Международная защита прав женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы защиты прав женщин,их правового закрепления и фактического соблюдения.Всвязи с поставленной целью я определяю следующие задачи:
Изучить международно-правовые источники с точки зрения охвата различных сфер общественной жизни
Рассмотреть различные механизмы реализации нормативных актов на практике
Попытаться выявить основополагающие проблемы,связанные с недостаточностью реализации прав женщин

Содержание

Введение
История возникновения и содержание понятия «права женщин»
Основные международно-правовые акты по защите прав женщин
Международные механизмы и институты защиты прав женщин
Защита прав женщин в России: законодательство и практика
Личные права
Гражданские и политические права
Социальные и экономические права
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Международная защита прав женщин.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

- достичь равного  представительства женщин и мужчин, в этих целях значительно увеличить  число женщин на всех государственно - административных должностях, в  случае необходимости путем введения  квоты; 

- принять в  рамках избирательных систем меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности в той же пропорции и на тех же условиях, что и мужчин;

- принять во  внимание дифференцирующее воздействие  избирательных систем на политическую представленность женщин в выборных органах и в случае необходимости рассмотреть вопрос о корректировке или реформе этих систем;

- защищать и  поощрять равные права женщин  и мужчин на участие в политической  деятельности и на свободу  ассоциации, включая членство в политических партиях и профсоюзах;

- создать механизм  контроля за выполнением принятых  обязательств.16

Результатом интеграции России в мировое общество стало  усиление влияния международного законодательства на законодательство российское.Кроме уже несколько раз упомянутого закреплённого Конституцией гендерного равенства,можно говорить и о других примерах такого влияния.

В ходе правовой реформы конституционный принцип  равенства был интерпретирован  и получил развитие в ряде федеральных законов, государственных документов. Развитие конституционного положения о равенстве прав мужчин и женщин и возможностей для реализации таких прав нашло отражение в указах Президента РФ от 4 марта 1993 г. «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», от 18 июня 1996 г. «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.», от 30 июня 1996 г. «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации». В последнем указе президента признается, что «всестороннее участие женщин на основе равенства с мужчинами во всех сферах жизни общества имеет приоритетное значение для стабильного социального и экономического развития страны». Постановления Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации», от 26 августа 1996 г. №1014 « Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», от 29 августа 1996 г. №1032 «Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.» нацелены на расширение возможностей женщин и их всестороннее участие на основе равенства во всех сферах жизни общества, включая участие в процессе принятия решений и доступ к власти. 17

Однако, несмотря на то, что полноправное участие женщин в принятии решений на всех уровнях управления признаётся невероятно важной задачей, не описывается сам механизм и ресурсы достижения такой цели,и пока не будут приняты все необходимые правовые нормы и не будут обеспечены все условия, представительство женщин в высших эшелонах власти так и останется невероятно низким.

Социальные  и экономические права

В отношении  социальных и экономических прав ситуация не особенно отличается от уже  описанных ранее. Чтобы не повторяться, я лишь кратко напомню о международных правовых актах, относящихся к данному вопросу:

•Конвенция  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.)

•Конвенция  Международной Организации Труда N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.)

Конечно, данная сфера включает в себя множество аспектов, но подробнее я бы хотела остановиться на таких актуальных пунктах, как ситуация в сфере женской занятости и вопрос защиты материнства.

Традиционно при  рассмотрении вопросов женской занятости, первостепенное внимание уделялось  таким проблемам, как плохие условия  труда, профессиональная и отраслевая сегрегация женщин, более низкая, по сравнению с мужчинами, оплата труда, ограниченные возможности квалификационного, и должностного роста и др. Сегодня в связи с активизацией рыночных реформ, экономическим кризисом и безработицей уже не проблема оплаты труда и качества рабочих мест, а сама возможность иметь оплачиваемую работу становится для женщин основным вопросом, от которого зависит благосостояние, а часто и выживание их семей.18

Дело в том, что в условиях рыночной экономики повышаются требования, предъявляемые к рабочей силе, поэтому женщинам приходится гораздо сложнее, чем мужчинам, ведь возможность мобильно переквалифицироваться при потере места работы есть только у того, на ком не лежит бремя заботы о семье, а ведь именно женщины чаще всего несут это бремя.

Статья 16 Кодекса  законов о труде РФ не допускает  какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу по признакам, не связанным с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от пола. К сожалению, реальность далека от требований закона. Даже в советские времена, когда уровень соблюдения законности был неизмеримо выше, чем теперь, скрытая дискриминация женщин при приеме на работу, повышении в должности, определении размера оклада служащим и т.д. ни для кого не составляла секрета.19

Несмотря на то, что номинально все женщины имеют равные права, существуют определённые группы, членов которых чрезвычайно неохотно берут на работу. К ним относятся женщины с детьми и женщины предпенсионного возраста. Статистика показывает, что в случае потери работы именно представителям этих групп приходится сложнее всего ,потому  что повторно устроиться на работу выходит у достаточно маленького процента уволенных работниц. Массовое же закрытие детских садов делает ситуацию всё более удручающей.

Далее хотелось бы перейти к вопросу правовой охраны материнства.

Охрана материнства - проблема комплексная,включающая в  себя множество позиций и проблем,однако далее я хотела бы рассмотреть  её с точки зрения права женщин на отпуск по беременности и родам.Остроту данной проблеме придают множественные судебные тяжбы  родивших женщин с компаниями,иногда весьма крупными и могущественными . Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» требует от государств-участников в целях ликвидации дискриминации женщин в области занятости ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работа, старшинства или социальных пособий (ст 11). В России, как известно, отпуска по беременности и родам предоставляются женщинам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов (ст. 165 КЗОТ). Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. В случае, если женщина не выйдет на работу после окончания декретного отпуска, ей может быть по ее желанию предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. После окончания этого отпуска женщина может получить еще один дополнительный отпуск, но уже без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством). Как частично оплачиваемый отпуск, так и дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы может быть, начиная с 1993 г., использован как полностью, так и частично не только матерью, но и отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. К сожалению, механизм «подмены» в таких случаях матери другим лицом разработан пока еще неудовлетворительно, что сильно затрудняет широкое внедрение этого полезного нововведения в жизнь. 20 
Заключение

Впервые проблема прав женщин возникла в 18 веке. Эта тема,не поднимавшаяся ранее,становится актуальной именно во время буржуазных революций на фоне общей гуманизации и индивидуализации общества,общего поднятия уровня правосознания граждан.Однако,несмотря на то,что вопрос впервые поднимается в 18 веке,сами права появляются только спустя 2 столетия, когда общество проходит несколько этапов изменения сознания в ходе промышленных и культурных революций

Несмотря на то,что сегмент защиты прав женщин появился сравнительно недавно,он уже содержит множество специальных международно-правовых актов (Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.д.), однако также данный сегмент регулируется и различными актами, защищающими права человека вцелом (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и т.д.).Существующие правовые акты всесторонне регулируют общественную жизнь,так как они касаются и социальной,и экономической,и гражданско-правовой сфер.

Да,существующее законодательство по данному вопросу  является достаточно полным,однако оно  является лишь собранием правовых актов, реальное же его исполнение обеспечивают различные механизмы и институты,как  Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Специальный Докладчик по проблеме насилия в отношении женщин, Совете Европы и многие другие.Именно к этим органам можно обращаться в случае нарушения законодательства по рассматриваемому вопросу.

Если говорить про Россию,то стоит отметить, что международно-правовые акты занимают особое положение в её правовой системе, так как в случае конфликта международных норм и российского законодательства применяются первые.Огромная важность ликвидации гендерной дискриминации очевидна и при знакомстве с Конституцией РФ,основным законом Российской Федерации,так как уже в нём есть нормы,подчёркивающие равноправие мужчин и женщин.

Подводя итог,можно  сказать,что те цели и задачи,которые  были определены во введении,можно считать достигнутыми: достаточно полно были рассмотрены правовые акты,регулирующие сферу правовой защиты женщин,были определены основные механизмы и источники, позволяющие реализовать законодательную часть на практике,а также было рассмотрено реальное состояние дел на данный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

Правовые акты:

Конституция РФ

Кодекс Законов  о Труде Российской Федерации (КЗоТ РФ)

Конвенция о  политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.)

Конвенция о  гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.)

Конвенция о  ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.)

Конвенция Международной  Организации Труда N 156 о равном обращении  и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.)

 

Интернет-ресурс «Гарант»

  • http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/

 

Различные статьи и публикации

  1. http://www.anna-center.ru/en/prava-jenshin/mejdunar-mex/18-mejdunarodnye-recomendacii.pdf     Статья Национального центра по предотвращению насилия «АННА»
  2. http://www.xserver.ru/user/zpges/       А.С.Чеботарева 1995 г  «Защита прав женщин в Европейском союзе»
  3. http://www.owl.ru/rights/women2003/discr-17.html Статья «Дискриминация женщин в современной России»
  4. http://www.owl.ru/win/books/zavadskaya/3.htm  Завадская Л.Н.

« Гендерная  экспертиза российского законодательства»

  1. Брошюра «Консорциум женских неправительственных объединений.  Нарушение прав женщин  или дискриминация по признаку пола в России.» Под редакцией Е.Н.Ершовой и С.Г.Айвазовой. М: Эслан.2010.
  2. http://www.owl.ru/win/books/polenina/23.htm   Поленина С.В. «Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный аспект»
  3. Хоткина З. А.  Гендерные аспекты безработицы и системы социальной защиты населения
  4. http://www.owl.ru/library/003t.htm  «Права женщин в системе прав человека. Международный аспект» С. В. ПОЛЕНИНА, доктор юридических наук, Институт государства и права РАН
  5. http://www.owl.ru/win/books/gender/4.htm Светлана Айвазова «Гендерное равенство в контексте прав человека»
  6. http://www.hrights.ru/text/inter/b7/Chapter82.htm «Права женщин: правовые стратегии реализации» Кристин М. Чинкин

1 «Права женщин в системе прав человека. Международный аспект» С. В. ПОЛЕНИНА, доктор юридических наук, Институт государства и права РАН

2 Светлана Айвазова «Гендерное равенство в контексте прав человека»

Информация о работе Международная защита прав женщин