Правовой режим Арктики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы исследовать правовой режим территории Арктики и некоторые особенности регулирования российских северных вод, изучение правил пользования Арктикой и приарктическимиводами, изучение экологических проблем и вопросы их правового регулирования в международном праве. Достижение поставленных целей осуществлялось путем решения следующих задач:
1) Рассмотреть юридический статус и правовой режим Арктики
2)Рассмотреть правовой режим судоходства в российских арктических водах, изучить правовую базу регулирования Северного морского пути.
3) Ознакомится с основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне РФ.

Содержание

Введение_______________________________________________3
ГЛАВА1.Правовой режим Арктики________________________5
1.1.Юридический статус и правовой режим Арктики___________5
1.2. Международно-правовое регулирование и перспективы использования Северного Морского Пути______________________11
ГЛАВА2.Правовой режим судоходства в российских арктических
водах_________________________________________________17
2.1.Правовой режим судоходства во внутренних морских водах
и территориальном море российской Арктики________________17
2.2 Правовой режим судоходства в исключительной
Экономической зоне Российской Арктики ___________________23
2.3 Защита арктической окружающей среды_________________27
Заключение ____________________________________________29
Список использованной литературы _______________________30

Вложенные файлы: 1 файл

арктика.docx

— 67.31 Кб (Скачать файл)

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского н Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими. 7

 

1.2.Международно-правовое  регулирование  и  перспективы  использования Северного Морского Пути

 

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, который проложен, освоен н оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом. Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими н гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.8

В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование доступа на его трассы иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определение и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г. при Министерстве морского флота СССР (ныне при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта РФ).

Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в принятых постановлением Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это "расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или исключительной экономической зоне, СССР... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новозе-мельскне проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168° 58' 37" западной долготы"

1). Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран, причем процедура, установленная для этого, предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна-претендента уведомления и заявки в АСМП, которая по результатам рассмотрения последней информирует заявителя о возможности проводки и обстоятельствах, требующих учета (Правило 3).

Общим условием доступа на Северный морской путь является соответствие судна специальным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды (Правила 4 и 5). Контроль за ходом плававня судна, как и определение самого порядка плавания по коммуникации, возложены на АСМП, представители которой могут осуществлять контрольные осмотры судна, устанавливать тот или иной вывод проводки судов (рекомендованными курсами, по указаниям обеспечивающих летательных аппаратов, с лоцманом на борту, ледокольно-доцманскую), а также приостанавливать плавание (когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания) и выводить судно за пределы Северного морского пути, если оно нарушает положения данных Правил (Правила 6, 7, 9 и 10). 9

Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" от 26 февраля 1984 г., который продолжает действовать на территории Российской Федерации, было объявлено об установлении вдоль побережья страны 200-мильной зоны и праве компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г, специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.

У Северного морского пути есть хорошие перспективы стать оживленной международной транспортной коммуникацией. В этой связи в настоящее время становится особенно актуальной проблема уточнения его правового режима.

Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к СМП определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. При обеспечении стабильного функционирования СМП способен принять на себя значительную часть транзитных грузов, транспортируемых через Суэцкий канал, быть его надежным резервом и конкурентом в кризисных ситуациях. Это немаловажно, учитывая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы) и в западном направлении (дальневосточный импорт) ежегодно пропускается не менее 80 млн т грузов. В их числе - прокат металлов, руда, нефтепродукты и многое другое, транспортируемое и по СМП.

С другой стороны, СМП интересен для иностранцев как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. Перевозки российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. Кроме того, по СМП можно организовать перевозку минеральных удобрений с Кольского полуострова в Восточную Азию, в Китай.

Тем не менее многие зарубежные судовладельцы с большим сомнением относятся к возможностям СМП в нынешнем его состоянии пропускать большие объемы транзита.

Необходимо учитывать, что судовладельцы станут использовать северный маршрут только в том случае, если это будет прибыльно, с одной стороны, а с другой - если Россия обеспечит устойчивое и надежное обслуживание мореплавания.10

Дело в том, что при работе на СМП слишком велики эксплуатационные расходы, включая ледокольное обеспечение, тарифы за пограничное и таможенное оформление, повышенные ставки страховой премии. Высокие факторы риска так же делают СМП неконкурентоспособным по сравнению с маршрутами, на которых суточная тайм-чартерная ставка значительно выше.

Для работы на СМП требуются большие капитальные вложения. Необходимы специализированные суда ледового класса. Суда должны иметь дополнительное аварийное снабжение и управляться офицерами, подготовленными для работы в Арктике. 11

Так же западные судовладельцы плохо информированы о портах, расположенных вдоль трассы СМП. Исключение составляют Игарка и Дудинка. Для захода в другие порты необходимы сложные бюрократические процедуры, мало что известно об их возможностях для проведения грузовых операций, предоставления услуг по судоремонту и ликвидации последствий аварий.

Другая половина зарубежных специалистов позитивно оценивает перспективы СМП. Они считают, что исследования, проведенные в рамках INSROP, с экономической, технологической и экологической точек зрения убеждают в необходимости разработки этого маршрута как международной транзитной магистрали.12

 По самым последним прогнозам ученых, к концу ХХI в. температура воздуха в арктическом регионе возрастет на 10г., что приведет к катастрофе планетарного размаха - широкомасштабному таянию полярных льдов.13 Фактически этот процесс уже начался. С 1958 по 1997 г. толщина ледового покрытия в Арктике сократилась в среднем с 270 до 183 см .Если так пойдет и дальше, к 2070 г. Северный Ледовитый океан летом будет полностью очищаться ото льда. Представители международного Арктического совета полагают, что таяние арктических льдов облегчит судоходство. Так, СМП будет свободен ото льдов 100 дней в году вместо нынешних 20.

В последнее время российские власти предприняли ряд шагов, направленных на улучшение инфраструктурного обеспечения работы СМП и повышение его привлекательности для иностранных судовладельцев. Прежде всего это касается навигационного обслуживания прохода по маршруту, включая спутниковые системы связи и определения местонахождения судна, электронные навигационные карты.

В целях расширения международного судоходства по СМП в дополнение к Правилам плавания по трассам СМП готовятся и распространяются многочисленные навигационные пособия, карты и другие необходимые документы. Ежегодно специальными распоряжениями Правительства РФ определяется перечень арктических портов и пунктов, открытых для захода иностранных судов.14

Активизация усилий по расширению международного использования СМП является частью общей стратегии стабилизации подъема российской экономики. Происходящие в России правовые, политически, институциональные изменения и относительная демилитаризация Арктики создают благоприятную среду для международного экономического сотрудничества в зоне СМП.

Для России же важно сохранить за собой право на регулирование порядка использования СМП. И еще один аспект. Поскольку Суэцкий и Панамский каналы достигли предела своей пропускной способности, а угроза международного терроризма настолько велика, что могут оказаться блокированными межконтинентальные океанские пути, Северный морской путь становится приоритетным в межконтинентальных транспортных связях. Нужно создавать систему безопасности судоходства в Арктике, строя соответствующий флот и способный обеспечить его безопасное плавание ледокольный флот. 15

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

2.1. Правовой  режим судоходства во внутренних  морских водах и

территориальном море российской Арктики

 

Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", внутренние воды и территориальное море, прилегающие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой.

В целях реализации государственной политики в Арктике ведется работа по разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в частности, проектов Федеральных законов "Об арктической зоне Российской Федерации" и "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", предусматривающих закрепление в законодательном порядке принципиальных положений в области экономики, социальной сферы, экологии, а также в вопросах науки, военной безопасности и международных отношений в этом регионе.

В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" 1998 г., проекта Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", проекта Федерального закона "Об арктической зоне Российской Федерации", других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации. 16

Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяются Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г., которым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 17

Информация о работе Правовой режим Арктики