Правовое положение российских граждан за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей применяются положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности правового режима, применяемого к российским
гражданам за границей …………………………………………………………...5
1.1.Основные документы, определяющие статус гражданина РФ за
Рубежом……………………………………………………………………………7
2. Органы, осуществляющие представительство и защиту интересов
граждан Российской Федерации за рубежом……………………………………8
2.1. Министерство иностранных дел Российской Федерации…………………8
2.2 Посольство Российской Федерации ………………………………………...9
2.3 Дипломатическое представительство………………………………………11
2.4 Консульские учреждения……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

МЧП контрольная.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется - МИД России).

Основными задачами и функциями Посольства являются:

  • представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;
  • поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;
  • выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве (далее именуется - Посол), являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания.

 

 

2.3. Дипломатическое представительство.

 

Дипломатическое представительство — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях. «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Согласно международному праву, перед назначением главы дипломатического представительства правительство соответствующего государства запрашивает согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает, что глава дипломатического представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания. Дипломатический представитель, аккредитованный данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций.

Прекращение функций дипломатического представителя:

1. Его отозвание аккредитующим  государством;

2. Объявление правительством государства  пребывания дипломатического представителя персоной non grata (утратившим доверие);

3. Разрыва дипломатических сношений;

4. Войны между государствами;

5. Прекращение существования одного  из этих государств в качестве  субъекта международного права.

Функции дипломатического представительства:

  • представительство своего государства в стране пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;
  • ведение переговоров с правительством принимающего государства;
  • поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;
  • осуществление консульских функций.

Выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.

 

 

 

 

2.4. Консульские учреждения.

 

Консульское учреждение Российской Федерации (далее именуется - Консульское учреждение) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.

Консульское учреждение открывается по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

Консульское учреждение входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется - МИД России). В государстве пребывания Консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации.

Консульские учреждения в зависимости от класса подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

Местонахождение Консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с государством пребывания.

Открытие отделения Консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется по решению Правительства Российской Федерации с согласия государства пребывания.

Консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами Российской Федерации, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы.

Основными задачами и функциями Консульского учреждения являются:

  1. защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;
  2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними;
  3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИДа России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания;
  4. распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;
  5. поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации;
  6. оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;
  7. выдача в установленном порядке и в пределах своей компетенции основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также принятие в установленном порядке и в пределах своей компетенции решений о выдаче и выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства;
  8. осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;
  9. представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;
  10. осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам с соблюдением законодательства государства пребывания;
  11. осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;
  12. ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;
  13. принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;
  14. оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме; и др.

Консульское учреждение в зависимости от класса возглавляется соответственно генеральным консулом, консулом, вице-консулом, консульским агентом.

Глава Консульского учреждения назначается на должность в установленном порядке МИДом России и допускается к исполнению своих обязанностей уполномоченным органом государства пребывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Приведенный в работе анализ позволяет сделать вывод, что правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой — они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России.

Государство оказывает своим гражданам защиту в соответствии с международным правом по дипломатическим каналам в целях обеспечения или восстановления их прав и интересов, нарушенных иностранным государством. Дипломатическая защита состоит в выполнении процедуры, имеющей своей целью реализацию ответственности государства за ущерб, нанесенный иностранному гражданину, и обеспечение или восстановление его прав. Государство, оказывающее дипломатическую защиту своему гражданину, заявляет другому государству претензию или протест с требованием возмещения нанесенного ущерба, восстановления или обеспечения прав граждан.

Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Богуславский М.М. Международное частное право: учеб. для вузов. – 5-е изд.- М.: Юристъ, 2005. –С. 136-138.
  2. Лукашук И.И. Международное публичное право: учеб. для вузов 3-е изд., перераб. и доп./ И.И. Лукашук  - М.: Волтерс Клувер, 2005
  3. Комментарий к федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2008 г. / Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко –  Система ГАРАНТ, 2008.
  4. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» / В.И. Шкатулла - М.: Юстицинформ, 2006. – 231 с.
  5. Комментарий к федеральному закону от 05 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 15 июня 2011 г. / Н.А. Новикова –  Система ГАРАНТ, 2011
  6. Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету: приказ Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26 // Российская газета. Федеральный выпуск - 2010. №5125 - 5 марта
  7. Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию от 31.05.2010 N 370: Постановление Правительства Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск - 2010. №5203– 9 июня.

Информация о работе Правовое положение российских граждан за рубежом