Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:55, курсовая работа
Экономический рост составляет центральную задачу для всех наций. В Республике Беларусь в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. В самом простом понимании экономический рост - это увеличение валового национального продукта на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ПОКАЗАТЕЛИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА................................................................................5
1.1 Сущность экономического роста...................................................................5
1.2 Основные типы экономического роста.........................................................6
1.3 Показатели экономического роста................................................................7
1.4 Факторы и источники экономического роста..............................................7
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. МЕТОДЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.................................................................................................11
2.1 Понятие государственного регулирования экономического роста...........11
2.2 Методы и цели государственного регулирования экономического роста......................................................................................................................12
2.3 Государственное регулирование экономики Республики Беларусь.........14
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..................................................................................................17
3.1Анализ динамики и проблем экономического роста в Республики Беларусь...................................................................................................17
3.2 Перспективы экономического роста в Республике Беларусь.....................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................26
СПТСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................................................27
2.2 Методы и цели государственного
регулирования экономического роста.........................
2.3 Государственное регулирование
экономики Республики Беларусь.
Экономический рост - это реальное приращение объема национального производства в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии.
Сам по себе экономический рост противоречив. Объем производства может быть увеличен за счет ухудшения качества продукции (или выпуска в принципе невостребованной продукции), за счет экономии на экологических сооружениях (как следствие, на ухудшении качества жизни) и т.п. Такой рост (в масштабах человечества или отдельно взятой страны) сам по себе лишен смысла [1].
|
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником которой был Ж.Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и капитал. Так, по внешнеэкономическим и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы. Существует деление факторов в зависимости от характера роста: на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста относятся:
К интенсивным факторам роста относятся:
При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста - об интенсивном типе. Экономический рост всегда выступает как результат действия экономических и неэкономических факторов. К экономическим факторам относят увеличение количества и совершенствование качества используемых ресурсов, к неэкономическим факторам - военно-политические, географические, климатические, национальные, культурные и пр. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. К прямым факторам экономического роста относят:
Природные ресурсы необходимый, но не особенно очевидный фактор экономического роста. Во многих странах богатые полезные ископаемые не используются с достаточной эффективностью. Зато имеются страны, которые при минимальных природных ресурсах добиваются необычайно высоких темпов экономического роста (Япония, Южная Корея и др.). Республика Беларусь бедна природными ресурсами, но это не означает, что она и в дальнейшем обречена на невысокие темпы экономического роста. Опыт Японии свидетельствует, например, что страна, бедная природными ресурсами, смогла стремительно выдвинуться в число передовых держав мира [3]. Трудовые ресурсы фактором экономического роста выступают благодаря определённому качеству рабочей силы (уровень образования, профессиональная подготовка, экономическое сознание, дисциплинированность, инициативность и т.д.). Что касается трудовых ресурсов Республики Беларусь, то в рамках СНГ их уровень признаётся довольно высоким. Однако по стандартам развитых стран этот уровень, например, для рабочих профессий, является не совсем удовлетворительным. Предпринимательские способности предполагают наличие у определённой части населения необходимых для предпринимателя качеств (трудолюбие, инициативность, преданность национальным интересам и т.п.). Считается, что в развитых странах доля таких людей составляет до 10% экономически активного населения. В Республике Беларусь также имеется определённая часть населения, которая ведёт предпринимательскую деятельность. Примерно 6% занятых в народном хозяйстве относятся к сфере индивидуального частного предпринимательства. Однако следует отметить, что предпринимательство в Республике Беларусь имеет место преимущественно в сфере товарного (торгово–закупочная деятельность) и денежного (банки, финансовые компании) обращения. Несовершенное законодательство о предпринимательской деятельности, низкие требования к предпринимателям по цивилизованному ведению дел, низкие требования к государству по созданию должных условий для цивилизованного ведения бизнеса, отсутствие жёстких требований к соблюдению элементарных правил (качество продукции, услуг, гарантийные обязательства производителя, ответственность субъектов хозяйствования и средств массовой информации за рекламу сомнительного и социально–опасного бизнеса, требования к профессиональной подготовке предпринимателей и т.д.) не способствуют цивилизованному развитию предпринимательства. Научно–технический прогресс – важнейший фактор экономического роста. Он характеризуется:
Кроме факторов выделяют и источники
экономического роста. Главными источниками
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. МЕТОДЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие государственного регулирования экономического роста
Государственное регулирование развития экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов - цель экономической деятельности государства. Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов. По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях [4]. Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:
Итак, государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
Методы достижения этих целей подразделяются на:
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения). Косвенные регуляторы отличаются от прямых методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения - вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны. Указанные методы взаимосвязаны. Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования [5]. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Таким образом, основные цели государственного регулирования экономики: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для того чтобы измерить количественно-качественное соотношение экономического роста используется система индикаторов качества экономического роста. Показатели, характеризующие изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени называются индикаторами устойчивого развития. Данные показатели количественно и качественно оценивают проблемы экономики в стране и с помощью них можно оценить ситуацию, проследить произошедшие изменения за отчетный период. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, при котором не происходит истощение как природного, так и ресурсного потенциала, происходит приумножение физического капитала и ресурсы присутствуют в достаточном количестве для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений в государстве. Особого внимания требуют системы показателей, которые отражают качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Основными проблемами являются устойчивый экономический рост, проведение реструктуризации экономики, связь окружающей среды и экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Совокупность проблем и индикаторов, которые их отражаю, может изменяться со временем и в зависимости от задач. Основными являются индикаторы, показывающие качество экономического роста. Для Республики Беларусь — это следующие показатели:
Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения. С точки зрения временного аспекта планы бывают:
Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии. Их разрабатывают на срок 3-5 лет, однако считается более оптимальным срок 5 лет, так как именно пятилетний срок позволяет реализовать крупные проекты (строительство объектов, подготовка кадров и так далее). Показатели определяются по каждому году плана, мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, которые происходят, отражаются в долгосрочном плане, то есть долгосрочные планы конкретизируются по истечении пятилетнего срока. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов:
Выделяют следующие формы планирования:
При стратегическом
планировании решаются те
На практике применяются все три формы планирования. Стратегическое планирование применяется на всех уровнях управления. Директивная форма, как правило, используется при планировании республиканских и местных бюджетов, также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях Правительство, выделяя государственные средства на конкретные цели, устанавливает их адресность, объемы и сроки освоения, меры контроля. Во всех других случаях планирование имеет индикативную форму [6]. Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ динамики и проблем экономического роста в Республики Беларусь
Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поддержание стабильных темпов экономического роста и повышение на этой основе благосостояния населения страны. Это обуславливает исключительное положение данного показателя в системе прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития республики и определяет актуальность исследований, посвященных выявлению закономерностей формирования конечного потребления, изучению механизма его влияния на макроэкономику, количественной оценке степени воздействия потребительских расходов институциональных единиц на темпы роста ВВП, что позволяет более аргументировано обосновывать на перспективу динамику основных макроэкономических показателей, пропорций и имеет важное значение для выработки мер государственной политики, направленных на стимулирование экономического роста в стране [7]. Наиболее простое определение и исчисление экономического роста связано с крупнейшим показателем национальных счетов - ВВП (или ВНП) в реальном, то есть очищенном от инфляции, выражении. Валовый внутренний продукт (ВВП) - это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года. В январе-феврале 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 68,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-февралем 2011 г. в сопоставимых ценах на 3%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 был предусмотрен его рост на 5-5,5%. Существует три способа исчисления ВВП: 1) по добавленной стоимости (производственный метод); 2) по расходам (метод конечного использования); 3) по доходам (распределительный метод). При расчете ВВП первым методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость - это разность между валовым выпуском произведенной продукции и суммой, уплаченной за приобретенное сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию). Темпы экономического роста вычисляются в темпах прироста реального ВВП или ВНП в процентном выражении и обычно подсчитываются за год. Однако, в зависимости от характера исследования, этот показатель можно рассчитать за месяц, квартал, десятилетие, то есть за какой угодно целесообразный период времени. Чтобы показатель валового продукта мог служить действительно объективным показателем экономического роста и, значит, улучшения условий для повышения благосостояния граждан страны, необходимо соблюдать два условия его использования:
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. К сожалению, четкого количественного показателя, позволяющего оценить экономический рост, не существует. Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП) в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Номинальных ВНП - ВНП, оцененных в настоящих рыночных ценах. Реальный ВНП - номинальный ВНП за вычетом прироста в результате инфляции. Потенциальный ВНП - наиболее высокий реальных ВНП при стабильном уровне инфляции и естественном уровне занятости. Рост производственных сил можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП (или ростом ВНП на душу населения). В связи с этим статистическими показателями, отражающими экономический рост, являются:
Не следует путать экономический рост и экономическое развитие: экономическое развитие - процесс изменения экономики в целом, переход экономики из одного состояния в другое с течением времени. Измерение экономического роста с помощью ВНП имеет определенные недостатки. Так, быстрый или, наоборот, отрицательный экономический рост (снижение ВНП) не всегда говорит о быстром экономическом развитии (деградации). Т.к. структурные изменения в экономике (на определенном этапе развития) могут привести к относительному снижению ВНП, однако это снижение не является индикатором стагнации в экономики. Тем не менее, при всех недостатках экономический рост (ВНП) остается наиболее употребляемым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении, так и в стоимостном. Первый способ более надежен, но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель). Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца учесть эффект инфляции. В статистике ряда стран макроэкономический рост измеряют на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства. Изучение доходов населения в нашей стране осуществляется на основе выборочного обследования около 6000 домохозяйств, из которых 33% находятся в сельской местности, 67 - в городах, в том числе в Минске - 16, больших городах - 28, малых городах - 23%. Домохозяйство в современных условиях рассматривается как важнейший источник, снабжающий фирмы и государство трудовыми, материальными, природными и финансовыми ресурсами. Средства, полученные от их использования, представляют собой доходы домохозяйств, которые расходуются ими для удовлетворения материальных и духовных потребностей [8]. Таким образом, основными целями бюджетно-налоговой политики государства должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику, а также на достижение целей.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:
Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. №595 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. Этим указом предусмотрен рост валового внутреннего продукта на уровне 111 - 113 процентов при увеличении объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на 10 - 12 и на 10 - 11 процентов соответственно. Для обеспечения таких высоких темпов роста на 9 - 11 процентов должна возрасти производительность труда, что потребует дальнейшей модернизации действующих и создание новых производств. В связи с этим в 2010 году планируется направить инвестиций в основной капитал на 23 - 25 процентов больше, чем в 2009. При этом на 8 - 10 процентов необходимо снизить энергоемкость ВВП и достичь рентабельности в промышленности на уровне 10 процентов. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития являются:
Так, для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:
Основными целями бюджетно-налоговой политики должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику, а также на достижение следующих целей:
В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц [9]. В области совершенствования межбюджетных отношений в прогнозируемом периоде будет обеспечена реальная децентрализация бюджетной системы с одновременной передачей на республиканский уровень всех финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов. Должно быть проведено четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышена степень автономности налоговых полномочий, выработаны прозрачные процедуры распределения финансовой поддержки регионам. Задачи сохранения окружающей среды предполагают проведение комплекса природоохранных мероприятий, научных исследований и разработок в области энерго- и ресурсосбережения, развития системы экологического мониторинга. Важным направлением расходов бюджета являются капитальные вложения, направляемые на строительство объектов, связанных с проведением на территориях радиоактивного загрязнения защитных мер по их реабилитации. Предполагается расширение участия частного капитала в финансировании природоохранных мероприятий и ресурсосбережении. Важнейшими мерами бюджетно-налоговой политики в области охраны природы для обеспечения устойчивого развития должны стать:
Денежно-кредитная политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы. Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:
Развитие банковской системы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности. Для этого должно предусматриваются:
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры. Для этого потребуются:
Таким образом, для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе написания курсовой работы можно сделать следующий вывод: увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства. Также существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При интенсивном типе развития экономический рост достигается более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды. Сегодня наибольшее распространение получил инновационный экономический рост, который базируется на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Для роста экономики потенциально возможными темпами необходимо, чтобы доходы собственников факторов производства росли темпами, равными темпам роста их производительности. Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов. Основные цели государственного регулирования экономики: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Основными целями бюджетно-налоговой политики государства должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. На сегодняшний день в Республики Беларусь разработана и действует программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, которая охватывает все основные направления народного хозяйства и направлена на стабильное развитие экономики нашего государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
Информация о работе Макроэкономические условия в Республике Беларусь