Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 10:17, реферат
Состояние гражданства является важнейшей правовой юридической предпосылкой правового положения личности в обществе. Право на гражданство - это одно из основных прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Однако, несмотря на столь высокое признание, степень информированности об этом праве весьма незначительна.
Введение
1.Понятие гражданства
2.Виды гражданства.Приобретение гражданства
3.Утрата гражданства
4.Двойное гражданство
5.Безгражданство
6. Беженца, перемещенные лица и вынужденные переселенцы
Заключение
Список литературы
г) Реинтеграция, или восстановление в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве. Здесь при определенных обстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является лишь упрощенной натурализацией.
д) предоставления гражданства в результате признания. Примером предоставления гражданства в результате признания может служить следующий факт. После развала СССР гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве при условии, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.
е) Предоставление гражданства в порядке его регистрации происходит, например, при усыновлении ребенка гражданином страны.
3.Утрата гражданства
Можно выделить три формы утраты гражданства:
1) автоматическую утрату
2) выход из гражданства;
3) лишение гражданства.
1) Автоматическая утрата
В западной доктрине существует мнение,
что безусловная свобода
2) Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.
3) Лишение гражданства содержит
в себе элемент наказания. В
отличие от выхода из
Лишение гражданства может
а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем);
б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.
Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Решение об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суде.
4.Двойное гражданство
Двойное гражданство (бипатризм) - это наличие у лица гражданства двух или более государств. По сложившемуся правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. В то же время лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает. Таким образом, двойное гражданство возникает: при территориальных изменениях; при миграции населения; в случае коллизии при применении норм о приобретении гражданства; в результате смешанных браков и при усыновлении; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства. Несмотря на все многообразие причин возникновения явления бипатризма, все-таки одной из наиболее распространенных причин возникновения множественного гражданства является несогласованность действий государств при регулировании своего гражданства, проистекающих из суверенитета и принципа равенства. Именно это чаще всего и приводит к правовым коллизиям и, очевидно, породило такую точку зрения, что бипатризм возникает «только в силу норм национального законодательства различных государств»8. Однако такое обстоятельство является основным, но не единственным источником бипатризма. Еще Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, устанавливала, что каждое государство в соответствии со своим законом определяет, кто является его гражданами.
5.БЕЗГРАЖДАНСТВО
Согласно Конституции РФ, безгражданство
– это состояние, при котором лицо, находящееся
на территории государства, не является
гражданином этого государства и не имеет
доказательств принадлежности к гражданству
другого. Безгражданство может быть абсолютным
и относительным. Абсолютное безгражданство - это безгражданство с момента
рождения. Относительное безгражданство
наступает в результате утраты гражданства.
Безгражданство представляет собой правовую
аномалию, поэтому государства борются
с ним, стремясь его ограничить.
Правовое положение лиц без гражданства
определяется внутренним законодательством
государства, на территории которого они
проживают. В соответствии с принципами
гуманизма лица без гражданства (апатриды)
не должны быть бесправными. Все государства
обязаны уважать основные права человека
и в соответствии с этим обеспечить для
лиц без гражданства соответствующий
режим обитания.
Существуют две многосторонние
конвенции, посвященные лицам без
гражданства: Конвенция о статусе
апатридов 1954 года и Конвенция о
сокращении безгражданства 1961 года. Целью
Конвенции 1954 года является не ликвидация
самого безгражданства, а установление
на территории стран-участников определенного
режима для лиц без гражданства.
Она защищает их личный статус, имущественные
права, предусматривает свободу
предпринимательства для лиц
без гражданства, некоторые льготы
в области получения
При разработке Конвенции о сокращении
безгражданства 1961 года разногласия между
заинтересованными государствами были
довольно велики, поэтому сфера ее применения
оказалась сравнительно узкой. Особенностью
конвенции является то, что она содержит
положения, предусматривающие создание
международного органа, в который могут
обращаться непосредственно лица без
гражданства с жалобами на невыполнение
участниками Конвенции ее постановлений.
6. БЕЖЕНЦЫ, ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой
они постоянно проживали (чаще всего страну
своего гражданства), в результате преследований,
военных действий или иных чрезвычайных
обстоятельств. В международное право
понятие «беженцы» вошло после первой
мировой войны.
Перемещенные лица - это лица, насильственно
вывезенные в ходе второй мировой войны
гитлеровцами с оккупированных ими территорий
для использования на различного рода
работах. После окончания войны Советский
Союз заключил с рядом государств соглашения
о репатриации перемещенных лиц из числа
советских граждан. Для содействия решению
проблемы беженцев и возвращению их на
родину в 1946 году была создана Международная
организация по делам беженцев (МОБ).
28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя
Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря
1966 г. Генеральная Ассамблея приняла к
сведению Протокол, касающийся статуса
беженцев, который предусматривал некоторые
изменения конвенции. Он вступил в силу
4 ноября 1967 г. Согласно Протоколу, личный
статус беженца определяется законами
страны его домициля (основного места
проживания) или, если у него такового
не имеется, законами страны его проживания.
Ранее приобретенные беженцами права,
связанные с его личным статусом, и в частности
права, вытекающие из брака, должны соблюдаться
государствами в соответствии с их законами.
В Конвенции о статусе беженцев 1951 года
термин «перемещенные лица» уже не встречается.
В последние годы в практике УВКБ наблюдается
тенденция применять его к некоторым категориям
«внутренних» беженцев, то есть лиц, которые
недобровольно покинули какую-либо часть
своей страны и вынуждены были поселиться
в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными
переселенцами».
Принадлежность к категории политических
беженцев может рассматриваться как основание
для того, чтобы претендовать на получение
политического убежища. Однако, в конечном
счете, урегулирование этого вопроса зависит
от законодательства и политики государства,
на территории которого находятся беженцы.
Имеются также международные органы, занимающиеся
проблемой беженцев на региональном уровне.
Они могут создаваться на постоянной и
временной основе.
Современное определение понятия
«беженец» в международном
Помимо названных документов, позже
было принято еще более 30 других
международных соглашений по беженцам.
В частности, обращает на себя внимание
Конвенция Организации
Вместе с тем одна из острых проблем,
связанных с беженцами, как и
с рядом других категорий вынужденной
миграции (экологические беженцы, перемещенные
лица, «высланные», лица, ищущие убежища
и др.), состоит в том, что, помимо
международных документов, определяющих
их статус, во многих государствах существуют
и свои законодательные акты, которые
вносят дополнительные критерии определения
тех или иных категорий вынужденной
миграции. Но, что четко зафиксировано
в большинстве из них и с
чем согласны большинство специалистов
в области международной
Несколько сложнее стоит вопрос о выделении такой категории вынужденной миграции, как «экологические беженцы», которые с юридической точки зрения не признаются беженцами, поскольку не являются жертвами преследования. И, тем не менее, сам термин с начала 1990-х гг. получает всё большее признание и по ряду оценок, высказанных, например, на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), численность экологических беженцев в 90-е гг. превысила численность «классических» беженцев, определяемых Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г.
Процесс определения статуса беженца происходит в два этапа. Во-первых, необходимо выяснить факты, относящиеся к данному случаю. Во-вторых, применить к этим фактам определения Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года. Положения Конвенции 1951 года, определяющие, кто является беженцем, состоят из трех частей, которые были названы положениями, соответственно, о «включении», «прекращении» и «исключении». В положениях о включении определяются критерии, которым должно отвечать лицо, чтобы быть беженцем. Они образуют позитивную основу, на которой строится определение статуса беженца.
Заключение
Попытка универсальной кодификации
вопросов гражданства впервые была
предпринята на Гаагской конференции
по кодификации международного права
1930 г., на которой была принята Конвенция
по некоторым вопросам, относящимся
к коллизиям законов о
В современном международном
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9), что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).
Каждое государство само определяет
условия предоставления гражданства,
права иностранцев, лиц без гражданства,
беженцев, условия и порядок
Информация о работе Международно-правовые вопросы гражданства