Типичные случаи международного усыновления на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является глубокое и всестороннее исследование сущностной природы правоотношений по международному усыновлению и анализ его особенностей с учетом действующего законодательства Республики Беларусь.
Целевая направленность обусловила необходимость решения следующих задач:
определить систему международных документов, регулирующих вопросы международного усыновления;
рассмотреть правовое регулирование порядка осуществления международного усыновления в Республике Беларусь;
выявить роль Национального Центра усыновления Республики Беларусь в сфере международного усыновления.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarod_2.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Важность глубокого  и всестороннего анализа основной формы устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей - усыновления в условиях реформирования белорусского общества не вызывает сомнения. Одним из острых вопросов современного общества является проблема социального сиротства. По состоянию на 1 января 2011 г. в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось более 14 тысяч детей, имеющих правовой статус для усыновления.  
Вопрос усыновления детей иностранными гражданами занимает особое место в законодательстве Республики Беларусь. Актуальность института международного усыновления заключается в том, что усыновление является приоритетной формой устройства, поскольку обеспечивает ребенку безопасность и постоянство на всю оставшуюся жизнь. Однако, несмотря на очевидный рост числа случаев усыновлений в Республике Беларусь в последние несколько лет, количество детей-сирот, передаваемых на воспитание в семью усыновителей, всё ещё остаётся невысоким.  
Таким образом, в 2010 году было усыновлено 672 ребёнка, что составило около 5% нуждающихся детей. Для нескольких последних лет в целом характерна тенденция уменьшения количества международного усыновления. С начала 2007 года иностранные граждане приняли в свои семьи четверых белорусских детей. Как писали «Белорусские новости» раньше, гражданами Италии, единственной страны, где белорусские дети находят новых родителей. Для сравнения - в 2003 году иностранцы усыновили 714 белорусских детей, а в 2004 году новую семью в зарубежье нашли 596. Иностранные граждане в общей сложности усыновили 3200 белорусских детей, при этом белорусскими семьями усыновлено 6500 детей. Для международного усыновления характерно то, что оно дает шанс обрести семью детям, которые в Беларуси его почти не имеют. Иностранцы готовы взять не только здоровых, но и больных детей, чего наши граждане не делают почти никогда - в первую очередь из-за низкого уровня жизни. Многие дети, усыновленные иностранцами, имели хронические заболевания или инвалидность, особенности психофизического развития. 
Решение современных задач охраны прав детей, лишившихся попечения родителей, связано с созданием правовых основ для устройства осиротевшего ребенка в семью, через усыновление, в качестве альтернативы допускается усыновление иностранными гражданами. При этом права и интересы ребенка должны быть соблюдены, причем в силу того, что несовершеннолетний сам не в состоянии понять свой интерес, это должны сделать за него законные представители и суд. Этим и объясняется актуальность изучения и анализа сущности международного усыновления, а также его регулирования в законодательстве Республики Беларусь.

Целью данной работы является глубокое и всестороннее исследование сущностной природы правоотношений по международному усыновлению и анализ его особенностей с учетом действующего законодательства Республики Беларусь. 

Целевая направленность обусловила необходимость решения  следующих задач:

  1. определить систему международных документов, регулирующих вопросы международного усыновления;
  2. рассмотреть правовое регулирование порядка осуществления международного усыновления в Республике Беларусь;
  3. выявить роль Национального Центра усыновления Республики Беларусь в сфере международного усыновления.

В соответствии с целями и задачами исследования выработана структура курсовой работы. Она состоит из введения, трех основных глав и заключения. Первая глава включает в себя рассмотрение системы международных документов, регулирующих вопросы международного усыновления, вторая – правового регулирования порядка осуществления международного усыновления в Республике Беларусь, третья – выявления роли Национального Центра усыновления Республики Беларусь в сфере международного усыновления .

Объектом изучения работы являются общественные отношения в области международного усыновления и комплекс проблем, связанных с их правовой регламентацией и защитой прав и интересов детей при международном усыновлении. Предметом исследования являются нормы действующего белорусского и зарубежного законодательства по международному усыновлению, теоретические исследования, посвященные институту усыновления детей.

В ходе написания работы была использована нормативная, учебная  и специальная юридическая литература. Исследование опирается на материалы периодической печати, учебную и монографическую литературу. Среди авторов, чьи труды были использованы, следует назвать: Г.И. Абраменко, М.В. Антокольскую, И.А. Зимину, И. Кебеца, Е.Ю. Князеву, И.Н. Левшука, Н. Синкевич, В.Г. Тихиню и др.

 

ГЛАВА 1 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

 

1.1 Понятие  иностранного элемента

 

Любые брачно-семейные отношения, так  или иначе связанные с иностранным  государством, принято называть семейными  отношениями с иностранным элементом. Таким образом, иностранный элемент гражданского правоотношения может выражаться:

1) в иностранном гражданстве  его участников;

2) в нахождении объекта гражданских  прав за границей;

3) в иных характеристиках.

Данный перечень не является исчерпывающим. В частности, в качестве иностранного элемента может выступать то обстоятельство, что юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение отношения, имел место за границей. В подавляющем большинстве случаев в семейном праве связь правоотношения с иностранным государством выражается в иностранной характеристике субъектов правоотношения.

Под иностранным элементом следует  понимать не элемент правоотношения, а лишь его определенную "окраску", "характеристику", выявляющую связь  с иностранным государством и дающую основания для постановки вопроса о подлежащем применению праве. Общепринятая структура правоотношения в данном случае не затрагивается. Понятие иностранного элемента используется в международном частном праве только для определенной цели - для квалификации в законе той категории гражданских правоотношений, к которым можно применять не только отечественное, но и иностранное право[4].

Необходимо также обратить внимание на то, что иностранный элемент характеризует именно правоотношение, т.е. является его субъектом, объектом, либо содержанием. Поэтому, например, тот факт, что в качестве представителя стороны выступает иностранный гражданин или что стороной предъявляется в суд документ, выданный иностранными властями, не дает основания для рассмотрения правоотношения как правоотношения с иностранным элементом[5].

В отношениях усыновления в качестве иностранного элемента выступает субъект правоотношения – усыновитель или усыновленный должен являться иностранным гражданином или лицом без гражданства.  На порядок правового регулирования усыновления, в соответствии с КоБС РБ[6], влияет место совершения усыновления (на территории Республики Беларусь или на территории иностранного государства) и место жительства усыновителя или усыновленного.

 

1.2 Правовое  регулирование отношений, осложненных иностранным элементом.

 

Наличие в семейном отношении  иностранного элемента приводит к вопросу  о подлежащих применению нормах семейного  права. Данный вопрос весьма существенен, поскольку различия в семейном праве  отдельных государств могут быть весьма значительны. Эти различия обусловлены тем, что институт брака и семьи  традиционно регулировался нормами обычаев и религии. И в настоящее время различия в семейном праве государств отражают национальные особенности и традиции, сложившиеся на протяжении многих лет и поэтому с трудом поддающиеся переменам.

Отношения родителей  и детей, порядок и условия  усыновления могут кардинально  отличаться в законодательстве разных государств.

Определить, семейное право  какого из затронутых государств должно быть применено, призваны коллизионные нормы, разрешающие коллизию между претендующими на регулирование, "сталкивающимися" законами. Устанавливая подлежащее применению право, коллизионные нормы в принципе не определяют конкретные права и обязанности сторон семейного правоотношения, а лишь отсылают к семейному праву того или иного государства, которое и должно урегулировать эти права и обязанности. Коллизионные нормы семейного права относятся к сфере международного частного права.  В силу специфики семейных отношений коллизионный метод регулирования применительно к семейным отношениям с иностранным элементом является основным.

Помимо коллизионного, в международном частном праве  используется и материально-правовой метод регулирования. Данный метод предполагает устранение самого вопроса о выборе права с помощью материально-правовых норм, непосредственно регулирующих права и обязанности участников частноправового отношения с иностранным элементом.

По мнению некоторых  юристов, в настоящее время наблюдается тенденция к снижению роли коллизионного регулирования и замене его основными принципами, определяющими, какие нормы следует применять в каждом конкретном случае. К таковым относятся: принцип нахождения наиболее тесной связи правоотношения с конкретным правопорядком, принцип нахождения наиболее благоприятного правопорядка, учет императивных норм страны суда и третьей страны.

Однако в семейном праве преобладает коллизионный метод регулирования. Это связано  с тем, что семейные отношения  имеют глубокие исторические, религиозные, нравственные и этнические корни. Таким образом, в области семейного права коллизионный способ регулирования, является сейчас основным.

 

1.3. Коллизионные  вопросы регулирования отношений  усыновления. 

 

Регулирование усыновления является, пожалуй, центральным моментом в защите прав детей[10].

Из того, что иностранным элементом  в отношениях усыновления является субъект, следует, что основными  коллизионными привязками в области отношений усыновления являются:

а) закон гражданства усыновителя.

б) закон гражданства лица, в  отношении которого устанавливается  или отменяется опека или попечительство.

В Белорусси усыновление, имеющее  международный характер, регулируется коллизионными нормами, закрепленными в СК РБ. Согласно СК РБ , усыновление считается международным, когда оно осуществляется:

1) Иностранными гражданами или  лицами без гражданства в отношении  ребенка-гражданина РБ на территории  Белорусии;

2) Иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РБ за пределами территории РБ;

3) Белорускими гражданами в отношении  ребенка, являющегося иностранным  гражданином на территории РБ;

4) Белорусскими гражданами в  отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории иностранного государства[11].

С принятием Семейного Кодекса  в семейном законодательстве РБ основным коллизионным принципом, применяемым при усыновлении (или отмене усыновления) иностранными гражданами белорусских детей на территории Белорусии стал закон гражданства усыновителя.

В соответствии с  СК РБ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории Белорусии иностранными гражданами ребенка, являющегося белорусским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в Белоруссии белоруского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена.

Применение при усыновлении  соответствующего иностранного законодательства обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, так как усыновитель часто увозит ребенка в свою страну. Аналогичные коллизионные привязки используются и в законодательстве многих зарубежных стран, но там они чаще формулируются в двусторонних коллизионных нормах[14].

Тем не менее, белорусский закон не ограничивается отсылкой к закону гражданства усыновителя. Согласно  СК РБ при усыновлении на территории Белорусии иностранными гражданами или лицами без гражданства детей - граждан РБ должны быть также соблюдены нормы белорусского законодательства. В принципе такой подход не является особенностью белорусского права. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя и усыновляемого в сочетании друг с другом; иногда прямо указывается на применение и того, и другого закона (например, в Венгрии). Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту - и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам белорусского законодательства[15]. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться.

Информация о работе Типичные случаи международного усыновления на территории Республики Беларусь