Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 23:20, реферат
Актуальность темы обусловлена происходящими в России демократическими преобразованиями, выбором курса на строительство правового государства, провозглашением приоритета личности, что в свою очередь создает предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международное сотрудничество в деятельности прокуратуры……..4
Глава 2. Международное сотрудничество органов прокуратуры: реальность и перспективы развития……………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...13
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Международное сотрудничество в деятельности прокуратуры……..4
Глава 2. Международное сотрудничество
органов прокуратуры: реальность и перспективы
развития…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы обусловлена происходящими в России демократическими преобразованиями, выбором курса на строительство правового государства, провозглашением приоритета личности, что в свою очередь создает предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.
Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры является одной из важнейших гарантии защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» статьей 2 предусмотрено, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.1
В данном докладе я преследую цель сделать попытку раскрытия понятия «международного сотрудничества в деятельности прокуратуры» и его особенностей. Делается это для углубленного изучения теоретических положении данного вопроса и попытки его применения в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Глава 1. Международное сотрудничество в деятельности прокуратуры.
Согласно ст. 2 ФЗ «О прокуратуре РФ «Генеральный прокурор РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществляя взаимодействие и сотрудничество с органами прокуратуры зарубежных стран, международными организациями, прокуратура РФ в области предупреждения преступности и уголовного правосудия руководствуется нормами и стандартами ООН, международными конвенциями, договорами, соглашениями, межведомственными соглашениями и договорами. Международное сотрудничество необходимо для выявлений и предупреждений преступлений как на национальном, так и на международном уровне.2 Тем более что общепризнанные нормы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. Так, например, при рассмотрении дела в суде, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Прокуратура часто сталкивается с рассмотрением уголовных дел, к которым причастны иностранные граждане, и при этом прокуратура руководствуется как российским законодательством, так и международными договорами.
Согласно Таможенному кодексу РФ таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств. Документы, регламентирующие международное сотрудничество в борьбе с преступностью, можно классифицировать следующим образом:
1) договоры, конвенции, стандарты, соглашения на мировом уровне (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания);
2) документы, которые регламентируют сотрудничество на региональном уровне (Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Соглашение СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики);
3) документы, которые регламентируют сотрудничество двух и более сторон (Генеральная прокуратура заключила соглашения практически со всеми странами СНГ по вопросам возбуждения уголовных дел и процессе их расследования, содействие в розыске лиц, совершивших преступления, а также лиц, пропавших без вести, охраны окружающей среды, выдачи лиц, совершивших преступление, реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц, восстановления их утраченных прав, возмещения материального и морального ущерба и др.
ООН, МИД РФ, Совет Европы, Генеральная прокуратура, МВД РФ, другие ведомства и министерства публикуют тексты названных документов, а также публикуют к ним комментарии. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 03.08.1998 № 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» прокуроры должны проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами государственной власти и международными организациями актуальных вопросов по борьбе с преступностью. Исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, прокуроры должны принимать активное участие в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по вопросам правового характера, имеющих международное значение, при этом добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов РФ и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека. Необходимо усилить прокурорский контроль за исполнением международных поручений о правовой помощи, регулярно обобщать практику исполнения органами прокуратуры международных договоров РФ. Уполномоченным прокурорским работникам следует повысить качество подготовки заключений по проектам международных договоров и соглашений, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ, а также подготовки проектов таких актов в прокуратуре, не допускать формализма в этой работе, вносить конкретные предложения, с тем чтобы в международно-правовом переговорном процессе проводилась четкая линия на защиту и отстаивание интересов РФ, включение в проекты договоров и соглашений, оправдавших себя на практике положений и принципов российского законодательства. Особое внимание следует обращать на положительный опыт работы правоохранительных организаций других государств, который можно использовать в практической деятельности правоохранительных органов РФ, широко разъяснять отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в России. В целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры должны наладить постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ. Органы прокуратуры должны установить тесный контакт и обмен информацией с Секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ и Научно-методическим центром при этом Совете. Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и ее органов на местах должны регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность международного сотрудничества и вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о мерах по совершенствованию этой деятельности. Прокуроры субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями должны исходить из того, что все отношения с правоохранительными органами иностранных государств необходимо осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ. Участие прокурорско-следственных работников в мероприятиях международного характера следует согласовывать с руководством Генеральной прокуратуры РФ и информировать об итогах их проведения. Положительный опыт международного сотрудничества прокуратуры и его конкретные результаты, эффективность взаимодействия правоохранительных органов в этом вопросе должны освещаться в печати и других средствах массовой информации.3
Глава 2. Международное сотрудничество органов прокуратуры: реальность и перспективы развития
Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка в своем докладе на седьмой конференции генеральных прокуроров государств - членов Совета Европы отметил, что прокуратура один из традиционных инструментов обеспечения прав личности и, несмотря на различия юрисдикции, у стран-участниц конференции в сфере правозащиты есть общие проблемы и обязанности. И в этом смысле важно правильно определить роль и место прокуратуры в государственном правозащитном механизме.4
И если выделять направлениях, где нужны совместные усилия и более эффективное использование прокурорских полномочий, то прежде всего будет названа уголовно-правовая сфера, то есть безопасность и защиту граждан от преступности.5 Уголовное преследование и пресечение преступности с целью защиты гражданина, поддержания мира и общественного порядка - важнейшая цель всех цивилизованных государств. Но если необходимость международного сотрудничества здесь безоговорочно признается давно, то относительно его конкретных направлений еще немало предстоит сделать.
Например, есть необходимость разработать механизм разрешения споров, связанных с экстрадицией обвиняемых. Главная задача - чтобы механизм правовой помощи эффективно служил делу борьбы с преступностью, защиты граждан от преступных посягательств.
С уголовным преследованием как с одной из составляющих правозащитной функции прокуратуры неразрывно связаны помощь потерпевшим от правонарушений и обязанности органов прокуратуры в отношении лиц, лишенных свободы. Здесь российская прокуратура стремится к тому, чтобы эти полномочия выполнялись квалифицированно, объективно и беспристрастно, с уважением прав человека, а внутригосударственный механизм защиты прав участников уголовного судопроизводства соответствовал европейскому уровню.
Не менее важна и другая составляющая правозащитной функции полномочия прокуроров за пределами уголовно-правового сектора. В России она реализуется в процессе работы по всем направлениям, будучи одной из главных целей и составной частью прокурорского надзора. В 2001 - 2005 гг. прокуроры разрешили почти 6 миллионов жалоб, заявлений и обращений граждан, которые касались трудовых, пенсионных, жилищных и других социальных прав, нарушений законодательства в процессе уголовного преследования и судебного рассмотрения дел. Около полутора миллиона обращений стали основанием для прокурорского вмешательства и восстановления прав граждан.
Правозащитная функция прокуратуры не сводится к мерам воздействия на индивидуальные нарушения закона. Важная особенность российской прокуратуры ее способность и полномочия реагировать на нарушения, затрагивающие права многих граждан. Поэтому надзор за исполнением законов делает прокуратуру универсальным инструментом утверждения в стране законности и правопорядка.
Все это говорит о том, что многофункциональная прокуратура, в которой правозащитная функция определяющая, не только не противоречит стандартам правового государства, но и активно содействует их формированию.6
Для дальнейшего развития международного сотрудничества органов прокуратуры некоторые ученные предлагают создать Консультативный совет европейских прокуроров совещательный орган Комитета Министров Совета Европы С 25 января 2000 года существует межгосударственный орган Содружества Независимых Государств - Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств. Основными задачами Координационного совета являются: согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств-участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка в борьбе с преступностью; разработка предложений по сближению национального законодательства; участие в развитии договорно-правовой базы СНГ.. По мнению участников конференции, учреждение Консультативного совета европейских прокуроров значительный вклад в реализацию положений Рекомендации Комитета Министров Совета Европы о роли прокуратуры в системе уголовного судопроизводства, ключевой инструмент для ее дальнейшего действия и выработки правил и норм, касающихся органов прокуратуры, а также продвижения принципов правового государства.
Принимая во внимание важную роль органов прокуратуры в осуществлении международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, ученые призывают Консультативный совет европейских прокуроров содействовать укреплению международного сотрудничества, в том числе модернизации европейских конвенций в этой сфере, установлению прямых контактов между прокурорами различных стран Членами Консультативного совета европейских прокуроров должны быть генеральные прокуроры или лица, исполняющие их обязанности государств-участников, главы которых подпишут Решение о создании совета., рационализации и гармонизации процедур оказания взаимной правовой помощи и повышения эффективности осуществления органами прокуратуры своих полномочий в этой сфере.7
В настоящее в время существует тенденция по сотрудничеству в пределах законодательства в развитии и подготовки и повышении квалификации прокурорских работников, в том числе научных и педагогических кадров, осуществлению научных и информационных связей по актуальным проблемам теории и практики деятельности органов прокуратуры, а также разработке соответствующих совместных научно-исследовательских программ и внедрению результатов исследований в прокурорскую и следственную практику Например, Соглашение Генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве между учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями органов прокуратуры .8
Кроме того я считаю, что не лишним будет организация обучающих семинаров и встреч по обмену информацией между прокурорами; владение иностранным языком на должном уровне чтобы позволило вести общение между прокурорами без посредников; расширение использования электронных средств обмена информацией; организация рабочих семинаров с представителями государств по вопросам взаимопомощи и общим проблемам уголовного правосудия.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что в структуре действий органов прокуратуры, направленных на защиту национальных интересов России, предметно нашла отражение и получает все большее развитие функция международно-правового сотрудничества В это же время международное сотрудничество органов прокуратуры не рассматривается в качестве «основного направления деятельности органов прокуратуры».. Защите национальных интересов способствует участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке международных договоров и соглашений по вопросам оказания правовой помощи и борьбы с преступностью. В этой связи полномочное осуществление Генеральной прокуратурой России прямых связей, непосредственного сотрудничества с правоохранительными органами других государств, активное применение договоров о правовой помощи и борьбе с преступностью повышает результативность ее действий в данном направлении. Особенно значительное место прокуратура отводит вопросам укрепления деловых связей с правоохранительными органами Союза Независимых Государств, что обусловлено действиями таких факторов, как прозрачность границ, сходность правовых систем, традиционно тесные экономические, демографические, культурные и иные взаимосвязи, а также усилением транснационального характера наиболее опасных преступлений торговли оружием, наркотиками, терроризма, попытками установления контроля международных преступных сообществ над отдельными сферами экономики и другое. В условиях развития глобализации, многообразных интеграционных процессов с мировым сообществом закономерно возрастание усилий Генеральной прокуратуры Российской Федерации по упрочению сотрудничества с международными организациями, действующими в рамках ООН, Совета Европы, что также используется для расширения правовой и организационной базы по защите национальных интересов России. Приоритетными направлениями международного сотрудничества прокуратуры являются борьба с международным терроризмом, наркоторговлей, преступлениями в сфере высоких технологий.
Исторический опыт, современные реалии дают достаточные основания полагать, что деятельность органов прокуратуры по правовой защите интересов личности, общества и государства на длительную перспективу будет сохранять свое приоритетное значение и определять содержание деятельности прокуратуры как одного из ведущих институтов обеспечения национальных интересов России, законности и правопорядка.
Информация о работе Международное сотрудничество в деятельности прокуратуры