностранных нанимателей на своей территории.

В регулировании трудовых отношений  важное место занимают локальные  нормы права - коллективный договор  и трудовой договор (контракт). Соотношение  между законодательными и коллективно-договорными  источниками в различных странах  неодинаково. В Республике Беларусь усиливается локальное регулирование. Благодаря деятельности ТНК появились международные коллективные договоры.  

 

3. Коллизионные вопросы  международно-правового регулирования  труда 

 

Основными коллизионными привязками в международных трудовых отношениях являются:

  • ·           закон автономии воли сторон;
  • ·           закон места работы (Австрия, Венгрия, Испания, Швейцария);
  • ·           закон, наиболее подходящий для каждого конкретного случая, - все чаще применяется странами.

Эта формула учитывает комплекс факторов или один доминирующий фактор, который связывает стороны трудового договора с определенной страной (место нахождения предприятия, руководства, компании, общее гражданство сторон договора, источник получения работником производственных инструкций, источник выплаты заработной платы и ее валюта, язык трудового договора).

В международном автомобильном  транспорте в большинстве стран  обычно применяется привязка: место  регистрации транспортного средства.

В отношении моряков обычно применялась коллизионная привязка <закон флага>, однако повсеместное использование мореходными компаниями <удобного флага> приводит к тому, что ни наниматель, ни моряки не имеют никакого отношения к <стране флага>.

Когда работник постоянно выполняет  работу более чем в одной стране (международный менеджер), применяется закон той страны, в которой наниматель этого работника имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется деятельность этого работника. 

 

4. Труд граждан Республики  Беларусь за рубежом 

 

Общим для всех видов международного труда граждан Республики Беларусь за рубежом является то, что иностранный  элемент в каждом из них состоит  в трудовой деятельности граждан  Республики Беларусь за границей.

Специфика работодателя и особенности правовой регламентации дают основание выделить три основные модели трудовых отношений граждан Республики Беларусь, выезжающих на работу за рубеж.

1. Правоотношение проистекает из  юридического факта (трудового  договора), возникшего в Беларуси  на основе нашего законодательства. В рамках этого договора белорусские работодатели направляют своих работников в белорусские организации (предприятия, учреждения, организации) за границу, посылают их за рубеж для участия в строительстве предприятий, монтажа отечественного оборудования, оказания технической помощи, посылают их в краткосрочные загранкомандировки по делам службы.

2. Белорусские граждане непосредственно  или через посредников заключают  трудовые контракты с иностранными  нанимателями о работе за рубежом.  В данном случае имеет место экспорт рабочей силы (внешняя трудовая миграция).

3. Работодателем белорусского гражданина  выступает международная организация,  находящаяся за рубежом.

В 1999 году принято Положение об условиях труда работников Республики Беларусь за границей. Оно распространяется:

  • ·           на работников, направленных из Республики Беларусь или принятых за границей членов их семей на работу в дипломатические и торговые представительства, консульские учреждения Республики Беларусь в зарубежных странах, представительства Совета Министров Республики Беларусь в государствах-участниках СНГ;
  • ·           на работников, направленных из Республики Беларусь за границу министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, государственными объединениями, созданными Советом Министров Республики Беларусь, предприятиями и организациями;
  • ·           на работников, аспирантов, докторантов и студентов, военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел, направленных за границу на обучение и стажировку;
  • ·           на работников, выезжающих из Республики Беларусь в служебные командировки за границу.

Вопрос о внешней миграции распадается  на 3 части:

  1. 1)      государственное содействие внешней трудовой миграции и помощь работникам-мигрантам;
  2. 2)      защита белорусских <гостей-рабочих> за рубежом;
  3. 3)      особенности правового положения иностранных работников в странах приема белорусских мигрантов.

Граждане Республики Беларусь, выезжающие на работу за границу по трудовому  договору, заключенному с зарубежными  нанимателями, выходят из-под сферы  действия белорусского законодательства. Факт наличия белорусского гражданства не имеет значения. На них распространяется трудовое законодательство страны приема и международные правила трудовой миграции, если государство приема мигрантов признает эти правила.

17 июня 1998 года принят Закон <О внешней трудовой миграции>. Закон устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяет правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов.

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, и привлечение иностранной рабочей  силы в Республику Беларусь производится на основании лицензий.

Граждане Республики Беларусь, выезжающие за границу для получения оплачиваемой работы, должны иметь трудовой договор, заключенный с нанимателем, и визу государства трудоустройства.

Трудящиеся-мигранты въезжают для  трудоустройства в Республику Беларусь и возвращаются в государство  выезда по визе представительства или консульства за границей.

Совет Министров Республики Беларусь устанавливает квоты на привлечение  иностранной рабочей силы в Республику Беларусь.

Трудовые отношения трудящегося-мигранта с нанимателем оформляются трудовым договором в письменной форме.

На органы государственной миграционной службы Республики Беларусь возложена обязанность обеспечения граждан Республики Беларусь достоверной информацией в сфере внешней трудовой миграции.

Для белорусского гражданина, выезжающего  на заработки за рубеж, особое значение имеют международные правила, закрепленные в конвенциях о правах трудящихся-мигрантов, принятых ООН и МОТ.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов  и членов их семей (1990 г.) содержит следующие  важные положения:

  • ·           запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений;
  • ·           трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму;
  • ·           в странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен с ограничениями, последние должны перестать применяться к трудящимся-мигрантам, проживающим в стране трудоустройства более 5 лет;
  • ·           трудящийся-мигрант не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства приема только на основании невыполнения обязательств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одного из условий получения разрешения на работу;
  • ·           по окончании пребывания в стране работы по найму работник-мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свои личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной платы и иных выплат;
  • ·           государства работы по найму должны в случае необходимости выдавать работникам-мигрантам разрешения на временное отсутствие в стране приема;
  • ·           в случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство работы по найму должно положительно разрешить вопрос о предоставлении членам семьи этого мигранта разрешения на жительство;
  • ·           работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

Положения о трудовой миграции дополнены  и детализированы в актах МОТ. На 01.01.2000 г. Республика Беларусь ратифицировала 45 Конвенций. Государства, ратифицировавшие Конвенцию МОТ ©97 <О трудящихся-мигрантах>, обязуются:

  • ·           принять меры против вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции;
  • ·           оказывать бесплатную помощь трудящимися-мигрантами через государственные службы трудоустройства.

Административные расходы по вербовке, оформлению въезда и определению  на место работы не должны ложиться на мигрантов.

Экземпляр трудового договора должен передаваться работнику-мигранту до его отъезда или в момент прибытия в страну работы по найму. Он должен извещаться в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стране трудоустройства.

Государство, ратифицировавшее Конвенцию МОТ ©143 <О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении мигрантом равенства возможностей и обращения> (1975 г.), обязуется пресекать тайные миграционные движения и незаконный найм мигрантов, обеспечивать права мигрантов-транзитников.

Рекомендация МОТ ©86 <О трудящихся-мигрантах> призывает государства дополнить  положения актов МОТ, посвященных  трудовой миграции, двусторонними государственными договорами, определяющими методы применения соответствующих международных  норм. В таких договорах следует предусмотреть, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов должны основываться на типовом договоре.

Конвенцией МОТ ©47 <О сокращении рабочего времени до сорока часов  в неделю> и Рекомендацией МОТ  ©116 <О сокращении продолжительности  рабочего времени> была поставлена цель постепенного сокращения продолжительности рабочего времени без какого бы то ни было сокращения заработной платы.

Согласно Конвенции МОТ ©132 <О  ежегодных оплачиваемых отпусках> оплачиваемые ежегодные отпуска  должны быть не меньше трех рабочих недель. Существует возможность разбивки ежегодно оплачиваемого отпуска на части, одна из которых должна составлять две непрерывные рабочие недели. Соглашение об отказе от права на отпуск либо не использование отпуска с заменой его компенсацией или иным образом недействительно.

Общегосударственный минимум заработной платы установлен не во всех странах.

Факторами, определяющими размеры  этого минимума, являются:

  • ·           потребности трудящихся (с учетом потребностей их семей);
  • ·           платежеспособность предпринимателей;
  • ·           общий уровень заработной платы различных категорий трудящихся в данной стране (относительная заработная плата);
  • ·           требования экономического развития.

Конвенция МОТ ©131 <Установление минимальной заработной платы> обязывает государства ввести систему установления минимальной заработной платы.

Конвенция МОТ ©95 <Об охране заработной платы>, ратифицированная Республикой Беларусь, содержит положения  об упорядочении и ограничении вычетов  из заработной платы. Вычеты разрешаются при соблюдении условий и размеров, определяемых законодательством данной страны или устанавливаемых коллективным договором или арбитражным решением.

В случае ликвидации предприятия  или его банкротства трудящиеся являются в отношении заработной платы привилегированными кредиторами.

Гражданин Республики Беларусь, работающий за рубежом в организации  системы ООН, является международным  должностным лицом. К этой категории  относятся служащие аппарата ООН, ее специализированных организаций, которые работают в штаб-квартире Организации и в ее региональных органах. На этих служащих распространяются нормы, регулирующие международную гражданскую службу.

Правовое положение  этих служащих определяется:

  • ·           нормами международного права, содержащимися в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в соглашениях этих организаций со странами их местопребывания;
  • ·           нормами внутреннего права организации, где проходит служба такого работника;
  • ·           нормами национального права страны происхождения служащего.

 

 

Рекомендуемая литература  

 

  1. 1.         Киселев И. Международный труд: Практическое пособие. - М.: Юрист, 1997.
  2. 2.         Киселев И. Зарубежное трудовое право. Учебник для ВУЗов. - М., 1998.
  3. 3.         Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. - М.: Международные отношения, 1981.
  4. 4.         Довгерт А.С. Правовое регулирование международных трудовых отношений. - Киев, 1992.
  5. 5.         Кривой В. МОТ и международное трудовое право // Правоведение. - 1999. - ©3.
  6. 6.         Давлетгильдеев Р. Правовое регулирование привлечения рабочей силы из стран-членов СНГ // Журнал российского права. - 1999. - ©11. - С.126.
  7. 7.         ?ванова Ю. Працо≈ныя аднос?ны ≈ м?жнародным прыватным праве // Весц? НАН Беларус?. - 2000. - ©2. - С.32.
  8. 8.         Стокер П. Работа инострацев. Обзор международной миграции рабочей силы. - М., 1996.
  9. 9.         Маноло И. Абепла. Направление трудящихся в зарубежные страны. - Тбилиси, 1997.

Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"