Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:31, реферат
Краткое описание
Наличие социально-экономической потребности в развитии глобальных телекоммуникационных сетей, наиболее масштабной из которых является Интернет, и сетевых услуг как основы развитой экономики двадцать первого века, а также отсутствие комплексных исследований, посвященных обязательствам, связанным с международной сетью Интернет, обусловливают актуальность темы настоящей работы.
Содержание
Ведение Общая характеристика обязательств по оказанию услуг Понятие Интернета Правовые проблемы, связанные с оказанием Интернет-услуг Развитие российского законодательства, регулирующего оказание Интернет-услуг Заключение Список Литературы
Федеральный закон "О связи" представляет
собой базовый нормативный акт, предполагающий
принятие нормативно-правовых актов по
отдельным категориям услуг связи. В настоящий
момент принят Федеральный закон от 17
июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи",
утверждены Правила об оказании услуг
телефонной связи, Правила предоставления
услуг телеграфной связи Учитывая распространение
и роль Интернет-услуг, следует согласиться
с мнением Талимончик В.П., полагающей,
что данному виду услуг тоже должен быть
посвящен отдельный нормативно-правовой
акт.
Кроме федеральных законов, содержащих
значительное число норм, применимых к
отношениям по оказанию Интернет-услуг,
ряд федеральных законов включает в себя
отдельные нормы, относящиеся к данной
сфере.
Так, ГК РФ закреплен статус информации
как объекта гражданского права (статья
128 ГК РФ), установлены общие положения
о сделках (глава 9 ГК РФ), об обязательствах
(глава 21-26 ГК РФ), правила о возмездном
оказании услуг (глава 39 ГК РФ), ответственности
и т.д.
Данные положения охватывают немалую
часть круга общественных отношений по
поводу оказания Интернет-услуг, но имеют
и пробелы. Один из таких пробелов - отсутствие
правил, позволяющих установить место
и время (момент, когда обязательство считается
исполненным), где и когда должна быть
оказана информационная услуга, что играет
особую роль при оказании таких услуг
посредством Интернета для определения
законодательства, подлежащего применению,
и налогообложения.
Исходя из написанного выше видно, что
действующим законодательством на уровне
федеральных законов урегулирована большая
часть вопросов, связанных с Интернет-услугами,
в том числе определен статус информационных
ресурсов, компьютерных программ и баз
данных, доступ к которым осуществляется
посредством сети, регламентированы общие
начала оказания услуг связи и информационных
услуг, обязательств по передаче интеллектуальной
собственности.
Вместе с тем, остаются законодательные
пробелы, а также трудности в применении
отдельных положений законов, созданных
до современного развития общественных
отношений по поводу международной сети
электросвязи Интернет и не учитывающих
их специфики.
В таких условиях важнейшую роль начинают
играть официальные разъяснения по поводу
применения отдельных нормативных актов
к отношениям, складывающимся в связи
с использованием Интернета. Нередко такие
разъяснения носят спорный характер, подтверждая
необходимость законодательной регламентации
тех или иных вопросов. Например, в письме
МНС РФ от 11 мая 2000 г. № ВГ-6-02/361@ "О порядке
налогообложения организаций, размещающих
периодические издания в сети Интернет"
указывается, что "...В отношении организаций,
распространяющих периодические издания
в сети Интернет, отсутствует требование
об обязательном получении свидетельства
о регистрации в качестве средства массовой
информации" и далее сообщается, что
такие организации могут быть зарегистрированы
как СМИ в добровольном порядке, хотя Законом
РФ "О средствах массовой информации"
не предусмотрен такой порядок. Если у
издания есть признаки средства массовой
информации, то оно подлежит обязательной
регистрации, если нет, то оно не подлежит
регистрации. Законом освобождены от регистрации
лишь средства массовой информации, перечисленные
в статье 12 Закона РФ "О средствах массовой
информации":
- учрежденные органами законодательной,
исполнительной и судебной власти
исключительно для издания их
официальных сообщений и материалов,
нормативных и иных актов;
- периодические печатные издания
тиражом менее одной тысячи
экземпляров;
- радио- и телепрограммы, распространяемые
по кабельным сетям, ограниченным
помещением и территорией одного
государственного учреждения, учебного
заведения или промышленного
предприятия, либо имеющим не
более десяти абонентов; - аудио-
и видеопрограммы, распространяемые в
записи тиражом не более десяти экземпляров.
Как видно, для средств массовой
информации, распространяющих свою
продукцию в Интернете, здесь
нет исключений, однако фактически
невозможно добиться исполнения
норм о всеобщей регистрации
информационных ресурсов, находящихся
в Интернете, поэтому на практике
МПТР России не требует обязательной
регистрации средств массовой
информации, распространяющих массовую
информацию в Интернете. Здесь
налицо необходимость корректировки
норм Закона РФ "О средствах
массовой информации", о чем
неоднократно писалось в литературе.
Среди других
разъяснений, восполняющих недостаточное
отражение в нормативно-правовых актах
отношений по поводу оказания Интернет-услуг,
следует назвать письмо Департамента
налоговой политики Минфина РФ от 26 июля
2000 г. № 04-02-05/2 "Об отнесении расходов
по разработке, созданию и ежемесячному
обслуживанию рекламного Web-сервера в
сети Internet на расходы по рекламе и включения
их в себестоимость продукции (работ, услуг)
для целей налогообложения", а также
письмо Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 20 января 2000 г. № ИБ-02/229
"О возможных мошеннических схемах
при торговле ценными бумагами с использованием
сети Интернет".
Наряду с федеральными
законами, регулирование рассматриваемых
общественных отношений осуществляется
подзаконными нормативными актами, среди
которых можно выделить постановления
Правительства РФ, приказы и иные нормативные
акты Министерства Российской Федерации
по связи и информатизации (ранее - Госкомвязи
России), акты других министерств и ведомств.
На основании
распоряжения Правительства РФ от 12 февраля
2001 года № 207-р разработана Федеральная
целевая программа "Электронная Россия
на 2002-2010 годы", предусматривающая
формирование эффективной нормативно-правовой
базы информационных и коммуникационных
технологий на основе законов прямого
действия, содействие инфраструктуре
доступа к телекоммуникационным сетям,
создание сетей связи для обеспечения
работы органов власти и их взаимодействия
с населением. Общий объем финансирования,
предусмотренный данной Программой, составляет
76150 млн. рублей (в ценах 2001 года). В рамках
Программы запланировано проведение экспертизы
действующей предметной нормативной базы
(включая ведомственные нормативные акты)
и разработка Концепции развития законодательства
в области социально-экономических приложений
информационных технологий, совершенствование
процессуального законодательства в области
использования информационных и коммуникационных
технологий в судебном процессе и другие
мероприятия.
Как уже упоминалось в настоящей работе,
постановлениями Правительства РФ определена
компетенция Министерства Российской
Федерации по связи и информатизации по
распределению адресного пространства
российского сегмента сети Интернет (подпункт
25 пункта 6 Положения о Министерстве Российской
Федерации по связи и информатизации),
а также Министерства науки и технологий
РФ в части осуществления мер по "...
развитию и использованию российского
сегмента сети Интернет в научно-технической
и научно-образовательной сферах..."
(подпункт 105 пункта 5 Положения о Министерстве
науки и технологий РФ).
Для обеспечения
проведения оперативно-розыскных мероприятий
на сетях связи приказом Госкомсвязи РФ
было предусмотрено создание системы
"...технических средств по обеспечению
оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ)
...для технического обеспечения проведения
указанных мероприятий на сетях (службах)
документальной электросвязи (СДЭС), используемых
для предоставления услуг передачи данных
и телематических служб, включая сеть
Интернет".
Приказом Минсвязи
России от 25 июля 2000 г № 130 "О порядке
внедрения системы технических средств
по обеспечению оперативно-розыскных
мероприятий на сетях телефонной, подвижной
и беспроводной связи и персонального
радиовызова общего пользования"
предписана операторам связи установка
на телефонных станциях, центрах коммутации
систем подвижной и беспроводной связи
постоянно действующего оборудования,
позволяющая органам ФСБ России получать
содержимое сообщений электросвязи и
информацию о них в любое время. При этом
в соответствии с пунктом 2.6. данного Приказа,
"Информация об абонентах, в отношении
которых проводятся оперативно-розыскные
мероприятия, а также решения, на основании
которых проводятся указанные мероприятия,
операторам связи не предоставляются".
Соглашением
между Минсвязи и ФСБ России также установлено,
что такое оборудование для слежения за
сообщениями граждан должно устанавливаться
преимущественно за счет операторов связи
с последующей компенсацией затрат по
договорам в соответствии с "...гарантийными
обязательствами со стороны ФСБ России
в срок, не превышающий одного года".
Содержание
перечисленных правовых актов должно
получить оценку с учетом международных
стандартов, предполагающих наличие в
законодательстве процедур, гарантирующих
"...соответствие мер наблюдения установленным
законом условиям..."
Верховный Суд
РФ рассмотрел жалобу Нетупского П.И.
на неправомерность приказа Минсвязи
России от 25 июля 2000 г. № 130, его пункта
1.4., касающегося технических требований
к средствам СОРМ, и пункта 2.6., устанавливающего
правило о не предоставлении информации
об абонентах, в отношении которых проводятся
оперативно-розыскные мероприятия, а также
решений, на основании которых указанные
мероприятия проводятся.
В своем решении от 25 сентября 2000 г. Верховный
Суд РФ указал: "...операторы связи должны
давать информацию о телефонных переговорах
абонентов лишь при предоставлении органами,
осуществляющими оперативно- розыскные мероприятия, соответствующих,
предусмотренных законом, документов".
На основании этой позиции было признано
незаконным и не подлежащим применению
последнее предложение пункта 2.6. приказа
Министерства Российской Федерации по
связи и информатизации от 25 июля 2000 г.
№ 130 “О порядке внедрения системы технических
средств по обеспечению оперативно-розыскных
мероприятий на сетях телефонной, подвижной
и беспроводной связи и персонального
радиовызова общего пользования”.
Требование Нетупского П.И. в части признания
незаконным пункта 1.4 этого же Приказа
оставлено без удовлетворения из-за ненормативного
характера приказов Минсвязи России, в
которых устанавливаются технические
требования к СОРМ.
В связи с этим актуализируется проблема
влияния технических требований на гарантии
обеспечения прав граждан и юридических
лиц, поскольку в технических требованиях,
изложенных в упомянутых приказах ненормативного
характера, предусмотрена возможность
получения информации органом оперативно-розыскной
деятельности без обращения к оператору
связи.
На наш взгляд, в законодательстве должны
быть уточнены основания привлечения
операторов связи к ответственности за
нарушение тайны связи, поскольку при
исполнении вышеуказанных актов они фактически
не смогут обеспечить контроль за получением
компетентными органами информации только
на основании судебного решения.
Эти и другие несоответствия и пробелы
в законодательстве, в сочетании с лавинообразным
развитием общественных отношений по
поводу оказания Интернет-услуг, вызывают
высокую законотворческую активность,
которая выразилась во внесении в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ, по данным
Ветрова К.В., председателя Комитета по
информационной политике Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, более
десяти проектов федеральных законов,
затрагивающих отношения в данной сфере.
Вместе с тем, в развитых странах наблюдается
более высокая законодательная активность
в указанном направлении, чем в России.
Так, в США на 1999 год было подготовлено
и предварительно рассмотрено в комитетах
Конгресса более тридцати законопроектов,
регулирующих правовые отношения, возникающие
при использовании сети Интернет.
В Государственную Думу Федерального
Собрания РФ внесен проект Федерального
закона "О сделках, совершаемых при
помощи электронных средств ("Об электронных
сделках"), проект Федерального закона
"Об электронной торговле", представленный
в нескольких вариантах, законопроект
"О предоставлении электронных финансовых
услуг" и другие.
Важным этапом на пути к развитию российского
законодательства в области Интернет-услуг
является принятие Государственной Думой
Федерального Собрания РФ 6 июня 2001 года
в первом чтении проекта Федерального
закона "Об электронной торговле".
Проект Федерального закона "Об электронной
торговле" предназначен для регулирования
отношений, возникающих "...между лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность, или с их участием при совершении
сделок и иных юридических действий с
использованием электронных документов"
(статья 2 Проекта).
Таким образом, данный проект регулирует
более широкий спектр отношений, нежели
отражено в его названии, и призван создать
условия для предпринимательской деятельности
с использованием электронных средств.
Законопроект содержит положения о совершении
сделок с использованием электронных
документов, подписанных аналогами собственноручной
подписи, а также о признании электронных
документов в качестве судебных доказательств.
Подводя итог краткому обзору законодательства,
регулирующего общественные отношения
по поводу оказания Интернет-услуг, следует
обратить внимание на наличие целого ряда
проблем, связанных с необходимостью применения
норм права, созданных до широкого распространения
сети Интернет и не учитывающих специфики
отношений по поводу использования последней.
Представляет определенную трудность
вопрос о степени регулятивного вмешательства
в сетевые информационные процессы, протекающие
на территории России.
В мире существует целый спектр мнений
по вопросу осуществления контроля и регулирования
информационных процессов, - от обоснования
Хамидом Мовлада необходимости исключительного
контроля до признания такого контроля
Леонардом Cуссманом неэффективным, а
значит - нецелесообразным.
Представители США и европейских стран
выступают, в основном, против регулирования
содержания информации в Интернете,
тогда как представители азиатских стран
(Китая, Сингапура и др.) выступают за такое
регулирование.
Представляется, что в данном вопросе
необходимо исходить из принципа минимального
государственного вмешательства в отношения
по поводу использования Интернета и установления
жестких правил лишь в тех случаях, когда
отсутствие правового регулирования соответствующих
общественных отношений создает угрозу
информационной безопасности Российской
Федерации, соблюдению прав граждан и
юридических лиц.
При этом, разумеется, должны учитываться
реальные возможности государства, в том
числе технические, по защите прав и свобод,
с тем, чтобы не закреплять в законодательстве
положений, реализацию которых впоследствии
невозможно будет обеспечить мерами государственного
принуждения.