Международные межправительственные и неправительственные морские организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Международные межправительственные морские организации……4
Глава II. Международные неправительственные морские организации…… 12
Заключение……………………………………………………………………... 23
Список литературы…………………………………………………………….. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)
Государственное  образовательное  учреждение высшего
профессионального  образования  «Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В. Б. Бобкова филиал 

Российской таможенной академии

______________________________________________________________

кафедра правового обеспечения  ВЭД

 

 

РЕФЕРАТ

на тему «Международные межправительственные и неправительственные морские организации»

 

 

                                                                              Выполнил (а) студент (ка)

                                                                              юридического факультета

                                                                              _________ формы обучения

                                                                              ___________ группы

                                                                              _________________________

 

 

                                                                              Проверил _________________

                                                                               __________________________

                                                                               __________________________

                                                                              Подпись___________________

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Международные межправительственные морские организации……4

Глава II. Международные неправительственные морские организации…… 12

Заключение……………………………………………………………………... 23

Список литературы…………………………………………………………….. 25

 

Введение

 

В современном мире международные  организации являются основным организатором  общения государств. Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.

 

Глава I. Международные межправительственные морские организации

Международные межправительственные организации (ММО) - объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Любая ММО должна обладать по крайней мере следующими шестью признаками:

а) Создание в соответствии с международным правом. Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная межправительственная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и, прежде всего, принципам jus cogens (лат.- императивная норма).

б) Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные межправительственные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение его сторон и самой международной организации. Стороны учредительного акта - суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются и другие международные межправительственные организации (ММО). Например, Европейский Союз (ЕС) - полноправный член многих международных организаций. ММО могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию. Так, в соответствии с резолюциями Совета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) созданы Комиссия по рыболовству в Индийском океане. Комитет по рыболовству в Центрально-Восточной Атлантике. В данном случае резолюции ФАО характеризуются не только как акт международной организации, но и как специфическая форма межгосударственного соглашения и, следовательно, являются учредительными актами международных организаций. Все созданные таким образом ММО имеют организационную структуру, присущую межправительственным организациям.

в) Сотрудничество в конкретных областях деятельности. ММО создаются для  координации усилий государств в  политической (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейское сообщество), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ)), социальной (Международная организация труда (МОТ)) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.). ММО становятся посредниками между государствами-членами; государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы. Однако никакая организация не может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любыеправомочия таких организаций производны от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) ММО выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

г) Наличие соответствующей организационной  структуры. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества. ММО имеют штаб-квартиру, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высший орган - сессия, созываемая раз в год (иногда раз в 2 года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

д) Права и обязанности. Выше подчеркивалось, что они производны от прав и обязанностей государств-членов. Ни одна организация (без согласия государств-членов) не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы отражают намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, Устав Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) запрещает Агентству при выполнении функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

е) Самостоятельные международные  права и обязанности организации. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация  вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. При этом государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю. 

Правосубъектность ММО включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность участвовать в процессе международного правотворчества;

г) способность нести международно-правовую ответственность за свои действия.

Важными чертами правосубъектности  ММО являются также участие в  обеспечении права на выполнение норм международного права, обладание  дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Один из главных атрибутов правосубъектности ММО - возможность непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов, которые признают международную правоспособность международных организаций, отмечают, что ММО обладают автономной волей. После того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля ММО - не сумма воль государств-членов, равно как и не их слияние. Она «обособлена». Каждая ММО обладает только ей приписанным объемом правосубъектности, пределы которой определены, прежде всего, в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те. которые предусмотрены в ее уставе и других документах (например, в правилах процедуры и резолюциях высшего органа). Учредительные акты практически всех ММО устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Как правило, члены ММО подразделяются на две категории: первоначальные и все остальные.

 Первоначальные члены - это государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. В частности, любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта ММО. Другие государства принимаются большинством в 2/3 голосов. Членами ММО могут быть государства, другие международные организации, автономные территории, зависимые территории. Ассоциированными членами, как правило, являются зависимые территории. Например, Британские Виргинские острова, острова Терке и Кайкос в качестве ассоциированных членов входят в Карибское сообщество и Карибский общий рынок.

Ряд ММО наряду с общим  требованием - строгое соблюдение положений  учредительного акта - выдвигают дополнительные требования к претендентам. Так, членами  Организации стран - экспортеров  нефти (ОПЕК) являются страны, в значительных масштабах экспортирующие сырую нефть. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, которые не получили большинства голосов, необходимого для статуса полноправного члена (ст. 7 Устава). В Черноморское экономическое сотрудничество другие (нечерноморские) государства вправе вступить только при согласии черноморских государств-членов. Членами международной финансовой корпорации (МФК) МВФ могут быть только государства - члены МБРР. Проблема выхода из ММО непосредственно связана с более общим вопросом - порядком денонсации международного договора, являющегося так называемым институциональным документом (т.е. документом, на основе которого создается организация). В учредительных актах ММО закреплены, как правило, пять способов прекращения членства:

- добровольный выход;

- автоматический выход;

- исключение;

- прекращение существования государства;

- ликвидация организации.

Для добровольного выхода необходимо:

а) письменно заявить  о денонсации учредительного акта;

б) установить определенный период, по истечении которого заявление о выходе вступает в силу;

в)установить период, начиная со дня  вступления учредительного акта в силу, после которого государство-член может возбудить ходатайство о выходе из организации;

г) выполнить перед выходом ряд обязательств;

д) согласовать условия выхода с  организациями более общей компетенции.

Автоматический выход - разновидность добровольного. Он состоит  в том, что государство в силу сложившихся обстоятельств обязано  прекратить членство в организации. Например, любое государство, переставшее быть членом МВФ, через 3 месяца автоматически выбывает из числа членов МБРР. Исключение применяется в качестве санкции и в целях защиты интересов самой организации.

Государство, систематически нарушающее уставные положения ММО, может быть исключено из организации, если даже ее устав прямо не предусматривает такую возможность.

Под прекращением существования государства-члена понимается правопреемство государств. Проблема правопреемства может возникнуть в случае возникновения нового независимого государства, объединения или отделения территории государства. В соответствии с международным правом новое независимое государство не обязано становиться членом ММО в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств учредительный акт организации охватывал территорию, являющуюся объектом правопреемства. Новое независимое государство вправе путем уведомления о правопреемстве установить свой статус (т.е. полного члена или наблюдателя) в отношении любой организации. В случае объединения двух или нескольких государств, как правило, государство-преемник решает, кто должен покинуть организацию и кто будет представлять такое сообщество в ММО.

Ликвидация организации означает прекращение членства. Функционирующие  ныне ММО могут быть ликвидированы  различными способами. Наиболее реален выход из нее определенного количества государств. Например, в уставе Генерального совета по рыболовству в Средиземном море указано, что эта организация прекращает свою деятельность, если число оставшихся в ней государств окажется менее 5.

Международная морская  организация или ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO) — международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством.

Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской. Имеет штат около 300 человек.

В определенном смысле ИМО  является форумом, в котором государства — члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

Основные функции ИМО

- действует в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН);

- является консультативной и совещательной организацией;

- несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством;

Информация о работе Международные межправительственные и неправительственные морские организации