Межгосударственные и внутригосударственные вооруженные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

По подсчетам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания второй мировой войны было только двадцать шесть дней абсолютного мира. Анализ конфликтов за эти годы свидетельствует об увеличении количества вооруженных конфликтов, при сложившихся условиях взаимосвязи и взаимозависимости государств и различных регионов, способные к быстрой эскалации, преобразования в крупномасштабные войны со всеми их трагическими последствиями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Межгосударственный вооруженный конфликт…………………5
Внутригосударственный вооруженный конфликт……………….11
Межгосударственные и внутригосударственные вооруженные конфликты на примере событий происходящих в настоящее время……...…14
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Межгосударственный и внутригосударственный конфликт.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

- наличие враждебных организованных  действий между противоборствующими  силами. Характеризующим признаком  этого критерия являются политические  цели противоборствующих сил;

- фактическое участие  в боевых действиях вооруженных  сил (в том числе полиции) и  применение оружия;

- коллективный характер  выступлений. Это значит, что отдельные, спорадические, анархистские антиправительственные  выступления, случаи нарушения внутреннего  порядка, возникновение обстановки  внутренней напряженности (беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера;

- элемент организации. Это  относится в первую очередь  к повстанцам, которые должны  создавать органы власти, ответственные  за поведение повстанческих сил;

- обладание частью территории  соответствующего государства. Повстанцы  должны не только обладать  частью территории, но и эффективно  осуществлять на ней функции  власти, в том числе планировать  и вести военные действия.

В наиболее общем виде процесс трансформации внутреннего конфликта в стадию вооруженной борьбы можно описать следующим образом: резкое обострение объективных и субъективных противоречий - восприятие событий как невозможность их разрешения обычными социально-правовыми средствами - переход конфликтных отношений в стадию кризиса - принятие как минимум одной из сторон в конфликте решения об использовании вооруженных методов борьбы - практическое применение оружия - трансформация социально-политических конфликтных отношений во внутригосударственный вооруженный конфликт.

Таким образом, можно констатировать, что социально-политическую природу внутренних вооруженных конфликтов составляют возникающие в результате объективного развития социальной жизни и субъективной деятельности людей условия и причины, ведущие к нарушению структурно-системного равновесия и правопорядка в государственно организованном обществе.

Процесс кодификации и прогрессивного развития норм международного права, призванных регулировать отношения, порождаемые ситуацией внутригосударственного вооруженного конфликта, с известной долей условности, можно разделить на три основных этапа.

Начало первого этапа связано с гражданской войной в Испании (1936-1939 гг.). Второй этап относится к 1949 году, когда по инициативе Международного Комитета Красного Креста (МККК) государства приступили к пересмотру международно-правовых норм, применяемых в период международных вооруженных конфликтов и касающихся, прежде всего защиты жертв таких конфликтов (раненых, больных, военнопленных, гражданского населения и т.д.). Итогом этого этапа стала ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны, которая накладывает на участников внутреннего вооруженного конфликта минимум обязательств гуманитарного характера. Третий этап связан с работой Дипломатической конференции по поддержанию и развитию международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, которая проходила в Женеве с 1974 по 1977 годы. Принятый на этой конференции Дополнительный протокол 11 к Женевским конвенциям 1949 года специально посвящен защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Межгосударственные и внутригосударственные вооруженные конфликты в современном мире

 

Характерной чертой современных конфликтов – это их глобализация. Если раньше, как правило, субъектами конфликтов были две страны, то с начала XX века участие в конфликтах принимают целые группы стран – Антанта, Тройственный Союз, Организация Варшавского Договора, НАТО и другие. Поэтому почти любой современный политический конфликт затрагивает интересы многих государств. Антанта – военно-политический блок Англии, Франции и России (1904-1919), один из главных участников Первой мировой войны. Тройственный Союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и ряда других стран (1879-1918), принимавший участие в Первой мировой войне.

В свою очередь, глобализация конфликтов порождает необходимость их международного урегулирования. Различные группы стран создают совместные силы по осуществлению миротворческой деятельности.

Примером таких организаций является Шанхайская организация сотрудничества (2001). ОДКБ (1992).

Конечно, наиболее важную роль в разрешении международных конфликтов играет Организация Объединенных Наций (ООН). Совета безопасности ООН может принять решение о создании в том или ином регионе миротворческой миссии и направлении туда «голубых касок» ООН.

Превентивная дипломатия – меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами и недопущение перерастания споров в военные конфликты.

Третья особенность современных политических конфликтов заключается в том, что география их распространения существенно изменилась. Если на протяжении нового времени активные войны шли в европейских странах, то теперь, после 1945 года, развитые страны Запада практически не воюют между собой. «Торговые войны» между ними случаются, но они всегда завершаются путем переговоров.

В начале XXI в. на первом месте по общему числу вооруженных конфликтов оказалась Африка, которую даже стали называть континентом конфликтов. В Северной Африке примерами такого рода могут служить Алжир, где правительство ведет вооруженную борьбу с Исламским фронтом спасения, и Судан, где правительственные войска ведут настоящую войну с народами южной части страны, выступающими против насильственной исламизации. И в том и в другом случаях количество как воюющих, так и погибших измеряется десятками тысяч.

В Юго-Западной Азии арабо-израильский конфликт, уже не раз перераставший в ожесточенные столкновения и даже войны, длится в общей сложности более 50 лет. Правительство Турции давно ведет войну с курдской оппозицией и ее армией. Правительства Ирана (а до недавнего времени и Ирака) также стремятся вооруженным путем подавить оппозиционные группировки. И это не говоря уже о восьмилетней кровопролитной войне между Ираном и Ираком (1980–1988), о временной оккупации Ираком соседнего Кувейта в 1990–1991 гг., о вооруженном конфликте в Йемене в 1994 г. Очень сложной продолжает оставаться политическая обстановка в Афганистане, где после вывода советских войск в 1989 г. план ООН по мирному урегулированию был фактически сорван и началась вооруженная борьба между самими афганскими группировками, в ходе которой власть в стране захватило религиозное движение «Талибан», свергнутое в 2001–2002 гг. антитеррористической коалицией стран во главе с США.

В Южной Азии главными очагами вооруженных конфликтов продолжает оставаться Индия, где правительство ведет борьбу с группами повстанцев в Кашмире, Ассаме, а также находится в состоянии постоянной конфронтации с Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир.

И в начале XXI века вооруженные конфликты представляют собой большую опасность для дела мира:

Гражданская война в Сирии — вооружённый конфликт между сирийскими правительственными войсками и их союзниками, и боевиками сирийской оппозиции (большинство из которых являются исламиста, включая членов группировок, ассоциированных с «Аль-Каидой»). В качестве третьей стороны конфликта выступают курды, ведущие вооружённую борьбу как с правительственными войсками, так и с боевиками оппозиции. На стороне оппозиции в боевых действиях участвуют наёмники из более чем 70 стран мира, на стороне правительства — боевики ливанской организации «Хезболла» и иракских шиитских группировок.

Войне предшествовали массовые антиправительственные волнения и беспорядки в разных городах Сирии, направленные против президента страны Башара Асада и на прекращение длительного правления партии Баас, которые в июне — июле 2011 года переросли в открытое вооруженное противостояние.

В конце 2012 года доклад ООН охарактеризовал войну как «открыто религиозный конфликт» между алавитским ополчением и его шиитскими союзниками, воюющими в основном против преимущественно суннитских повстанческих группировок. Данное мнение оспаривается обеими сторонами конфликта.

Во многих конфликтных районов в настоящее время, где военные действия прекратились, создалась обстановка скорее перемирия, чем прочного мира. Именно к этим категориям можно отнести конфликты в Таджикистане, Боснии и Герцеговине, Косово, Северной Ирландии, Кашмире, Шри-Ланке, Западной Сахаре, на Кипре. Особую разновидность очагов таких конфликтов представляют собой еще продолжающие существовать так называемые самопровозглашенные (непризнанные) государства. Их примерами могут служить Республика Абхазия, Нагорно-Кара-бахская Республика, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика в СНГ, Турецкая Республика Северного Кипра, Сахарская Арабская Демократическая Республика. Достигнутое во многих из них со временем политическое и военное затишье, как показывает опыт, может оказаться обманчивым. Подобные «тлеющие» конфликты по-прежнему таят в себе большую угрозу. Периодически конфликты на этих территориях обостряются и ведутся настоящие военные действия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наиболее распространенной непосредственной причиной вооруженных конфликтов являются насильственные военные действия – пограничные столкновения, нарушения границ ограниченными силами, вторжения в воздушное пространство, морские инциденты, бомбардировки объектов на территории другого государства...

С другой стороны, военный конфликт может быть вызван и ненасильственными военными действиями, к которым относятся: демонстрация военной силы, проведение военных учений и маневров, мобилизация вооруженных сил, изменение в дислокации армейских частей и подразделений, угрожающее передвижение войск и т. д.

Вооружённый конфликт отличается от войны:

- ограниченностью политических целей противоборствующих сторон;

- выдвижением на первый план в качестве причинных факторов не коренных, а более частных противоречий между сторонами;

- количественным и качественным ограничением пределов применения военной силы;

- сравнительно небольшими территориальными масштабами противоборства;

- сравнительно меньшей продолжительностью или пульсирующим характером противостояния.

Одним из основных формальных признаков войны является участие в вооружённом конфликте независимых государств.

Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате иностранной военной интервенции в нарушение норм международного права. Интервенция в поддержку одной стороны вынуждает другую сторону прибегнуть к такой же внешней поддержке.

Субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, некоторые международные межправительственные организации (ООН, ОДКБ, СНГ, НАТО и др.).

В 1977 г. к Женевским конвенциям (1949) были приняты два дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, посвященный защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

В любом случае для разрешения конфликта необходим диалог между всеми его участниками. Если люди не хотят разрешить конфликт, он будет длиться вечно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949г.
  2. Конвенция об обращении с военнопленными 1949г.
  3. Конвенция о защите гражданского населения во время войны.
  4. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г.
  5. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977г.

6. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб: Питер, 2008. – 496 с.

7. Бирюков П.Н. “Международное право: учебное пособие”, 2-е изд., М.: Юристъ, 1999г.

8. . Глухова А.В. Типология политических конфликтов. — Воронеж, 2004. – 98 с.

9. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 411 с.

10. Громова О.Н. Конфликтология.— М.: Экмос, 2000. -276 с.

11. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2005. – 302 с.

12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 2002. – 331 с.

7. Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 2003. – 212 с.

13. Рыжков О. Политические конфликты. — М., 2003. – 118 с.

14. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика.— М.: Экмос, 2001. – 177 с.


Информация о работе Межгосударственные и внутригосударственные вооруженные конфликты