Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:36, контрольная работа
Целью исследования является выявление основных привилегий и иммунитетов международных организаций в рамках новейших отечественных и зарубежных исследований по международно-правовой проблематике.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились нормативно-правовые акты и научные публикации по теме работы.
Введение 2
1. Привилегии и иммунитеты ООН и ее специализированных учреждений. 2
2. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций. 6
3. Консульское право. 8
Заключение 11
Список литературы 15
Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
В современном консульском праве действуют три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.
Большую роль в консульском праве играют двусторонние договоры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые начали еще в 12-13 веках. Сейчас их число во всем мире достигает нескольких тысяч. К 1991 г. СССР заключил с др.и государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992— 1993 годах заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной. Ведутся переговоры с др.и странами.
К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены исключительно консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд др..
Весьма
важное значение имеют положения
национального
Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала.
Источником кроме Венской конвенции 1963 года являются также двусторонние договоры, заключаемые большинством государств. Они могут повторять положения Конвенции, а могут и увеличивать число привилегий (на двусторонней основе).
Они предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств.
Определяющим
в отношении консульских
Наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. Венская Конвенция 1963 года содержит положение о предполагаемом согласии главы консульства на доступ властей в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты. В дипломатическом представительстве необходимо явно выраженное согласие.
Неприкосновенностью пользуются также архивы и документация вне зависимости от времени и места нахождения. Однако государство пребывания может требовать вскрытия консульской вализы при подозрении наличия в ней неразрешённых к провозу предметов.
Иммунитетом от реквизиции пользуются консульские помещения и имущество.
К числу привилегий консульского учреждения относятся:
Иммунитеты и привилегии персонала носят функциональный характер:
В целом договорная практика характеризуется сближением консульских и дипломатических привилегий.
Привилегия представляет собой сложный социальный феномен, обусловленный различными материальными и социальными причинами, фактической разницей в положении тех или иных субъектов.
Особая разновидность привилегий - правовые привилегии, находящие свое выражение в юридических нормах. Именно поэтому недопустимо отождествление привилегии и правонарушения. Общее между ними состоит в том, что привилегия и правонарушение - это исключение из единого, установленного правовыми нормами порядка. Но если правонарушение -нарушение права, его норм, то привилегия - согласуемая и допускаемая правом категория.
Правовая привилегия - это юридическое преимущество, направленное на создание режима благоприятствования путем предоставления дополнительных прав или освобождения от соответствующих обязанностей, характеризующее специальный и индивидуальный статус субъектов и имеющее для них стимулирующее и компенсирующее значение.
Однако, непосредственно сам термин «привилегия» как обозначение каких-либо преимуществ крайне редко встречается в текстах российских нормативных актов. Чаще всего оно подменяется таким понятием как «льгота». Поэтому представляется особенно актуальной проблема теоретического разграничения льгот и привилегий.
Обе
категории составляют единую систему
изъятий и облегчений из общего порядка,
и естественно имеют
Так, и льготы и привилегии есть законные исключения, правомерные изъятия, установленные компетентными органами в соответствии с законом. Они подразумевают собой правовые преимущества, направленные на более полное удовлетворение интересов и потребностей субъектов. Обе категории являются особыми разновидностями правовых стимулов и компенсаций.
В тоже время, выделяя привилегию в качестве самостоятельной правовой категории, следует указать ряд специфических признаков, присущих только для привилегий, и позволяющих провести разграничение между ними и льготами.
К ним относится то, что привилегия неразрывно и органически связана с отношениями власти и, распространяется на особый круг субъектов, характеризуя их не только специальный, но и индивидуальный статус. При правовом регулировании общественных отношений привилегия, как правило, предстает в виде исключительной нормы, предоставляющей максимальные, наивысшие пределы и объемы.
Привилегия выступает в виде особого, специфичного вида правовой дифференциации, расширение юридических возможностей по сравнению не только с общим, но и особенным (льготным) уровнем.
Привилегии присущи стимулирующая, гарантирующая, компенсирующая и распределительная функции.
Правовые привилегии весьма разнообразны. Анализируя существующие привилегии в различных правовых отраслях, нельзя не отметить их преобладание в отраслях публичного права. Такое положение следствие самой природы привилегий, объективной связью с властеотношениями, 1 направленностью на решение прежде всего государственно-правовых задач.
В значительной мере подобное касается особого вида правовых » привилегий - иммунитета.
Правовой иммунитет - это особая материально-процессуальная привилегия, распространяющаяся на строго указанных в нормах международного права, Конституциях, законах субъектов, регламентируя их специальный статус путем наделения дополнительными гарантиями и преимуществами при привлечении к юридической ответственности или выполнения определенных обязанностей.
Иммунитет - комплексная правовая категория, включающая в себя, как правило, правовую неприкосновенность, индемнитет, свидетельский иммунитет. Необходимо разграничивать правовую неприкосновенность и иммунитет. Последний представляет собой более широкое понятие. Их диалектическое единство не означает, однако, полное тождество. Между тем, такое единство и детерминирует материально-процессуальный характер иммунитета, являющийся одним из отличительных его признаков.
Важное значение имеет и строгое целевое предназначение иммунитета, направленность на обеспечение выполнения межгосударственных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. В какой-то степени это оправдывает возникающее при использовании данного юридического средства отступление от принципа равноправия граждан перед законом и судом.
Иммунитет, в процессе правового регулирования, выполняет гарантирующую, стимулирующую и компенсирующую функции. Основная функция иммунитета - гарантирующая, ибо правовой иммунитет обеспечивает безопасность, беспристрастность и независимость своих обладателей.
Привилегии и иммунитеты - реалии правовой жизни России, нуждающиеся в дальнейшем научном осмыслении и теоретической разработке.
Нормативная
база
Литература
Информация о работе Привилегии и иммунитеты международных организаций