Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:52, контрольная работа
Являясь отраслью международного права, воздушное право обладает рядом особенностей, с учетом которых его можно определить как систему специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства по поводу полетов (передвижений) летательных аппаратов и общего режима деятельности в воздухе.
Оглавление
Являясь отраслью международного права, воздушное право обладает рядом особенностей, с учетом которых его можно определить как систему специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства по поводу полетов (передвижений) летательных аппаратов и общего режима деятельности в воздухе.
Следующие основные принципы воздушного права носят императивный характер и содержат обязательства в отношении всех и каждого из членов международного сообщества.
Данный принцип признается в статье 1 Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго 07.12.1944 (далее Чикагская конвенция), а так же находит отражение в воздушных кодексах большинства государств.
Для полетов
иностранных летательных
Функция властвования, основанная на суверенитете и юрисдикции государства, прямо связана со следующими функциями:
- регулирования
воздушных передвижений в
- регулирования
деятельности воздушно-
- осуществления административной
Цели национального
регулирования в области
В понятие безопасность в контексте воздушного права включаются:
- безопасность полетов - обеспечение технической надежности воздушных судов при их производстве и эксплуатации (государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов в воздушном пространстве над его территорией, в том числе полетов воздушных судов иностранных эксплуатантов);
- авиационная безопасность - недопущение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
В преамбуле
Чикагской конвенции главной
задачей провозглашено создание
таких условий для
Некоторые авторы
выделяют в качестве самостоятельного
принцип обеспечения
Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в отношении открытого воздушного пространства, расположенного над исключительной экономической зоной и открытым морем. Так, согласно подпункту «b» пункта 1 статьи 87 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), заключенной в г. Монтего-Бее 10.12.1982, свобода открытого моря включает, в частности, свободу полетов.
При пользовании свободой полетов государства обязаны соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО, предотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и не допускать его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не разрешать полеты своих воздушных судов без опознавательных знаков.
Принцип взаимности играет исключительно важную роль в защите и обеспечении экономических интересов как государства, так и авиаперевозчиков при осуществлении международных воздушных перевозок.
В области двусторонних соглашений о воздушном сообщении основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм3.
Как отмечалось ранее одной из основных задач Чикагской конвенции и создания ИКАО состоит развитии международной гражданской авиации безопасным и упорядоченным образом.
Чикагская конвенция:
- является объединяющим
международным нормативным
- регулирует и обеспечивает
единообразный технологический
режим международной
- является уставом ИКАО, определяющим долгосрочные и оперативные задачи деятельности этой международной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН.
Кроме указанной конвенции на обеспечение безопасности воздушных сообщений направлены следующие международные нормативные акты.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Заключена в г. Токио 14.09.1963). Конвенция вступила в силу 04.12.1969. СССР присоединился к Конвенции (Указ Президиума ВС СССР от 04.12.1987 N 8109-XI) с оговоркой и заявлением (см. документ). Грамота о присоединении СССР к Конвенции сдана на хранение Международной организации гражданской авиации 03.02.1988. Конвенция вступила в силу для СССР 03.05.1988. Россия сняла оговорку по пункту 1 ст. 24 (Федеральный закон от 03.03.2007 № 28-ФЗ). Данная конвенция направлена на обеспечение авиационной безопасности и применяется в отношении: уголовных преступлений и актов, которые могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в г. Гааге 16.12.1970), вступившая в силу 14.10.1971 была подписана и ратифицирована СССР Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1971 с оговоркой в части непринятия нормы о рассмотрении споров в Международном Суде. Федеральным законом от 03.03.2007 № 28-ФЗ данная оговорка была снята. Данная конвенция направлена на пресечение актов незаконного захвата или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете и регламентацию действий договаривающихся государств в таких случаях.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в г. Монреале 23.09.1971) измененная Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (подписанным в г. Монреале 24.02.1988). СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 27.12.1972 N 3719-VIII) с оговоркой, сделанной при подписании (см. документ). Ратификационные грамоты СССР депонированы в Москве, Вашингтоне и Лондоне 19.02.1973. Конвенция вступила для СССР в силу 22.03.1973. Данная конвенция во многом тождественна Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в г. Гааге 16.12.1970), однако различие конвенций заключается различных субъектах, субъективной стороне, совершаемых актов. Так, в Гаагской конвенции субъектом признаётся лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия, или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно, или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие. Согласно Монреальской конвенции субъектом признаётся лицо:
- совершающее акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;
- разрушает воздушное
судно, находящееся в
- помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя, или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете;
- разрушает или повреждает
аэронавигационное
- сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.
Конвенция о
борьбе с незаконными актами в
отношении международной
Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (заключена в г. Екатеринбурге 16.06.2009), не вступила в силу на 16.06.2009. Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 02.10.2010 № 253-ФЗ). Конвенция принята с целью повышения эффективности сотрудничества против терроризма, применяется в случае, когда выявление, предупреждение и расследование преступлений, охватываемых Конвенцией, затрагивают юрисдикцию более чем одной стороны. Договаривающиеся страны: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята в г. Нью-Йорке 15.12.1997 Резолюцией 52/164 на 72-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Конвенция вступила в силу 23.05.2001. Россия подписала Конвенцию 12.01.1998 с заявлением (Распоряжение Президента РФ от 11.01.1998 N 4-рп), ратифицировала с заявлениями (Федеральный закон от 13.02.2001 N 19-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 07.06.2001.
Согласно указанной конвенции стороны признают что, лицо совершает преступление по смыслу Конвенции, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает (пытается совершить указанные действия) взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры или таким образом, что это направлено против них: с намерением причинить смерть или серьезное увечье; с намерением произвести значительное разрушение таких мест, объекта или системы, когда такое разрушение влечет или может повлечь причинение крупного экономического ущерба.
Так же, стоит отметить наличие следующих международных нормативных актов:
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Принята в г. Нью-Йорке 17.12.1979 Резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН);
- Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Заключена в г. Риме 07.10.1952) Конвенция вступила в силу 04.02.1958. СССР присоединился к Конвенции с заявлением (Указ Президиума ВС СССР от 22.02.1982 N 6596-X). Грамота о присоединении депонирована 21.04.1982. Конвенция вступила в силу для СССР 20.07.1982.
Информация о работе Принципы международного воздушного права