Основные принципы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:12, лекция

Краткое описание

Как уже говорилось, "конституцию" МП образуют основные принципы МП. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы МП, обладающие высшей юридической силой. Все остальные нормы МП и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов МП.
Принципы МП носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или международно-правовые акты, нарушающие положения основных принципов МП, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovnye_printsipy_MP.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Основные принципы международного права

 

§ 1. Понятие основных принципов международного права

 

Как уже говорилось, "конституцию" МП образуют основные принципы МП. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы МП, обладающие высшей юридической силой. Все остальные нормы МП и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов МП.

Принципы МП носят  универсальный характер и являются критериями законности всех остальных  международных норм. Действия или международно-правовые акты, нарушающие положения основных принципов МП, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Все принципы МП имеют  первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации  каждого из них с учетом других.

Принципы МП взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной  целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного  равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Ничто не должно истолковываться как наносящее  ущерб каким-либо образом положениям Устава ООН или правам и обязанностям государств - членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в международных документах.

Поскольку принципы МП представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников МП.

Первоначально принципы МП выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы МП приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов МП (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание  основных принципов МП было подробно раскрыто в Декларации о принципах  международного права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии с  Уставом ООН 1970 г., других документах ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области» 1988 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами" 1991 г.). Применительно к европейским условиям содержание основных принципов МП было конкретизировано актами СБСЕ, в частности, Хельсинкским Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др. В последнее время в формировании дополнительных обязательств в этой сфере играет Европейский Союз.

Рассмотрим содержание основных принципов МП подробнее.

 

§ 2. Принцип суверенного равенства государств

 

Принцип суверенного  равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства  в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других государств;

все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;

территориальная целостность  и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с МП;

государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;

государства обязаны  добросовестно выполнять свои международные  обязательства.

Государства должны уважать  суверенное равенство и своеобразие  друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, включая, в частности, право каждого  государства на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу и политическую независимость. Они обязаны также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные нормы.

В рамках международного права все государства - члены имеют равные права и обязанности. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами, международными и региональными организациями, а также имеют право на нейтралитет. Государства - члены строят, таким образом, свои отношения на основе взаимной выгоды и уважения.

 

§ 3. Принцип неприменения силы или угрозой силой

 

В соответствии с принципом  неприменения силы или угрозой силой  все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Никакое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. Тем не менее, в случае любой агрессии или нарушения суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государства - члена, страна, подвергаемая агрессии, сохраняет свое право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН и МП.

Государства на основе общепризнанных принципов и норм МП должны добросовестно  выполнять свои международные обязательства  в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по МП. Запрещается также пропаганда войны.

Территория государства  не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства также обязаны  воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением вооруженных  сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права наисамоопределение.

18.11.1987 Резолюцией 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Декларация дополнительно возлагает на государства обязательства в данной сфере.

Государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с МП обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории.

Государства обязаны  воздерживаться от вооруженного вмешательства  и всех других форм вмешательства  или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.

Ни одно государство  не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью  добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

Государства также  обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Ни приобретение территории в результате угрозы силой  или ее применения, ни какая бы то ни было оккупация территории в результате угрозы силой или ее применения в нарушение международного права не будут признаваться в качестве законного приобретения или оккупации.

   Особо  подчеркивается, что никакой договор  не будет иметь силы, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

Государства должны принять эффективные меры, с тем  чтобы предотвратить угрозу любых  вооруженных конфликтов, включая  конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

 

§ 4. Принцип невмешательства во внутренние дела государств

 

На основе принципа невмешательства  во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо  или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

не должны поощрять подрывную  деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве,

воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Государства должны воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или применения угрозы подобного вмешательства против другого государства. Они должны точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого акта военного или политического, экономического или любой другой формы вмешательства как средства решения политических проблем между ними, либо направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством прав, присущих его суверенитету, и, таким образом, обеспечить себе преимущества любого рода. Соответственно, государства обязаны воздерживаться от прямого или косвенного содействия террористической деятельности в любой ее форме, подрывной или другой деятельности, направленной на свержение государственного строя другого государства - члена или направленной на подрыв суверенитета и территориальной целостности других государств - членов. Государства подтверждают свою решимость содействовать международному и региональному сотрудничеству для противодействия и ликвидации всех источников терроризма. В этой связи они подчеркивают важность участия всех стран в этом сотрудничестве.

Запрещается поддерживать на территории другого государства  любые сепаратистские движения и образования и устанавливать политические, экономические и иные отношения с ними, предоставлять территорий и коммуникаций государств для использования этими движениями и образованиями и оказывать им какую-либо экономическую, финансовую и иную помощь.

Резолюция ГА ООН  «Защита и безопасность малых  государств» 1994 г. подчеркивает, что  малые государства могут быть особенно уязвимы для внешних  угроз и актов вмешательства в их внутренние дела. МП призывает соответствующие региональные и международные организации оказывать малым государствам, по их просьбе, помощь в укреплении их безопасности в соответствии с принципами Устава. подчеркивает также важность укрепления региональных соглашений о безопасности путем расширения взаимодействия, сотрудничества и консультаций.

Однако принцип невмешательства  во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности.

 

§ 5. Принцип территориальной целостности государств

 

Принцип территориальной целостности  государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушения МП. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

Строя свои отношения  как дружественные, государства  должны воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования  сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или  мер иного характера для принуждения  другого государства подчинить  осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ. Все государства должны также воздерживаться от того, чтобы организовывать, помогать, создавать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве. Строгое соблюдение этих обязательств является существенно важным условием для обеспечения мирного сосуществования наций, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава ООН, но также ведет к созданию ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности.

 

 

§ 6. Принцип нерушимости границ

 

Государства рассматривают, как нерушимые, все границы друг друга и границы всех государств и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

Информация о работе Основные принципы международного права