Международно-правовые вопросы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 10:17, реферат

Краткое описание

Состояние гражданства является важнейшей правовой юридической предпосылкой правового положения личности в обществе. Право на гражданство - это одно из основных прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Однако, несмотря на столь высокое признание, степень информированности об этом праве весьма незначительна.

Содержание

Введение
1.Понятие гражданства
2.Виды гражданства.Приобретение гражданства
3.Утрата гражданства
4.Двойное гражданство
5.Безгражданство
6. Беженца, перемещенные лица и вынужденные переселенцы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

междур право.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Институт права и экономики»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету Международное право:

«Международно-правовые вопросы гражданства.»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

                                                                                       Юридического факультета

                                                                                       (группы ЮЗ-10-1)

                                                                                       Томилина Я.А

                                                                            Проверил: Профессор,д.ю.н. Сафронова Е.В.

Липецк 2013

Оглавление.

Введение

1.Понятие гражданства

2.Виды гражданства.Приобретение  гражданства 

3.Утрата гражданства 

4.Двойное гражданство

5.Безгражданство

6. Беженца, перемещенные лица и вынужденные переселенцы

Заключение

Список литературы 
ВВЕДЕНИЕ 

«Международное право - язык международного общения». Так определила значение и смысл международного права  первая Всемирная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке  в 1995 году. Международное право представляет собой живой организм, находящийся  в непрерывном развитии и обновлении.

История международных отношений  свидетельствует, что государства  не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами. Международное право  как совокупность принципов и  норм, регулирующих международные отношения, является основой стабильности международного правопорядка.

Признание за народом высшего права  самостоятельно решать свою судьбу является характерной чертой современного международного права и достижением человеческой цивилизации. Международное право  защищает права и интересы народа не только непосредственно, но и через  государство. Оно запрещает применение силы или угрозу силой, вмешательство  во внутренние дела и др.

Гражданство неразрывно связано с  государством, которое призвано обеспечить защиту прав и свобод лица, находящегося на территории данного государства, а также предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством.  Государство в международном праве понимается как единство трех элементов: население, территория, власть.

Статус населения и народа различен. Все население обладает основными  правами, предусмотренными международным  правом. Принцип уважения прав человека обязывает государства уважать  права человека в отношении всех лиц на его территории. В Международном  пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится, что каждое участвующее  «государство обязуется уважать  и обеспечивать всем находящимся  на его территории или под его  юрисдикцией лицам права, признанные настоящим Пактом ...» Но только гражданин  имеет право принимать участие  в ведении государственных дел . Соответственно, правом на самоопределение обладает не население, а народ, что явно следует из Устава ООН и других международных актов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Как правило, большая часть населения  каждой страны автоматически приобретает  гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности  его изменить на протяжении всей своей  жизни. Вместе с тем на территории земного шара постоянно имеют  место определенные миграционные потоки - перемещения больших групп людей  из одной страны в другую, связанные  с ростом международных экономических  связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и  войнами. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, весьма распространенны  и в РФ, а также браки, заключаемые  между гражданами различных государств, - постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Состояние гражданства является важнейшей  правовой юридической предпосылкой правового положения личности в  обществе. Право на гражданство - это  одно из основных прав, провозглашенных  во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Однако, несмотря на столь высокое признание, степень  информированности об этом праве  весьма незначительна.

 

1.Понятие гражданство

Политическое и правовое положение человека определяется гражданством. Гражданство - это «принадлежность  лица к данному государству, следствием чего является распространение на него прав и обязанностей, установленных  законодательством этого государства  с обеспечением государственной  защиты его прав» (Большая советская  энциклопедия). В соответствии с Конституцией РФ, гражданство - это «устойчивая правовая связь человека с государством, принадлежность человека к государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Связь эта двусторонняя. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их собственность от насилия и произвола. Своим гражданам, находящимся за рубежом, государство оказывает покровительство. Но есть и другая сторона: граждане должны соблюдать законы государства, выполнять установленные им обязанности, своим трудом содействовать укреплению государства, оберегать его авторитет; в случае необходимости защищать. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право  на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства  или права изменить свое гражданство. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного  мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права  на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

В законодательстве некоторых  государств существуют различные термины  для обозначения юридической  принадлежности физических лиц к  государству. В республиках для  обозначения этой связи применяется  термин «гражданство», в странах  с монархической формой правления  используется понятие «подданство», причем в смысле, равнозначном гражданству.

Правоотношение гражданства  устойчиво в пространстве и во времени. Даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает  правоотношений гражданства, так же как и заключение или расторжение  брака с иностранным гражданином.

В каком-либо государстве  возможно отсутствие закона о гражданстве. Но это не означает отсутствия самого гражданства, хотя и может осложнить  ведение внешних сношений. Так  или иначе, регламентация гражданства - внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия  приобретения и утраты гражданства  устанавливаются внутренним законодательством  государства. Поскольку каждое государство  в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных  государств. Такие коллизии могут  быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства  часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.

Согласно ст.1 главы 1 «Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные  с коллизией законов о гражданстве» от 12 апреля 1930 года, «каждое государство  само определяет в соответствии со своим законом, кто является его  гражданином. Данный закон признается другими государствами, в случае его соответствия международным  конвенциям, международному обычаю и  общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства». А в соответствии со ст. 2 той же главы данной «Конвенции», «любой вопрос о том, обладает ли лицо гражданством конкретного государства, определяется в соответствии с законодательством  данного государства».

Следует отметить, что не все государства гарантируют  равное гражданство, некоторые из них  разделяют своих граждан на неравноправные категории. Так, в Латвии и Эстонии  отличаются в объеме прав и обязанностей гражданства натурализованные граждане и граждане по происхождению: «неграждане» обладают минимальными гражданскими правами (на мелкую собственность, на отдых и т.д.), но не имеют политических прав (на участие в управлении государством, на создание партий и других общественных организаций и т.д.).

Международно-правовые нормы  о гражданстве регулируют как  общие вопросы гражданства (о  праве каждого на гражданство, о  сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей  и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых - Пакт о гражданских  и политических правах 1966 г., Конвенция  о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся  двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном порядке  приобретения гражданства гражданами государств - участников СНГ 1996 г. и  т.д.

 

2.Виды гражданства.Приобретение  гражданства

В некоторых странах существуют различные виды гражданства. В Нидерландах  лица, родившиеся в голландских владениях (т.е. в колониях), обладают статусом голландских подданных в отличие  от полноправных граждан, нидерландцев. Аналогичное положение существует и в Великобритании. В некоторых  федерациях, например в США, помимо федерального гражданства существует и гражданство субъектов. А в  Швейцарии кроме федерального гражданства  имеются гражданства кантона  и общины. В международном плане  существует только федеральное гражданство.

Гражданство субъектов Федерации  существует и в России. Такое гражданство  носит внутригосударственный характер, означая правовую связь человека с соответствующей частью государства. Международного значения оно лишено.

Новым институтом является гражданство  интеграционного союза государств. Маастрихтский договор об учреждении Европейского союза 1992 г. предусматривает  гражданство Союза для граждан  государств-членов. Гражданство означает связь с государством. Союз не является даже конфедерацией. Поэтому в данном случае речь идет о гражданстве особого  рода. Гражданин Союза обладает правом свободного передвижения и пребывания в пределах территории государств-членов. Он может избирать и быть избранным  в местные органы власти. В целом  гражданство Союза имеет внутрисоюзное, а не международное значение. В  международном плане учитывается  лишь гражданство соответствующего государства-члена. На это положение  не влияет и то обстоятельство, что  гражданин Союза имеет право  на дипломатическую защиту со стороны  любого государства-члена в стране, где его государство не представлено (ст. 20). По соглашению государств такая  защита может предоставляться без  всякого союзного гражданства. И  в том и в другом случае необходимо получить на это согласие страны пребывания. Каждый гражданин участвующих государств «является одновременно гражданином Союза». Гражданин Союза обладает правом на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории участников. Постоянное проживание в другом государстве дает право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Предусмотрено и право на дипломатическую защиту в третьей стране .

Вопросы приобретения и утраты гражданства решаются по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в граждантсво принимают, как правило,высшее должостное лицо государтсва( например,презедент) либо исполнительные органы власти(правительство,министертсво внутренних дел и т.п)777777

Способы приобретения гражданства  можно условно разделить на две  категории:

-приобретение гражданства  в общем порядке

Способы приобретения граждантсва  в общем порядке являются болеее или менее стабильными,обычными для законодательства государств. К  ним относятся приобретение гражданства:

а)в результате рождения

б)в результате натурализации(приема в гражданство)

К этим способам примыкает  редко встречающеееся в практике государств пожалование гражданства 

-в исключительном порядке

Такой исключительный порядок  предусматривается либо в международных  договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на опеределенный  срок и , как правило, касается лишь опеределенной категории лиц.

Приобретение гражданства  в исключительом порядке охватывает следующие способы:

а)Групповое предоставление гражданства,или коллективная натурализация. Это наделение гражданством населения   какой либо территории в урощенном порядке либо предоставлене в упращенном порядке граждантства переселенцам.

б)Трансферт.Частным случаем  группового предоставления гражданства  является траснсферт-переход населения  какой-либо территории из одного гражданства  в другое в связи с передачей  террритории, на которой оно проживает,одним  государством другому. Автоматический трансферт можетвызывать возражения со стороны какой-либо части населения  передаваемой территории,поэтому обычно он корриктируется правом оптации( выбора гражданства ), т.е фактическим правом сохраниения заинтересованными  лицами прежнего гражданства.

в)Оптация, или выбор гражданства  при территориальных изменениях проявляется,в том, что лица, проживающие  на территории,меняющей государственную  принадлежность, имеют право на выбор  гражданства в порядке и сроки, установленные международным договорм.Оптация  не всегда выступает в качестве способа  приобретения гражданства. Например, возможность  оптации предусматривается в  коныенцияхо двойном гражданстве. Если гражданин какого-либо государства  имееет одновременно и иностранное  гражданство, то ему может предоставляться  право оптировать одно из них,отказавшись  тем самым от другого. Гражданства  он в этом случае не приобретает,поскольку  оптация влечет хдесь за собой  лишь утрату одного из гражданства. Однако в некоторыз случаях оптации  выступает в качестве самостотельного  способа приобретения гражданства. Такую роль она играла,например, в соответсвии с советско-польским соглашением о репатрации от  25 марта 1957г, по условиям которого репатрианты  из СССР  в ПНР с момента  пересечения советско-польской государственной  границы утрачивали гражданство  СССР и приобретали гражданство  ПНР.

Информация о работе Международно-правовые вопросы гражданства