Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Порядок организации и деятельности третейских судов регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в РФ»2, а коммерческого арбитража, регулируется Законом РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». В настоящей работе рассмотрены основные положения Закона РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», порядок организации и деятельности, а также полномочия Международного коммерческого арбитража. Кроме того, дана характеристика процедуре рассмотрения экономических споров, если участники правоотношения являются резидентами стран СНГ.

Содержание

Введение 3
1.Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 4
2.Международный коммерческий арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ 8
3. Международный коммерческий арбитраж в странах СНГ 12
Заключение 16
Библиографический список 17

Вложенные файлы: 1 файл

Международн коммерческ арбитраж РФ и СНГ.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

В силу ст. 28 Закона МКАС разрешает спор в соответствии с  такими нормами материального права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. Таким образом, вопрос о выборе права решается на основе принципа, который в доктрине получил наименование автономии воли сторон.

Стороны могут зафиксировать  письменно избрание ими применимого права в арбитражном либо в отдельном соглашении. В практике МКАС встречаются случаи, когда согласие сторон относительно применимого права выражается сторонами устно во время слушания дела и заносится в протокол. В одном из решений МКАС арбитры, обосновывая выбор применимого права, ссылались, в частности, на то, что, хотя контракт и не содержит условия о применимом праве, стороны спора, как явствует из исковых заявлений по основному и встречному искам, исходят из применения к их отношениям по контракту российского права.8

Обычно избирается право  страны одного из контрагентов. Не исключается  также выбор права третьей  страны. В п. 1 ст. 28 Закона предусмотрено, что любое указание на право или  систему какого-либо государства  должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. Тем самым исключаются последующие отсылки к материальному праву другого государства, то есть применение так называемой обратной отсылки или отсылки к праву третьей страны.

3. Международный коммерческий арбитраж в странах СНГ

Статья 32 Устава Содружества Независимых государств, посвященная Экономическому суду СНГ, обязывает разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств стран - членов Содружества, а также на другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств - членов СНГ. Руководствуясь одним из основных принципов международного права о разрешении споров мирными средствами, государствами - участниками СНГ был создан специальный судебный орган. 6 июля 1992 г. большинством государств - участников Содружества подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ,9 неотъемлемой частью которого являлось Положение об Экономическом суде СНГ.

Экономический суд СНГ  создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества, а также основанных на них экономических обязательств и договоров, путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. При этом обязательная юрисдикция Суда распространяется на две категории межгосударственных экономических споров:

1. Споры, возникающие  при исполнении экономических  обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств  и Совета глав правительств  СНГ.

2. Споры в соответствии с нормативно-правовыми актами государств - участников Содружества, принятыми по экономическим вопросам.

Узкая компетенция Экономического суда СНГ обусловлена не только тем, как она зафиксирована в Положении  об Экономическом суде, где она  ограничена лишь категорией межгосударственных экономических споров, но и общим состоянием интеграционных процессов в Содружестве.

Создание Экономического суда СНГ предусмотрено ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения  расчетов между хозяйственными организациями стран СНГ (15 мая 1992 г.). Юридическая природа, структура и функции Экономического суда СНГ изложены в Соглашении о правовом статусе Экономического суда и в Положении о нем (6 июля 1992 г.). Остальные аспекты деятельности, оставленные без решения в его учредительных документах, регулируются внутренним регламентом.

Процесс интернационализации  хозяйственной жизни стран СНГ  ведет к расширению экономического и научно-технического сотрудничества между ними. Наряду с ростом товарооборота  развиваются такие виды сотрудничества, как специализация и кооперирование производства, участие в строительстве различных объектов, передача результатов научно-исследовательских работ и проведение совместных научно-технических исследований. Расширение экономических и научно-технических связей между странами СНГ ведет к значительному увеличению числа контрактов, заключаемых между юридическими лицами и гражданами, имеющими статус предпринимателя этих стран. Обязательства по контрактам шире, чем обязательства, вытекающие из традиционных внешнеторговых сделок купли-продажи. Возникновение споров по поводу контрактов в области экономического и научно-технического сотрудничества поставило вопрос о порядке их разрешения. В компетенцию арбитражных органов стран СНГ рассмотрение таких споров ранее не входило. Эти органы занимались лишь разрешением споров, вытекавших из традиционных внешнеторговых сделок, таких, например, как споры о качестве товаров, количестве, комплектности, просрочка платежей и т.п. В новых условиях расширения экономического и научно-технического сотрудничества стали чаще возникать споры, которые по своему содержанию выходят за пределы понятия спора из внешнеторгового контракта в узком смысле. В связи с этим возникла острая необходимость расширить компетенцию внешнеторговых органов и наделить их правом рассматривать споры, вытекающие из экономических (хозяйственных) договоров, регулирующих отношения в области экономического и научно-технического сотрудничества.

В настоящее время  особое значение для государств - членов СНГ имеют региональные многосторонние соглашения. Правительства государств - участников СНГ, придавая важное значение развитию сотрудничества в области разрешения связанных с осуществлением хозяйственной деятельности споров между субъектами, находящимися в разных государствах - участниках Содружества, исходя из необходимости обеспечения всем хозяйствующим субъектам равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов, подписали в столице Украины в г. Киеве многостороннее Соглашение стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (20 марта 1992 г.).10 Соглашение было ратифицировано и вступило в силу в Армении, Беларуси, России, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане и Украине. Все указанные государства сдали ратификационные грамоты на хранение государству-депозитарию, и для них оно также вступило в силу.

Согласно Соглашению под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации  любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя (ст. 2). Этим Соглашением предусматривается также взаимное признание и исполнение решений, вынесенных судами одной из стран-участниц на территориях других стран-участниц. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника Содружества, подлежат исполнению на территории других государств - участников СНГ.

По предмету регулирования  Соглашение о порядке разрешения споров имеет специальный характер - оно применяется только к предпринимательским правоотношениям. Поэтому в коммерческих спорах Соглашение 1992 года имеет приоритетное применение. Необходимо учитывать, что кроме стран - участниц Киевского соглашения в Конвенции 1993 года участвуют также Молдова, Грузия, которые не являются участниками Киевского соглашения.

Практика рассмотрения Экономическим судом запросов о  толковании применения соглашений и  иных нормативно-правовых актов Содружества  показывает, что государственные  органы управления стран - участниц СНГ, а также субъекты хозяйствования и физические лица, действующие в рамках правил, установленных этими соглашениями и иными международно-правовыми актами, в случае разногласий относительно их применения испытывают затруднения при разрешении спорных ситуаций. Это связано с тем, что указанные органы и лица лишены непосредственной возможности обратиться в Экономический суд с запросами о толковании применения актов СНГ.

Следует отметить, что  Киевское соглашение о порядке разрешения споров регулирует также вопросы (ст. 1) разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения по ним.

Вынесенные Экономическим  Судом СНГ решения способствовали единообразному и эффективному применению актов Содружества в различных сферах сотрудничества, оказали позитивное влияние на формирование международно-правовой базы СНГ, на процесс разработки межгосударственных соглашений и договоров в экономической области.

Заключение

В условиях монополии  внешнеэкономической деятельности вопросы принудительного исполнения решений МКАС против российских ответчиков на территории Российской Федерации  вовсе не были актуальными, так как  эти решения исполнялись на добровольной основе и у истцов не было надобности прибегать к принудительному исполнению. В тех редких случаях, когда истцы обращались в суды общей юрисдикции с просьбами о выдаче исполнительных листов, ходатайства истцов рассматривались обычно народным судом по месту нахождения МКАС, который удовлетворял их, не прибегая к каким-либо процессуальным процедурам.

Ситуация резко изменилась в последние годы. Вновь вышедшие на внешний рынок российские юридические  лица, оказавшись в роли ответчиков в спорах, рассмотренных в МКАС, подчас уклоняются от выполнения принятых против них решений и у истцов возникают проблемы в вопросах исполнения.

В настоящее время  можно констатировать, что существует правовая ситуация, при которой в  законодательстве Российской Федерации  различно регулируется порядок признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, в том числе иностранных международных арбитражных судов, и порядок признания и исполнения решений Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений  регулируется Нью-Йоркской конвенцией 1958 года "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных  решений" и Законом РФ от 7 июля 1993 года "О международном коммерческом арбитраже".

 

 

Библиографический список

Международные акты:

  1. Соглашение стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (20 марта 1992 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - Выпуск 4. – Минск - 1992.-  С. 53
  2. Соглашение стран СНГ от 06.07.1992 «О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств» // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество".- N 6.- 1992.

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ принята 12.12.1993 // Российская газета. - №237. – 25.12.1993.
  2. Закон РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».//Российская газета.- N 156.- 14.08.1993.
  3. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 года N 95-ФЗ.//Российская газета.- N 137.- 27.07.2002.
  4. Федеральный закон от 24.07.2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в РФ».//Российская газета.- N 137.- 27.07.2002.
  5. Регламент Международного коммерческого суда при Торгово-промышленной палате РФ.//Вестник ВАС РФ.- N 8.- 1995.
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2000 года от 17.01.2001г.// Бюллетень Верховного Суда РФ.- N4.- 2001.
  7. Постановление Президиума ВАС РФ от 6 августа 2002 г. N 9772/01.//Вестник ВАС РФ.- 2002.- №8.

Литература:

  1. Виноградова Е. Российский суд не вправе отменить решение третейского суда, вынесенное на территории другого государства.//Российская юстиция.- N6.- 2002.
  2. Кабатов В. Из практики Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.//Хозяйство и право.- N3.- 1994.
  3. Лебедев С.Н. Международное сотрудничество в области коммерческого арбитража. - М., 1979.
  4. Поздняков В.С. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. - М., 1996.
  5. Практика международного коммерческого арбитражного суда. Сост. и автор комментария М.Г. Розенберг. - М., 1997.
  6. Сеглин Б.С. Исполнение решений международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ и иных международных арбитражных судов.//Хозяйство и право.- N 10.- 1998.
  7. Торгово-промышленная палата СССР. Арбитражная практика, ч. X. - М., 1985.

1 Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ.//Российская газета.- N 137.- 27.07.2002.

2 Федеральный закон от 24.07.2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в РФ».//Российская газета.- N 137.- 27.07.2002.

3 Закон РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».//Российская газета.- N 156.- 14.08.1993.

4 Закон РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».//Российская газета.- N 156.- 14.08.1993.

5 Регламент Международного коммерческого суда при Торгово-промышленной палате РФ.//Вестник ВАС РФ.- N 8.- 1995.

6 Кабатов В. Из практики Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.//Хозяйство и право.- N3.- 1994.

7 Например, во ВТАК, преемником которой является МКАС, рассматривались споры между французской и швейцарской, между шведской и финской фирмами. - См.: Торгово-промышленная палата СССР. Арбитражная практика, ч. X. - М., 1985.- С. 62, 70

8 Практика международного коммерческого арбитражного суда. Сост. и автор комментария М.Г. Розенберг. - М., 1997.- С. 169.

9 Соглашение стран СНГ от 06.07.1992 «О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств» // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество".- N 6.- 1992.

10 Соглашение стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (20 марта 1992 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - Выпуск 4. – Минск - 1992.-  С. 53


Информация о работе Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации и СНГ