Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:57, курсовая работа
В последние десятилетия XX в. арктические государства приступили к реализации широкомасштабных программ исследования минеральных ресурсов Арктики. Их непосредственными участниками уже являются США, Россия, Канада, Норвегия и Дания. Фактически же почти все страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, претендуют на шельф в районе Северного полюса. Вполне вероятно вступление в борьбу за арктические ресурсы и других стран, в частности Великобритании, Исландии, Ирландии и даже Японии, Южной Кореи, Китая.
Введение 3
1. Общее понятие и виды территорий в международном праве 5
2. Правовой режим Арктики и Антарктики 9
2.1 Общие положения 9
2.2 Арктика 9
2.3 Антарктика 15
Заключение 21
Список литературы: 22
Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического континентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континентального шельфа данные о границах своих шельфов за пределами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на территорию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчитала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила дополнить новыми данными.
Таким образом,
правовой режим Арктики достаточно
сложен. С одной стороны, как на
часть мирового океана на Северный
Ледовитый океан
С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсального или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирования Арктического региона говорить рано.
Весьма
важным шагом в развитии судоходства
в водах Арктики стало принятие
в 2002 г. Международной морской
В 1996 г. в Оттаве была подписана Декларация об учреждении Арктического Совета - новой региональной международной организации, куда вошли 8 арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция). Среди целей Арктического Совета:
- осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;
- контроль
и координация выполнения
- разработка,
координация и контроль
- распространение
информации, поощрение интереса
и образовательных инициатив
по вопросам, связанным с Арктикой.
Арктический Совет не будет
заниматься проблемами военной
безопасности и
Особенностью
структуры Арктического Совета является
включение в нее в статусе
«постоянных участников»
В мае 2008 г. министры иностранных дел пяти приарктических государств - Дании, России, Норвегии, США и Канады - на встрече в г. Иллулисат приняли Декларацию, в которой еще раз подтвердили приверженность сторон существующим договорам и правилам, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., которые регламентируют поведение в регионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специально правового режима» для Северного Ледовитого океана. Приарктические государства подчеркнули свою особую ответственность и способность обеспечивать эффективные механизмы мониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и международных норм.
Арктика как наследие «холодной» войны - милитаризованное и нуклеаризованное ставит целый комплекс сложных политических, правовых и экономических вопросов. Для их решения необходим поиск взаимоприемлемого компромисса между интересами приарктических государств и всего мирового сообщества, что, как показывает практика, непросто.
Антарктида - материк в центре Антарктики, общей площадью 13975 тыс. км (включая шельфовые ледники и острова), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежащие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.
Антарктида - единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняется климатическими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2 °С. Средние температуры зимних месяцев от -60 до -70 °С, летних от -30 до -50 °С, на побережье зимой от -8 до -35 "С, летом 0-5 °С.
Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей державы установил француз, Дюмон-д'Юрвиль. Первыми, 24 января 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.
Первая половина XX в. была посвящена изучению побережья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экспедиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-1947 гг. под его руководством было осуществлено четыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля.
В 40-50-е
гг. XX в. начинали создаваться научные
базы и станции для проведения
регулярных исследований прибрежных районов.
Особый вклад в этот процесс внес
Международный геофизический
Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственная
целевая программа «Мониторинг
полярных районов Земли и обеспечение
деятельности арктических и антарктических
экспедиций на 2007-2010 гг. и на период
до 2015 г.»1, согласно которой будут
осуществляться полярные исследования
и которая предусматривает
Международный
геофизический год показал
Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.
Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частности, государства обязуются производить обмен:
1) информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию
средств и эффективность работ;
2) научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;
3) данными
и результатами научных
В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.
Достаточно оригинально была решена проблема территориальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:
«а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;
b) отказ
любой из Договаривающихся
c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.
2. Никакие
действия или деятельность, имеющие
место, пока настоящий Договор
находится в силе, не образуют
основы для заявления,
То есть существовавшие на 1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.
Для контроля
соблюдения положений Договора предусматривается
возможность инспекций. Наблюдатели,
проводящие инспекцию, должны быть гражданами
назначающих их государств, их фамилии
сообщаются каждому государству-участнику.
Назначенные таким образом
Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:
а) экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;
б) станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;
в) о любом
военном персонале или
На основании
договора действуют так называемые
Консультативные совещания, предназначенные
для обмена информацией, взаимных консультаций
по вопросам Антарктики, а. также разработки,
рассмотрения и рекомендации своим
правительствам мер, содействующих
осуществлению принципов и