Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:17, контрольная работа
Вопрос 1. Понятие органов юстиции, их задачи, система и основные функции
Вопрос 2. Федеральная служба судебных приставов
2
В системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации органы юстиции приобретают широкий круг полномочий, усиливающих непосредственную правоохранительную деятельность. Среди них центральное место отводится Минюсту.
Минюст России является центральным
органом федеральной
В последнее время, в связи с проводимой политикой государства направленной на укрепление власти и перераспределением в связи с этим функций министерств и ведомств, Минюст значительно реформировался.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации 1(утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313) 2, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
То есть необходимо правильно понимать, что Минюст в настоящее время не занимается регистрациями (кроме регистрации правовых актов) и исполнением судебных решений и уголовных наказаний. Он только вырабатывает политику в данной области. А сами указанные функции переданы соответствующим ведомствам, которые не входят в состав Минюста, но ему подведомственны.
В соответствии с действующим постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 11773, и указанным Положением так называемой «установленной сферой деятельности», в данном случае, для Минюста является достаточно широкий круг обязанностей. Он выглядит примерно следующим образом:
участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента и Правительства РФ;
организационно-правовое обеспечение судебной реформы;
государственная регистрация нормативных
актов центральных органов
регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
организация и развитие системы юридических услуг;
обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение их квалификации;
обеспечение организации деятельности судебных приставов и судебных приставов-исполнителей;
участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан;
обеспечение организации деятельности органов и учреждений исполнения наказания.
Министерство юстиции
Минюст России в целях реализации возложенных на него задач:
осуществляет работу по систематизации законодательства;
ведет банк нормативных актов РФ и общеправовой рубрикатор по законодательству;
участвует в подготовке к выпуску официальных изданий
кодексов и сборников
организует внедрение программн
обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы;
организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам; приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий и постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных приставов-исполнителей;
организует работу по ведению судебной статистики;
способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц;
открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате;
сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;
обеспечивает кадрами органы, учреждения и организации юстиции, их профессиональную учебу, подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов федеральной исполнительной власти;
взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров;
участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;
организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами юстиции государств-участников СНГ;
анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности.
Наиболее заметными и
Систематизация
Кроме того, систематизация законодательства является основой его доступности. Доступность же законодательства, в свою очередь, является основой правового государства, презумпцией которого является знание закона каждым.
В соответствии с Регламентом законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста РФ от 19 января 2001 г. N 144, важную роль Минюст играет в координации нормотворческой деятельности.
Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства являются:
разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; планирование законопроектной деятельности Министерства;
контроль за исполнением планов законопроектной деятельности;
методическое обеспечение
разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство Российской Федерации;
участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. 5
Регистрация и юридическая экспертиза законопроектов и нормативно-правовых актов так же, занимает ведущее место в деятельности Минюста России.
В соответствии с п/п.14-16 ст.7 Положения, Министерство:
осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
осуществляет проверку деятельности
федеральных органов
обобщает практику государственной
регистрации нормативных
В случае отказа в регистрации, документ не считается действующим, что существенно снижает количество неправомерно издаваемых законов, постановлений и других нормативных актов в центре и на местах, ущемляющих права граждан и организаций.
Перед регистрацией документа, проводится его тщательная юридическая экспертиза. В соответствии с порядком, определенным Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста РФ от 29 октября 2003 г. N 2786, по документам, издаваемым центральными органами власти, экспертиза проводится непосредственно в Министерстве, а по нормативным актам, изданным на местах, экспертизу проводят его территориальные органы.
Экспертная деятельность Минюста проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 5507 и регламентирована его приказом от 10 июня 2000 г. N 176. 8 с изменениями, внесенными Приказом Минюста РФ от 26 февраля 2002 г. N 60. 9
В случае выявления в проекте
нормативного правового акта норм,
противоречащих федеральному законодательству,
соответствующим органом
Регистрация общественных объединений,
религиозных организаций и
Политическая жизнь свободно развивающегося общества должна соответствовать принципам свободы и независимости от государственной власти. Именно поэтому, Минюст вырабатывает политику по порядку регистрации партий и организаций, чья деятельность соответствует Закону, как бы это ни было неприятно действующей власти. Именно поэтому в нашей стране действуют оппозиционные силы, стимулирующие действующую власть к деятельности, улучшающей жизнь населения и к укреплению внешней и внутренней политики.
Функции по регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата переданы в настоящее время Федеральной регистрационной службе (Росрегистрация), о которой подробнее будет сказано ниже.
Без соответствующей регистрации, деятельность любой организации не считается легитимной.
Координация деятельности нотариальных и адвокатских образований, а так же в области регистрации актов гражданского состояния и международно-правовой охране прав граждан занимает важное место в деятельности Минюста России.
В соответствии с п/п.28-30 ст.7 Положения, Министерство и его органы на местах утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате, а так же, определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации10 и утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката.
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 11
В соответствии с действующим российским законодательством, регистрацией актов гражданского состояния занимаются наряду с федеральными органами власти, органы местного самоуправления, консульские учреждения.
С целью единства учета данных, согласно постановлению Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 70912 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Область международно-правовой охраны прав граждан Минюста обширна. Так в соответствии с п/п. 20-27 Положения, Министерство Юстиции РФ:
представляет по запросу Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека необходимую информацию в связи с поступившими в Европейский Суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и (или) протоколов к ней;
координирует деятельность федеральных
органов исполнительной власти по взаимодействию
Российской Федерации с Европейским
комитетом по предупреждению пыток
и бесчеловечного или унижающего
достоинство обращения или