Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:40, контрольная работа
Порядок организации и деятельности третейских судов регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в РФ»2, а коммерческого арбитража, регулируется Законом РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». В настоящей работе рассмотрены основные положения Закона РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», порядок организации и деятельности, а также полномочия Международного коммерческого арбитража. Кроме того, дана характеристика процедуре рассмотрения экономических споров, если участники правоотношения являются резидентами стран СНГ.
Введение 3
1.Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 4
2.Международный коммерческий арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ 8
3. Международный коммерческий арбитраж в странах СНГ 12
Заключение 16
Библиографический список 17
В силу ст. 28 Закона МКАС разрешает спор в соответствии с такими нормами материального права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. Таким образом, вопрос о выборе права решается на основе принципа, который в доктрине получил наименование автономии воли сторон.
Стороны могут зафиксировать письменно избрание ими применимого права в арбитражном либо в отдельном соглашении. В практике МКАС встречаются случаи, когда согласие сторон относительно применимого права выражается сторонами устно во время слушания дела и заносится в протокол. В одном из решений МКАС арбитры, обосновывая выбор применимого права, ссылались, в частности, на то, что, хотя контракт и не содержит условия о применимом праве, стороны спора, как явствует из исковых заявлений по основному и встречному искам, исходят из применения к их отношениям по контракту российского права.8
Обычно избирается право страны одного из контрагентов. Не исключается также выбор права третьей страны. В п. 1 ст. 28 Закона предусмотрено, что любое указание на право или систему какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. Тем самым исключаются последующие отсылки к материальному праву другого государства, то есть применение так называемой обратной отсылки или отсылки к праву третьей страны.
Статья 32 Устава Содружества Независимых государств, посвященная Экономическому суду СНГ, обязывает разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств стран - членов Содружества, а также на другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств - членов СНГ. Руководствуясь одним из основных принципов международного права о разрешении споров мирными средствами, государствами - участниками СНГ был создан специальный судебный орган. 6 июля 1992 г. большинством государств - участников Содружества подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ,9 неотъемлемой частью которого являлось Положение об Экономическом суде СНГ.
Экономический суд СНГ создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества, а также основанных на них экономических обязательств и договоров, путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. При этом обязательная юрисдикция Суда распространяется на две категории межгосударственных экономических споров:
1. Споры, возникающие
при исполнении экономических
обязательств, предусмотренных соглашениями,
решениями Совета глав
2. Споры в соответствии с нормативно-правовыми актами государств - участников Содружества, принятыми по экономическим вопросам.
Узкая компетенция Экономического
суда СНГ обусловлена не только тем,
как она зафиксирована в
Создание Экономического суда СНГ предусмотрено ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран СНГ (15 мая 1992 г.). Юридическая природа, структура и функции Экономического суда СНГ изложены в Соглашении о правовом статусе Экономического суда и в Положении о нем (6 июля 1992 г.). Остальные аспекты деятельности, оставленные без решения в его учредительных документах, регулируются внутренним регламентом.
Процесс интернационализации хозяйственной жизни стран СНГ ведет к расширению экономического и научно-технического сотрудничества между ними. Наряду с ростом товарооборота развиваются такие виды сотрудничества, как специализация и кооперирование производства, участие в строительстве различных объектов, передача результатов научно-исследовательских работ и проведение совместных научно-технических исследований. Расширение экономических и научно-технических связей между странами СНГ ведет к значительному увеличению числа контрактов, заключаемых между юридическими лицами и гражданами, имеющими статус предпринимателя этих стран. Обязательства по контрактам шире, чем обязательства, вытекающие из традиционных внешнеторговых сделок купли-продажи. Возникновение споров по поводу контрактов в области экономического и научно-технического сотрудничества поставило вопрос о порядке их разрешения. В компетенцию арбитражных органов стран СНГ рассмотрение таких споров ранее не входило. Эти органы занимались лишь разрешением споров, вытекавших из традиционных внешнеторговых сделок, таких, например, как споры о качестве товаров, количестве, комплектности, просрочка платежей и т.п. В новых условиях расширения экономического и научно-технического сотрудничества стали чаще возникать споры, которые по своему содержанию выходят за пределы понятия спора из внешнеторгового контракта в узком смысле. В связи с этим возникла острая необходимость расширить компетенцию внешнеторговых органов и наделить их правом рассматривать споры, вытекающие из экономических (хозяйственных) договоров, регулирующих отношения в области экономического и научно-технического сотрудничества.
В настоящее время особое значение для государств - членов СНГ имеют региональные многосторонние соглашения. Правительства государств - участников СНГ, придавая важное значение развитию сотрудничества в области разрешения связанных с осуществлением хозяйственной деятельности споров между субъектами, находящимися в разных государствах - участниках Содружества, исходя из необходимости обеспечения всем хозяйствующим субъектам равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов, подписали в столице Украины в г. Киеве многостороннее Соглашение стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (20 марта 1992 г.).10 Соглашение было ратифицировано и вступило в силу в Армении, Беларуси, России, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане и Украине. Все указанные государства сдали ратификационные грамоты на хранение государству-депозитарию, и для них оно также вступило в силу.
Согласно Соглашению под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя (ст. 2). Этим Соглашением предусматривается также взаимное признание и исполнение решений, вынесенных судами одной из стран-участниц на территориях других стран-участниц. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника Содружества, подлежат исполнению на территории других государств - участников СНГ.
По предмету регулирования Соглашение о порядке разрешения споров имеет специальный характер - оно применяется только к предпринимательским правоотношениям. Поэтому в коммерческих спорах Соглашение 1992 года имеет приоритетное применение. Необходимо учитывать, что кроме стран - участниц Киевского соглашения в Конвенции 1993 года участвуют также Молдова, Грузия, которые не являются участниками Киевского соглашения.
Практика рассмотрения Экономическим судом запросов о толковании применения соглашений и иных нормативно-правовых актов Содружества показывает, что государственные органы управления стран - участниц СНГ, а также субъекты хозяйствования и физические лица, действующие в рамках правил, установленных этими соглашениями и иными международно-правовыми актами, в случае разногласий относительно их применения испытывают затруднения при разрешении спорных ситуаций. Это связано с тем, что указанные органы и лица лишены непосредственной возможности обратиться в Экономический суд с запросами о толковании применения актов СНГ.
Следует отметить, что Киевское соглашение о порядке разрешения споров регулирует также вопросы (ст. 1) разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения по ним.
Вынесенные Экономическим
Судом СНГ решения
В условиях монополии
внешнеэкономической
Ситуация резко изменилась в последние годы. Вновь вышедшие на внешний рынок российские юридические лица, оказавшись в роли ответчиков в спорах, рассмотренных в МКАС, подчас уклоняются от выполнения принятых против них решений и у истцов возникают проблемы в вопросах исполнения.
В настоящее время можно констатировать, что существует правовая ситуация, при которой в законодательстве Российской Федерации различно регулируется порядок признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, в том числе иностранных международных арбитражных судов, и порядок признания и исполнения решений Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.
Признание и исполнение
иностранных арбитражных
Международные акты:
Нормативно-правовые акты:
Литература:
1 Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ.//Российская газета.- N 137.- 27.07.2002.
2 Федеральный закон от 24.07.2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в РФ».//Российская газета.- N 137.- 27.07.2002.
3 Закон РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».//Российская газета.- N 156.- 14.08.1993.
4 Закон РФ от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».//Российская газета.- N 156.- 14.08.1993.
5 Регламент Международного коммерческого суда при Торгово-промышленной палате РФ.//Вестник ВАС РФ.- N 8.- 1995.
6 Кабатов В. Из практики Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.//Хозяйство и право.- N3.- 1994.
7 Например, во ВТАК, преемником которой является МКАС, рассматривались споры между французской и швейцарской, между шведской и финской фирмами. - См.: Торгово-промышленная палата СССР. Арбитражная практика, ч. X. - М., 1985.- С. 62, 70
8 Практика международного коммерческого арбитражного суда. Сост. и автор комментария М.Г. Розенберг. - М., 1997.- С. 169.
9 Соглашение стран СНГ от 06.07.1992 «О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств» // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество".- N 6.- 1992.
10 Соглашение стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (20 марта 1992 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - Выпуск 4. – Минск - 1992.- С. 53
Информация о работе Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации и СНГ