Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:53, лекция
Международное воздушное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.
Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелётов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).
Международное воздушное право
Международное воздушное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.
Под регулированием режимов
использования воздушного пространства
в целях аэронавигации
Вопросы транзитного пролёта
над международными проливами и
История создания
В 1919 году Парижская конвенция
закрепила принципы суверенитета государств
над воздушным пространством. В 1944
году прошла Чикагская конференция
о гражданской авиации. Принцип
свободы полетов в
Соглашение о международном воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха:
1. возможность полета без посадки;
2. возможность посадки для технического обслуживания.
Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. установило еще три:
3. возможность высаживать
пассажиров, выгружать груз и
почту, взятые на территории
государства, в котором
4. возможность принимать
на борт пассажиров, груз и
почту, следующие на
5. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.
Международная организация
гражданской авиации (ИКАО от а
ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.
Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.
Уставной целью ИКАО является
обеспечение безопасного, упорядоченного
развития международной гражданской
авиации во всем мире и другие аспекты
организации и координации
В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.
Нормы, регламентирующие отдельные
аспекты правового статуса возд
Нормы международного воздушного
права зафиксированы во многих международных документа
Важнейшими принципами современ
В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушноепространство является территорией с определенным юридическим статусом.
Различают два вида воздушного пространст
Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом.
Высотная граница
Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.
Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты.
Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.
Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства. Военный летательный аппарат - это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат находится под командованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.
Воздушное судно может
быть занесено в реестр только одного
государства и иметь только одну
государственную
Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.
К международным относятся все полеты, при которых пересекается граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегулярные полеты - это эпизодические, разовые полеты, например для обеспечения чартерных перевозок.
Воздушное пространство, расположенное
над территорией государства, является
частью его территории. Государство
обладает полным и исключительным суверенитетом
над своим воздушным пространст
Для организации полетов воздушных
В целях обеспечения
Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.
Открытое воздушное пространств
В открытом воздушном пространств
• свобода беспрепятственно осуществлять полеты;
• право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;
• право захватывать воздушное пи
Эти свободы реализуются
в дозволенных международным пр
Особые правила установлены
для пролета над международными
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
Международное воздушное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в отношении использования воздушного пространства с целью осуществления международного воздушного сообщения и обеспечения его безопасности, а также устанавливающих режим воздушных сообщений.
Международные воздушные полеты выполняются в целях перевозки пассажиров, груза, почты и багажа за плату по международным воздушным трассам.
Существует 2 вида воздушного права:
1.Международное воздушное
право. Определяется
2.Внутригосударственное
(национальное) воздушное право.
Определяется Воздушным
Современное воздушное законодательство:
1.Действует не только на территории государства, но и за его пределами в той мере, в какой это определено самим законом.
2.Регулирует полеты в воздушном пространстве всех гражданских воздушных судов (включая иностранные).
3.Распространяет свое
действие на все виды
Все полеты любого иностранного воздушного судна над территорией какого - либо государства подчинены его полному и исключительному суверенитету. То есть такие полеты в воздушном пространстве, расположенном над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды, могут осуществляться только с явно выраженного на это согласия данного государства.
Основой современного международного воздушного права являются:
1.Чикагская конвенция
1944 года. На ее основе строятся
взаимоотношения между
2.Варшавская конвенция
1949 года. Унифицировала некоторые
соглашения о международных
3.Гаагский протокол 1955 года. Дополнил Варшавскую конвенцию.
4.Гвадалахарская конвенция
1961 года. Дает право осуществлять
перевозки на арендуемых
5.Римская конвенция 1962
года. Постановление о возмещении
пассажирам и авиакомпаниям
6.Токийская конвенция
1963 года. О правонарушениях,
7.Гаагская конвенция 1970
года. О борьбе с незаконным
вмешательством и захватом
8.Монреальская конвенция 1971 года. О борьбе с актами незаконного захвата воздушных судов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Основные принципы сотрудничества
в области международной
1.Полный и исключительный
суверенитет каждого
2.Обеспечение безопасности
полетов по международным
3.Обязательство применять
гражданскую авиацию только в
мирных целях, целях