Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

1.Основными законодательными актами, регулирующими положение предприятий с иностранными инвестициями в России, являются- Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г. и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г. Как отмечалось выше, согласно российскому законодательству, под предприятиями с иностранными инвестициями понимаются предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Все эти предприятия могут создавать дочерние предприятия и филиалы. Кроме того, на территории России могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

международное право.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)
  1. Правовое  положение  предприятий  с  иностранными  инвестициями  в  РФ.

 

1.Основными законодательными актами, регулирующими положение предприятий с иностранными инвестициями в России, являются- Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г. и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г. Как отмечалось выше, согласно российскому законодательству, под предприятиями с иностранными инвестициями понимаются предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Все эти предприятия могут создавать дочерние предприятия и филиалы. Кроме того, на территории России могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц.

Согласно  ст. 12 Закона об иностранных инвестициях, предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме  акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных действующим законодательством. Это законодательство предусматривает  следующие организационно-правовые формы: полное товарищество, смешанное  товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью (которое, согласно “Положению об акционерных обществах”, утвержденному  постановлением Совета Министров РСФСР  от 25 декабря 1990 г., № 601 именуется акционерным  обществом закрытого типа).

Наиболее  распространенной на практике формой является, форма товарищества с ограниченной ответственностью, применяется форма  акционерного общества. И товарищество с ограниченной ответственностью, и  акционерное общество являются юридическими лицами, они имеют собственное  наименование с указанием организационно-правовой формы.

Под товариществом с ограниченной ответственностью (акционерным обществом закрытого  типа) понимается объединение граждан  и (или) юридических лиц, создаваемое  для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд товарищества образуется за счет вкладов учредителей. Участники  общества несут убытки, связанные  с деятельностью общества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Обычным акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, несущее  ответственность по обязательствам только своим имуществом. Акционеры  несут убытки, связанные с деятельностью  общества, в пределах стоимости принадлежащих  им акций.

Согласно  ст. 1 Положения об акционерных обществах, акционерным обществом является организация, созданная на основе добровольного  соглашения физических и юридических  лиц (в том числе иностранных), объединивших свои средства путем выпуска  акций и имеющих целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

2. Участниками совместного предприятия  могут быть российские юридические  лица, российские граждане; иностранные  юридические лица, включая, в частности,  любые компании, фирмы, предприятия,  организации или ассоциации, созданные  и правомочные осуществлять инвестиции  в соответствии с законодательством  страны своего места нахождения; иностранные граждане, лица без  гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства  за границей, при условии, что  они зарегистрированы для ведения  хозяйственной деятельности' в стране  их гражданства или постоянного  места нахождения; иностранные государства  и международные организации.

Вопрос  о том, является или не является соответствующая  иностранная фирма юридическим  лицом, обладает ли она, следовательно, гражданской правоспособностью, может быть решен по праву государства, в котором учреждена эта иностранная организация. Такой вывод вытекает из установленного в ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 года принципа применения закона инкорпорации юридического лица. Напомним, что в соответствии с этой статьей Основ “1раж-даиская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо”.

3. Действующее в России законодательство  не устанавливает для отечественных  и иностранных участников совместного  предприятия какого-либо обязательного  соотношения долей. Этот вопрос  решается соглашением сторон (учредительным  договором). Иные правила по этому  вопросу установлены в отношении  совместных страховых организаций.

Уставный  капитал акционерного общества образуется вначале из оплаты- акций учредителям, а затем аккумулированием денежных средств путем открытой подписки на акции. Уставный капитал товарищества образуется только за счет вкладов учредителей.

Уставный  капитал может быть сформирован  путем внесения либо денежных средств, либо имущества и имущественных  прав. В первом случае не будет осуществляться согласование оценки вкладов учредителями. Во втором случае необходима оценка вкладов.

Вклады  в иностранной валюте и имущества, оцененного в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли в  соответствии с тем курсом, который  действует для операций такого рода (до 1 января 1992 г. действовал курс Госбанка СССР, применявшийся во внешнеторговых операциях; после 2 января 1992 г. стал применяться  коммерческий курс). При формировании уставного капитала путем внесения денежных средств, имущества, имущественных  и неимущественных прав на практике стали делаться специальные перечни  вкладов российских и иностранных  участников в виде отдельных приложений к учредительному договору. Каждый. перечень должен содержать наименование вклада, его описание, согласованную оценку вклада и срок его взноса.

В качестве вклада могут вноситься: собственность, а также другие имущественные  права, как, например, право пользования, право залога и т. д.; права на долевое  участие и другие формы участия  в хозяйственных предприятиях и  организациях; права требования по денежным средствам, вложенным для  создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую  ценность; авторские права, права  промышленной собственности, такие  как права на изобретения, включая  права, вытекающие из патентов, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, фирменные наименования, а  также технологию и “ноу-хау”; права  на экономическую деятельность, включая  права на разработку, добычу или  эксплуатацию природных ресурсов. В  случае призвания в России права  собственности иностранного инвестора  на землю оно также войдет в  число возможных прав такого рода, которые будут определяться в  качестве вклада.

Согласно  закону “Об иностранных инвестициях”, обязанность внесения каждым из участников до 50% указанных в учредительных  документах вкладов отсрочена до истечения года после регистрации  предприятия. Таким образом для иностранного инвестора установлено определенное изъятие из общего правила о внесении не менее 50 % уставного капитала в течение 30 дней после регистрации, а остальных 50% —в течение первого года деятельности общества.

4. Закон “О предприятиях и предпринимательской  деятельности” разрешает предприятиям  самостоятельно определять структуру  органов управления. Положение об  акционерных обществах от 25^ декабря  1990 г. для акционерных обществ  как открытого, так и закрытого  типа (как отмечалось выше, под  последним российское законодательство  понимает, как правило, товарищество с ограниченной ответственностью) предусматривает четыре органа управления: общее собрание, совет директоров, правление, генеральный директор. Высшим органом считается общее собрание акционеров, созываемое раз в год. В промежутках между годовыми собраниями высшим органом управления является совет директоров. Число директоров определяется общим собранием, но оно должно быть нечетным (не менее трех в закрытом обществе и не менее пяти — в открытом).

Из  числа директоров общее собрание назначает генерального (исполнительного) директора. Совет директоров утверждает состав правления.

В отношении совместных предприятий  следует иметь в виду, что принципиальные вопросы их деятельности должны решаться на основе единогласия всех их учредителей. Перечень таких вопросов обычно определяется в учредительных документах. Уставы совместных предприятий обычно определяют компетенцию совета директоров, правления, генерального директора и ревизионной  комиссии.

В товариществах с ограниченной ответственностью генеральный директор обычно назначается  собранием учредителей из числа  директоров сроком на 3 года с правом его продления. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство  работой товарищества, без доверенности действует от его имени, заключает  договоры, осуществляет любые другие действия, необходимые для достижения целей товарищества, за исключением  тех, которые в соответствии с  уставом прямо закреплены за собранием  и советом директоров.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансовой деятельностью товарищества. Ее члены избираются из числа учредителей сроком на 2 года на общем собрании участников.

5. Регистрация предприятий с иностранными  инвестициями в России осуществляется  на основе постановлений правительства  № 26 “О регистрации предприятий  с иностранными инвестициями”  от 28 ноября 1991 г. и № 357 “О некоторых  вопросах ведения Государственного  реестра предприятий” от 28 мая  1992 г., а также постановлений региональных  и местных органов власти. Так,  в Москве регистрация осуществляется  в соответствии с постановлением  № 97 “О введении единого порядка  регистрации предприятий и организаций  в Москве” правительства Москвы  от 17 октября 1991 г. и последующими  актами по вопросам регистрации  предприятий. Можно говорить о  трех случаях регистрации предприятий  в зависимости от объема иностранных  инвестиций и предмета деятельности.

Первый  случай касается регистрации предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. руб. (размер суммы был определен ст. 16 Закона об иностранных инвестициях и подлежит изменению), она осуществляется специальным органом—Комитетом по иностранным инвестициям, вошедшим в 1992 году в состав Российского агентства по международному экономическому сотрудничеству и развитию.

Второй  случай касается регистрации предприятий  с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей. Регистрация таких предприятий, независимо от величины их уставного  капитала, была возложена на Комитет  по иностранным инвестициям (соответственно на Российское агентство по международному экономическому сотрудничеству и развитию).

Третий  случай касается остальных предприятий. Их регистрация осуществляется Советами Министров республик в составе  Российской Федерации, администрациями  краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве и  Санкт-Петербурге созданы регистрационные  палаты.

6. Имущество, ввозимое в РФ в  качестве вклада иностранных  инвесторов в уставный фонд  предприятий с иностранными инвестициями  в пределах сроков, установленных  учредительными документами для  его формирования, а также имущество,  предназначенное для собственного  материального производства, освобождается  от взимания таможенной пошлины  и не облагается налогом на  импорт.

Имущество, ввозимое в РФ иностранными работниками  предприятий с иностранными инвестициями для собственных, нужд, освобождается  от взимания таможенной пошлины.

Законом об иностранных инвестициях было установлено, что предприятия, полностью  принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий экспортировать продукцию для собственных  нужд, за исключением случаев, предусмотренных  действующими на территории РФ международными договорами.

7. Важную роль в решении существенных  вопросов как учреждения предприятий, так и их деятельности призваны сыграть договоры о создании совместных предприятий, заключаемые их участниками, и уставы предприятии.

На  современном этапе создания в  нашей стране совместных предприятий  законодательное регулирование  ограничено кругом наиболее важных и  принципиальных вопросов, с тем чтобы оставить решение их на усмотрение сторон — участников совместного предприятия. Договорное регулирование приобретает, таким образом, важное, если не решающее, значение.

Совместные  предприятия являются юридическими лицами по российскому законодательству. Они могут от своего имени заключать  договоры, приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и третейском суде. Совместные предприятия имеют самостоятельный баланс и действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. В принципе на совместные предприятия как на юридические лица российского права распространяются общие положения российского законодательства о юридических лицах. Но в. отношении совместных предприятий, которые следует рассматривать как особый, новый вид российских юридических лиц, действуют некоторые специальные положения, прямо установленные законодательством.

8. Из других юридических вопросов  следует остановиться на вопросе  о праве, подлежащем применению  к взаимоотношениям участников  совместного предприятия. Поскольку  договор об учреждении совместного  предприятия — это всегда договор  с иностранным участником (фирмой, компанией, корпорацией), во взаимоотношениях  участников совместного предприятия  всегда присутствует “иностранный  элемент”. Это означает необходимость  решения так называемой коллизионной  проблемы, то есть вопроса о  том, правом какого государства  эти отношения будут регулироваться. Решение этой проблемы российским  судом или третейским судом  (арбитражем) возможно лишь на  основе норм и принципов коллизионного  права, входящего в состав **ежду-народного  частного права. Такая норма  содержится в Основах гражданского  законодательства 1991 года.

Информация о работе Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в РФ