Принципы и методы регулирования международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в сфере услуг создается две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения. Международная торговля услугами составляет около 20% от общего объема мировой торговли. При этом приведенные выше показатели по услугам имеют тенденцию к постоянному росту. Представление об услугах, как о чем-то экономически второстепенном, являющемся придатком производственного процесса, уходит в прошлое. Многие услуги обеспечивают высокий уровень и быстрый рост производительности, играя большое значение на всех этапах производственного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Международная торговля услугами как отрасль внешнеэкономических отношений.
1.1. Проблемы определения услуг для международной торговли.
1.2. Современное состояние и тенденции развития международной торговли услугами.
Глава 2. Принципы и методы регулирования международной торговли услугами.
2.1. Практика национального регулирования торговли услугами.
2.2. Основные положения и особенности Генерального соглашения по торговле услугами (ВТО).
Глава 3. Перспективы участия России в международной торговле услугами.
3.1. Проблемы торговли услугами для России.
3.2. Условия присоединения России к ВТО.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-М.И. Дмитриев.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Успеху в создании ВТО способствовал  механизм многосторонних торговых переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Целью проведения переговоров являлось связать участвующие в них государства обязательством следовать достигнутым в ходе переговоров договоренностям о тарифных уступках. «Архитекторы ГАТТ 1947г. создали правовой механизм, в котором Списки тарифных уступок связывали государства международным обязательством, обеспечиваемым общими положениями торговых соглашений. 

Начиная с 70-х годов предметом  многосторонних торговых переговоров  помимо таможенных тарифов стали  также и иные меры защиты национального рынка. Наиболее значимых результатов достиг Уругвайский раунд переговоров, завершившийся в 1994 году. Было заключено Соглашение о создании ВТО. Вместе с этим Соглашением в пакет документов ВТО вошли и другие соглашения, заключенные на предыдущих раундах переговоров. При этом в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947г.), в соглашения Токийского раунда переговоров (1979г.) были внесены изменения и дополнения, связанные с достигнутым уровнем международно - правового сотрудничества в области регулирования внешнеэкономических связей. ВТО, таким образом, обеспечила регулирование торгово - политических отношений участников Организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних переговоров.

Всемирная торговая организация представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 152 государство и еще 29 стран, которые ведут переговоры о вступлении в нее По данным сайта www.wto.ru на 22.05.2008г.

ВТО относится к числу международных  межправительственных организаций, а  ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство - член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров (соглашения, составляющие систему ВТО, делятся на: обязательные для всех членов ВТО (многосторонние торговые соглашения) и обязательные только для тех членов ВТО, которые их приняли (соглашения с ограниченным кругом участников). Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров.

 

Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна - член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство - член имеет один голос. По общему признанию, принцип консенсуса защищает от «тирании большинства», особенно тогда, когда значительная часть голосующих резко выступает против принятия решения.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом характеризуется существенными отличиями:

- является постоянно действующей  организацией;

- осуществляет мониторинг за  более широким спектром торговых  соглашений, в том числе в принципиально  новых сферах (торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и т.д.);

- обладает гораздо большими  полномочиями в связи с совершенствованием  процедур принятия решений (прежде  всего в рамках процедур по  разрешению споров);

 

- эффективно контролирует выполнение соглашений ВТО, так как они содержат более жесткие и детальные нормы и правила, включая обязательность выполнения всего пакета многосторонних соглашений, ратифицированных странами - членами организации.

 

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

 

1. контроль за принятием и  применением многосторонних торговых  соглашений, составляющих правовую  основу ВТО; 

 

2. выполнение роли форума для  проведения многосторонних торговых  переговоров; 

 

3. урегулирование торговых споров  между странами - членами;

 

4. наблюдение за торговой политикой  стран - членов;

 

5. сбор, изучение и предоставление  информации по вопросам развития  и использования механизмов международной  торговли и торговой политики.

 

Важнейшими функциями ВТО являются:

 

1. контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

 

2. проведение многосторонних торговых  переговоров и консультаций между  заинтересованными странами - членами; 

 

3. разрешение торговых споров. (Исходным  моментом этой процедуры является жалоба страны - члена ВТО на то, что акция другой страны - члена (или группы стран - членов) противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца. Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране - истцу право быть выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой страны - ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное, что никто не может заблокировать эту процедуру);

 

4. мониторинг национальной торговой  политики стран - членов;

 

5. техническое содействие развивающимся  государствам по вопросам, касающимся  компетенции ВТО;

 

6. сотрудничество с другими международными  экономическими учреждениями (правительственными  и неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании  глобальной экономической политики. (Об этом свидетельствует серия  заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе).

 

Основополагающими принципами и правилами  ВТО являются:

 

1. Режим наибольшего благоприятствования.  Статья I ГАТТ, носящая во многом ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны - участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования (вместе с национальным режимом) распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран - участниц.

 

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I, носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из - под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран - участниц, или предназначенному для всех других стран - участниц» Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Перспективы участия  России в международной торговле услугами

3.1 Проблемы торговли услугами для России.

Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией  соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем  либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами  ГАТТ/ВТО являются:

- взаимное предоставление режима  наибольшего благоприятствования  (РНБ) в торговле;

 

- взаимное предоставление национального  режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

 

- регулирование торговли преимущественно  тарифными методами;

 

- отказ от использования количественных  и иных ограничений; 

 

- транспарентность торговой политики;

 

- разрешение торговых споров  путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- получение более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  транспарентность их внешнеэкономической политики;

- устранение дискриминации в  торговле путем доступа к механизму  ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов  в случае, если они ущемляются  партнерами;

- возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают  обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Собственно проблемы

Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться наилучших  условий присоединения России к  ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

 

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и  торговли Герман Греф, баланс прав и  обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

23 марта 2006 г. в Женеве состоялось  тридцатое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В ходе заседания была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. Согласовано еще три раздела доклада. В ближайшее время российская сторона должна представить предложения по согласованию других разделов доклада. В рамках очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО 20-26 марта 2006г. продолжились двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с делагацией США. Рассмотрены также некоторые спорные вопросы между Россией и Грузией.

 

С экономической точки зрения достаточно мало преград к тому, чтобы Россия стала членом ВТО. Текущая задержка со вступлением имеет скорее всего  политические корни. Нет хорошо определенных сил, которые бы лоббировали за вступление России в ВТО. Поэтому процесс затормозился, а совсем не потому, что действительно существуют какие-то серьезные экономические преграды.

 

 

Проблемы и последствия присоединения

Эйфорические ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО , как:

Информация о работе Принципы и методы регулирования международной торговли услугами