Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:18, реферат
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это и обуславливает существование различных теорий происхождения государства.
В настоящее время в литературе существует масса мнений и взглядов по поводу этой проблемы. Но, в целом, есть ряд теорий происхождения государств, которые выделяют все исследователи, а именно теологическую, патриархальную, классовую (материалистическую), психологическую, теорию насилия, договорную, органическую. Реже в трудах по происхождению государства упоминаются патримониальная, спортивная, инцестная теории.
Теории происхождения государства
Введение.
Формирование государства
у разных народов шло различными
путями. Это и обуславливает
В настоящее время
в литературе существует масса мнений
и взглядов по поводу этой проблемы.
Но, в целом, есть ряд теорий происхождения
государств, которые выделяют все
исследователи, а именно теологическую,
патриархальную, классовую (материалистическую),
психологическую, теорию насилия, договорную,
органическую. Реже в трудах по происхождению
государства упоминаются
В качестве темы для написания своего реферата, я выбрала именно эту, потому что по-моему мнению вопрос происхождения государства и права спорен. В существующей литературе много внимания уделено этому, что позволит мне довольно подробно рассмотреть данную проблему, сравнить точки зрения разных авторов, и на основании этого сделать выводы о наиболее вероятных теориях происхождения государств в разных частях света.
Хропанюк В.Н.в
своей книге «Теория
Материалистическая
(классовая) теория происхождения государства
исходит из того, что государство
возникло прежде всего в силу экономических
причин: общественного разделения труда,
появления прибавочного продукта и
частной собственности, а затем
раскола общества на классы с противоположными
экономическими интересами. Как объективный
результат этих процессов возникает
государство, которое специальными
средствами подавления и управления
сдерживает противоборство этих классов,
обеспечивая преимущественно
В. И. Ленин категорически
выступал против тех, кто утверждал,
что государство выступает
Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.
Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете «можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования».
Естественно-правовая теория происхождения государства. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного
права считают государство
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на своих рабов. Они стали Деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы.
Руссо считает, что
в интересах создания правомерного
государственного устройства и восстановления
истинного равенства и свободы
надо заключить свободный
Теория общественного
договора подвергается критике по различным
причинам. Так, Коркунов полагал, что
договорные начала в образовании
общества и государства приводят
к крайне индивидуалистическому
пониманию общественной жизни. При
этом личность «признавалась над
всеми господствующей и все определяющей.
Не личность считалась обусловленной
общественной средой, а наоборот, общественный
порядок являлся всецело
Органическая теория.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.
Такое представление
о государстве с первого
Во-первых, законы социальной
жизни предопределяются законами естественными.
Человек становится существом общественным,
будучи уже биологически сформированным
индивидом, обладающим волей и сознанием.
Первично он является творцом природы,
затем членом общества, а затем
гражданином государства. Понятно,
что исчезновение человека как биологического
вида одновременно будет означать гибель
и общества, и государства. Следовательно,
в общественной жизни необходима
гармония естественных и социальных
законов человеческого
Во-вторых, органическая
теория довольно четко вводит в понятие
об обществе и государстве системный
признак. Подавляющее большинство
ее сторонников считает, что общество
и его государственная
Теория насилия.
Ее смысл состоит в том, что
возникновение частной
Наиболее характерные
черты теории насилия изложены в
работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К.
Каутского и других. Дюринг считал,
что основой общественного
Австрийский социолог
и государствовед Гумплович является
представителем теории внешнего насилия.
Согласно этой теории государство образуется
вследствие завоевания сильным племенем
более слабого. В итоге завоеваний
возникает рабство: одно племя, победившее
в борьбе, становится господствующим;
другое, потерпевшее поражение, теряет
свободу и оказывается в
Каутский также
видит источник государства во внешнем
насилии, в войнах. Племя-победитель,
по его утверждению, подчиняет себе
побежденное племя, присваивает
землю этого племени, а затем
принуждает его систематически работать
на себя, платить дань или подати.
В результате такого завоевания возникает
деление на классы, а принудительный
аппарат, создаваемый победителями
для управления побежденными, превращается
в государство. Лишь там, пишет Каутский,
где имеет место внешнее
Психологическая теория.
Ее сторонники определяют общество и
государство как сумму
В действительности
же объяснить причины
Выводы:
Таким образом, можно заметить, что Хропанюк В.Н. говорит о семи основных теориях – психологической, естественно—правовой (договорной), органической, психологической, теории насилия и экономической. Он рассказывает об обоснованиях разных ученых в пользу именно той теории, которой они придерживаются. Наиболее подробно он рассматривает материалистическую теорию, приверженцами которой являются Маркс, Энгельс, Ленин. Хропанюк говорит также и о критике данной теории со стороны других исследователей.
Что касается других теорий происхождения государства, то автор излагает их суть, говорит о сторонниках и их взглядах в рамках данной теории. Кроме этого он высказывает свое мнение по поводу реалистичности их положений.
Кашанина Т.В. в
своей книге «Происхождение государства
и права. Современные трактовки
и новые подходы» говорит о
следующих теориях
Ирригационная теория
Ее автором является К. Виттфогель.
Суть теории. В
Древнем Египте, где вначале на
берегах Нила жили кочевые племена,
люди постепенно переходили к оседлой
жизни. Они приобретали трудовые
навыки, научились управлять ежегодными
наводнениями, распределять воды Нила
на более обширные территории с помощью
строительства каналов и