Международная экономическая интеграция: понятие, причины возникновения и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Основными органами  управления ЕС являются  Совет Министров  ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский  суд. Совет министров ЕС – руководящий орган ЕС, обладающий правом принимать решения по основным вопросам деятельности  ЕС и правом заключать международные соглашения от имени ЕС. Это законодательный орган. Он может принимать постановления 4 основных видов, различающиеся по обязательной силе и способам применения.

      1. Регламенты – подлежат непосредственному применению во всех странах.
      2. Директивы – претворяются в жизнь через принятие национальных законодательных актов.
      3. Решения – касаются лишь некоторых предприятий и организаций.
      4. Рекомендации – не имеют обязательной силы. В Совет Министров ЕС входят министры иностранных дел всех стран-участниц, в его работе принимают участие также другие члены правительств.

Комиссия ЕС (КЕС) – административный орган,  обладающий широкими полномочиями. Основные функции КЕС следующие:

      1.      Выдвижение законодательных инициатив.
      2.       Контроль за исполнением постановлений Совета Министров ЕС. Использование необходимых санкций (в том числе и обращение в Европейский суд) при нарушении странами тех или иных актов ЕС.
      3.       Контроль за соблюдением таможенного режима, развитием аграрного рынка, налоговой политики.
      4.       Обеспечение эффективной политики в области конкуренции и проведение единой политики в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.
      5.       Управление различными фондами (социальным, региональным, аграрным) и программами ЕС, в том числе и программами помощи странам, не участвующим в ЕС.

Существенным направлением деятельности КЕС является приведение в необходимое соответствие законодательных  норм и стандартов, действующих в разных странах ЕС.

Местонахождение КЕС  – г. Брюссель.

Европейский парламент (Европарламент) формируется путем всеобщих прямых выборов парламентариев из всех стран ЕС. Депутаты Европарламента избираются сроком на 5 лет. Члены Европарламента объединяются во фракции не по принципу гражданства, а по принципу политической (партийной) принадлежности, что является шагом по пути формирования международных политических движений.

Европарламент – консультативный  и рекомендательный орган. Но бюджет ЕС утверждается именно Европарламентом.  В соответствии с Единым европейским актом в настоящее время требуется одобрение со стороны Европарламента при вступлении в ЕС новых членов, при  заключении договоров об ассоциированном членстве, а также соглашений с третьими странами.

Местонахождение Европарламента – г. Страсбург.

Суд ЕС (Европейский  суд) – международный правовой орган стран ЕС. Он обеспечивает единообразное толкование принятых в ЕС правил и норм, и урегулирует связанные с их применением споры и претензии, в том числе и от иностранных юридических лиц.

Местонахождение Европейского суда – г. Страсбург.

Большое значение для  развития ЕС имеет тот факт, что  там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы  ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладает преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС.

С 1993 года действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.  Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран.

 

 

Переход стран  Европейского Союза к общей валюте «евро».

Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза  является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро. Пока от присоединения  к зоне евро отказались Великобритания, Дания и Швеция, а Греция не была допущена в эту зону, так как не достигла тех экономических критериев, которые были установлены для присоединения к единой валюте.

С 1 января 1999 года было отменено экю как международное и платежное  средство. 11 стран ЕС перевели свои безналичные расчеты на евро, который был по состоянию на эту дату вместо экю в пропорции 1:1.

В качестве «пропускных  критериев» участия в зоне евро были установлены следующие:

1. Дефицит госбюджета  не более 3% к ВВП.

2. Государственный долг не более 60% к ВВП.

3. Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

4. Инфляция не более  чем на 1,5 п.п.  выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

5. Отсутствие курсовых  колебаний национальной валюты  за рамки, разрешенные Европейской  валютной системой, в течение  последних двух лет.

Все эти критерии были выполнены 11 странами, сформировавшими «зону евро».

Проведение единой кредитной  и валютной политики осуществляется в настоящее  время через работающие с т июлю 1998 года наднациональные  банковские институты – Европейский  центральный банк (ЕЦБ) и Европейскую  систему центральных банков (ЕСЦБ).

Переход к единой валюте выгоден как государству, так  и бизнесу Евросоюза.

Преимущества введения евро для государства:

      1. Введение единой валюты связано с соблюдением жесткой бюджетной дисциплиной. А это, в свою очередь, позволит успешнее бороться с инфляцией.
      2. 2. В условиях одновалютной торговли внутри ЕС страны смогут обходиться меньшим объемом золотовалютных резервов. Избыточная часть резервов может быть направлена в хозяйственный, в том числе, инвестиционный оборот.
      3. Вышеперечисленные обстоятельства позволят сократить заемные операции правительств, удешевят кредит и стимулируют экономический рост.
      4. Введение единой валюты облегчит проведение налоговой реформы в странах ЕС.

Преимущества введения евро для бизнеса ЕС:

      1.            В зоне евро сложится единое правовое поле денежно-кредитного и валютного регулирования.
      2. Сократятся расходы на расчетное обслуживание операций, сроки прохождения денежных переводов, что приведет к экономии накладных расходов.
      3. Снизятся валютные риски внутри зоны евро.

Сложится единый европейский рынок капитала, более крупный, конкурентоспособный и ликвидный, чем нынешние национально-ограниченные рынки.

Евро уже участвует  в безналичных расчетах. С 1 января 2002 года  эта денежная единица  введена в наличный оборот параллельно  с национальными валютами 11 государств. А с 1 июля 2002 года были полностью заменены валюты 11 государств Евросоюза на новую денежную единицу – евро.

 

Заключение

 

Евросоюз представляет собой сегодня общую "крышу" для Европейского Сообщества и Евратома. Сам Евросоюз международной договорной правоспособностью не обладает. Однако в сфере внутреннего экономического регулирования и внешнеэкономических отношений Евросоюз фактически мало, чем отличается от обычного федеративного государства, хотя и с ограниченной компетенцией "центра".

Но достигнутые интеграционные успехи впечатляющи. С одной стороны, они, что касается внутрисоюзной  экономической политики, движутся на интеграционных основах. В рамках ЕС уже реализован Экономический и  валютный союз с общей валютно-финансовой системой и единой валютой - евро (хотя евро принят еще не во всех странах ЕС).

На базе таможенного  союза с единым таможенным тарифом  ЕС проводится общая внешнеторговая политика Союза. Полностью сняты  внутренние межгосударственные преграды, включая количественные и т.п. ограничения для торговли товарами и во многом - услугами, обеспечено свободное перемещение капиталов и людей внутри ЕС. Действует режим свободной торговли товарами (кроме ряда сельскохозяйственных и рыболовецких) с большинством развитых стран. Проводится унификация социальных прав и гарантий для населения. Образована единая патентная система и т.д. Возникла уникальная правовая система - европейское право, и эффективно действует Европейский суд, рассматривающий споры.

В заключении можно сказать, что Европейский союз - развитая форма экономической интеграции.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Авдокушин Е.Ф., «Международные экономические отношения», М.: Юристь, 2001г.;

2. Булатова А.С., «Мировая Экономика», М.: Юристь, 2000г.;

3. Колосов Ю.Н., Кривчикова Э.С., «Международное право», М – 2000г.;

4. Лукашук И.И., Международное право», М – 2000г.;

5. Щербанин Ю.А., Рожков  К.Л., Рыбалкин В.Е., Г. Фишер, учебное  пособие для ВУЗов «Международные  экономические отношения. Интеграция»,  М.: «Банки и Биржи», ЮНИТИ, 1997г.




Информация о работе Международная экономическая интеграция: понятие, причины возникновения и развития