Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:50, контрольная работа
Центральным компонентом общей проблемы «международные договоры - составная часть правовой системы России» представляется вопрос об их положении в данной системе и соотношении с национальным правом, с его источниками.
Различные аспекты применения международных договоров в российской правовой системе занимают значительное место, как в нормотворчестве, так и в судебной практике.
Введение………………………………………………………………………3
Международный договор в системе российского законодательства…...5
Значение международных договоров в правовой системе России…....12
Заключение……………………………………………………………….......15
Список литературы…………………………………………………………..18
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные правила поведения. При этом выражение «иные правила» подразумевает любые несоответствия правил закона и договора. В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах РФ», такие международные договоры подлежат обязательной ратификации.8
В определении Конституционного Суда от 3 июля 1997 года по запросу Московского областного суда устанавливается, что международный договор обладает преимуществом по отношению ко всякой норме внутреннего права, а не только по отношению к закону.
Важное юридическое значение для определения места международных договоров в российской правовой системе имеет норма ст. 22 Федерального закона «О международных договорах РФ», согласно которой если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, то решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений. Тем самым гарантируется юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой.9
Из этого можно заключить, что в российской правовой системе международный договор, устанавливающий не соответствующее закону правило поведения, можно поместить между федеральными и федеральными конституционными законами.
Международный договор, устанавливающий иные правила, не отменяет действия российского закона. Его преимущественная сила может проявляться только на стадии правоприменения.
Таким образом, можно сказать о том, что международный договор является частью правовой системы Российской Федерации. В рамках правовой системы Российской Федерации нормы международных договоров пополняют и, в какой-то мере, дополняют ее нормативный массив, совместно с нормами внутреннего права выполняют регулирующую функцию.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что еще совсем недавно основным методом регулирования была юридическая норма, но с нарастанием процессов демократизации произошел пересмотр места международного договора в национальной системе права. Все более заметным становится тесное взаимодействие национальной и международной правовых систем: международно-правовые нормы и договоры признаются частью правовой системы России.
Заключение
В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств. Отношения между ними регулируются нормами международного права, играющими огромную роль в жизни человечества. Они закрепляют международный правопорядок и находят отражение в национальных правовых системах государств.
Право государства определять свою правовую систему включает и право выбирать методы реализации международных норм на национальном уровне, потому что именно правовая система каждого государства определяет наиболее подходящие и благоприятные пути и средства обеспечения того, чтобы международное право применялось на национальном уровне.
Изучение вопросов, касающихся места и значения международных договоров в российской правовой системе, подтвердило актуальность, значимость этой тематики.
Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые наиболее важные выводы.
1. Включение норм международного
права в правовую систему
2. Национальное законодательство России, в том числе сама Конституция РФ, не говорят о приоритете норм международных договоров РФ над ее нормами, а соответствующие международные договоры могут вступить в силу только в случае соответствия ей. Наряду с этим, международный договор может являться «фактором», который может повлечь внесение соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотр ее положений. В свою очередь, в контексте соотношения международного и национального права, термин «закон», употребленный в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), должен пониматься в расширительном значении и подразумевает все виды законов (федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ, законы СССР, продолжающие действовать на территории Российской Федерации), а также подзаконные нормативные акты.
Таким образом, закрепление в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, с одной стороны, явилось неоспоримым свидетельством концептуальной направленности государственной политики на всестороннее восприятие человеческих ценностей и признание прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; с другой стороны, первые попытки реализации данного положения обнажили весьма существенное несовпадение теоретических трактовок и практических потребностей, так как процесс интеграции России в международное сообщество государств предполагает переосмысление многих общетеоретических понятий, в том числе и «ключевых», составляющих «остов» правоведения, к числу таковых относится и понятие «источник права».
Список литературы
1 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
2 О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон РФ от 15.07.1995 N 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 15.07.1995 г. - № 29. - Ст. 2757.
3 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
4 Марочкин, С.Ю., Лесин А.В. Еще раз к вопросу о том, подлежат ли применению неопубликованные международные договоры / С.Ю. Марочкин, А.В. Лесин // Арбитражный и гражданский процесс. – 2003. - N 1. – С. 6 – 9.
5 Шлянцев, Д.А. Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» (постатейный) / Д.А. Шлянцев. - ЗАО «Юстицинформ», 2006.
6 Безруков, А.В. Конституция, основной закон и международный договор: правовая природа и соотношение / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - N 7. – С. 11 – 13.
7 Безруков, А.В. Конституция, основной закон и международный договор: правовая природа и соотношение / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - N 7. – С. 11 – 13.
8 Шлянцев, Д.А. Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» (постатейный) / Д.А. Шлянцев. - ЗАО «Юстицинформ», 2006.
9 Безруков, А.В. Конституция, основной закон и международный договор: правовая природа и соотношение / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - N 7. – С. 11 – 13.
Информация о работе Международный договор в правовой системе РФ