Салическая правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:10, реферат

Краткое описание

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии, и создавших в V-VI в.в. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи, даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах, более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется.

Вложенные файлы: 1 файл

Салическая правда.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляло соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена: сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним выплачивали вергельд.

Король выступал прежде всего, как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. "Салическая правда" предусматривала наказания для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, страждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, "Салическая правда" запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно "Салической правде" касаются незначительного круга государственных дел - призыва войска, вызова в суд. Но "Салическая правда" свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутреобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

 

 

4. Брак и семья:   Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жёны, которых было много, так как они часто сменяли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях - и с вооружённой свитой. Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижению им 12 лет.

Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число статей. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в cемье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.).

"Салическая правда" делит галло-римлян на три категории: "королевских сотрапезников", в которых можно видеть привилегированную  группу местного населения, приближенную  к королю, по-видимому, крупных землевладельцев; посессоров - землевладельцев мелкопоместного  и крестьянского типа; тяглых  людей (трибутариев), обязанных нести  повинности. По-видимому, это были  люди, пользующиеся чужой землей  на определенных условиях. По  сведениям Григория Турского  и ряда других источников, в VI в. на этой территории сохранились  сенаторы, по тради-ции крупные  землевладельцы - высшая категория  населения. Большими земельными  владениями, в том числе укрепленными  центрами, часто находившимися в  пределах старых римских городов, располагали епископы. Хотя эти  центры - "города" - в основном  были резиденциями епископов, в  них обычно проживало и некоторое  количество торговцев и ремесленников. Крупные землевладельцы, как и  в позднеримское время, сохраняли  в своих владениях определенные  политические права над зависимыми  от них людьми. Для галло-римского  населения, во всяком случае в  Северной Галлии, продолжали действовать  нормы римского пра-ва, а не "Салическая  правда". Дальнейшая эволюция  галлоримских социальных отношений  шла в сторону наметившегося  еще во II-III вв. исчезновения крупных  вилл рабовладельческого типа, сокращения  числа рабов, массового поселения  их на земле, закрепления поземельной  зависимости колонов от их  господ. Определенную роль в ускорении  этих процессов сыграли пожалования  земли и судебных прав галло-римским  землевладельцам франкскими королями  уже в конце VI-VII в., их привлечение  на королевскую службу в качестве  придворных и администраторов.

Таков "Салический закон" (и таковы же записи обычаев у других германских племен). При первоначальной записи закона король мало вмешивался в его содержание. Но при потомках Хлодвига королевс-кая власть начинает влиять на законодательство, не столько отменяя старые нормы, сколько дополняя их новыми постановлениями .

Германцы исходили из уверенности в том, что закон вообще не создается людьми, - они лишь "находят", "вспоминают" его. Право - над людьми, в том числе и над королями. Главное качество права то, что оно (старое), а в силу своей древности "доброе", "справедливое".

 

5.  Убийство. Увечье:   Пока человек потреблял все  то, что добывал, для кровной мести  не было замены. Единственной  платой за жизнь и страдание  оставались жизнь и страдание. Благодаря новой эпохе в системе  наказаний на смену кровной  мести приходит штраф. Переход  к штрафу взамен кровной мести  происходил непросто. Первые акты  подобного рода встречали нескрываемое  презрение. Принимать деньги за  кровь ближнего, в особенности  отца или брата, считалось несмываемым  позором.

В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого. Германские правды знают уже только твердо фиксированные суммы штрафов по всем тем видам правонарушений, которые они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом - "ценой человека".

Салическая правда назначает штраф в римских монетах - "динариях" и "солидах". Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков

Салическая правда назначает неодинаковые наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется в виду женщина, после того как она стала рожать. За убийство женщины, которая рожать не может, назначается 200 солидов .

Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного положения. А это не одно и тоже. Указанная возможность была широко использована государством. Прежде всего, короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг - администрации, дружинников, всех "верных" вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка - римлянин или полусвободный, - защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой лишь возмещение его рыночной стоимости.

Необычайная детализация имеет место при оценке ранений. В некоторых правдах предусматривается, что размер штрафа зависит от величины раны, измеряемой в дюймах. Общим принципом является то, что за более тяжкое повреждение следует больше платить. Большой палец правой руки ценится дороже всякого другого, а самый дешевый - средний. Если отнято ухо, назначается одна цена, если утерян слух - вдвое большая.

В самое древнее время судебный штраф - композиция - шел в пользу семьи пострадавшего и его рода. С переходом судебных функций к государству обыкновенно одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца (века преступник был обязан платить сам. Последствия этой меры были трагическими для простого народа. Там, где знатный и богатый откупался, крестьянин платил головой.

 

5. Преступления  и наказания:   Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом - преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира". Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев - предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие "нарушения чести".

В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он "осмелился взять что-нибудь сверх законного" при взыскании долга или отказался восстановить "справедливость и правосудие". Характерно и наказание за эти преступления - смертная казнь, если он не смог "выкупить себя за столько, сколько следует". Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом "дезертир" (XXX, 6) влекло за собой штраф.

Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю (IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при "преследовании по следу" вора (XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V, 2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях графа и др. Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

В салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при "небрежном" причинении свободным вреда животному другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый "по вражде или коварству", влекли за собой более высокий штраф.

В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказывались "скопом" все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на месте и не знали о насилии (XIII, 10, приб. 5). Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления (XXVIII, 1-3).

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести - нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления - в 63 сол.

За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался до 300 сол., если граф был из полусвободных литов или рабов короля.

Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя духовенства. За убийство священника уплачивался вергельд в 600 сол., за убийство епископа - 900 сол.

В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесённых одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить.

По Салической правде простое оскорбление свободного франка словом - уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием - в 15 сол.

В преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.

Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором - к кастрации или штрафу, в третьем - к смертной казни.

Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как "насилие над свободной девушкой", караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней "по её доброй воле", караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами "пособница ведьмы" наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, "причинивший насилие чужой рабыне", после которой наступила её смерть, кастрировался или уплачивал 6 сол.

 

6. Судебный процесс:  Старинные  обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось  не иначе как по заявлению  потерпевшей стороны. На ней лежало  формулирование обвинения и представление  обвинения и доказательств. Такой  процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось  только ради таких преступлений, которые существенным образом  затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях  наказывались по инициативе властей

Информация о работе Салическая правда