Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:04, реферат
Под категорией стандарта подразумевается статус документа в зависимости от сферы действия, а также вид документа в зависимости от назначения и содержания.
Основные положения по ЕСКК ТЭСИ установлены правилами по стандартизации ПР 50-733-93. Всего в стране существует около 20 общероссийских классификаторов, например ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции, ОК работ и услуг в промышленности, ОК полезных ископаемых и т. д.
Общероссийский классификатор промышленной продукции (ОКП) является основой информационного обеспечения в области науки и техники. ОКП включает в себя 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции. ОКП как национальный классификатор сосуществует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стране в 1991 г. как основа таможенного тарифа - Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).
Составной
частью единой системы классификации
и кодирования продукции
В результате такой работы создаются каталоги продукции, реализуемые в виде автоматизированных банков данных. О большой востребованности каталогов продукции свидетельствует тот факт, что информация о выпускаемой продукции появляется в различных каталогах-бюллетенях фирм и обществ. Главный недостаток подобных каталогов в том, что их составители не придерживаются единообразия в выражении основных характеристик продукции. Качество и полнота информации об объектах, описанных в таких каталогах, тоже оказывается различного уровня.
В Государственной системе классификации ГСК от указанных недостатков избавляет то, что в государственные каталоги информация попадает из надежных источников первичных данных. Речь идет о каталожных листах (КЛ), составление и представление которых в центры стандартизациии метрологии является обязательным при составлении технических условий (ТУ), сопровождающих выпуск всех новых видов продукции. Центры стандартизации и метрологии имеют таким образом возможность оперативно, качественно и единообразно учитывать всю новую продукцию, выпускаемую в регионе данного ЦСМ.
Значение каталогов особенно велико в коммерческой деятельности, поскольку они играют роль своеобразной рекламы. С помощью каталогов потребитель может легко сориентироваться в основных параметрах приобретаемой продукции, в метрологических характеристиках, в цене. С использованием каталогов может быть организован маркетинг, если, например, каталоги размещать в сети Интернет. В этом случае возможен как поиск нужной информации, так и обмен информацией между различными производителями и потребителями продукции.
Каталогизации подлежит продукция, являющаяся предметом поставки для государственных нужд. В первую очередь это относится к нуждам обороны и безопасности. В федеральном каталоге продукции присваивается 13-разрядный номенклатурный номер в соответствии с единым классификатором для государственных нужд.
В связи с существенной реорганизацией существовавшей в СССР системы стандартизации и политики государства, направленной на организацию рыночных отношений в стране, начиная с 1992 г. в РФ начали проводиться работы по стандартизации услуг. Сфера производственных услуг чрезвычайно широка. Сюда следует отнести услуги в промышленности, транспортные услуги, услуги в строительстве, в сельском хозяйстве, в медицине и т. д. Поскольку основным объектом внимания здесь является научно-техническая сфера деятельности человека, укажем основные виды услуг в этом направлении. Это, в первую очередь, ремонт измерительной техники, калибровка и поверка средств измерения. Во вторую очередь, это транспортировка, хранение или складирование приборов.
Об общих масштабах проблемы сертификации в сфере услуг красноречиво свидетельствует тот факт, что в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения. По прогнозу специалистов в ближайшие годы объем торговли услугами превысит соответствующий объем торговли промышленными товарами.
Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере услуг стали создавать комитеты, т. к. стандарты требовали разработать только для потенциально опасных услуг по 16 группам (видам). Изначально было создано шесть технических комитетов (ТК), которые должны были определять политику в области стандартизации услуг. Уже к 1996 г. силами этих ТК было разработано 27 государственных стандартов и введены в действие системы сертификации по шести группам однородных услуг. К1998 г. в сфере услуг действовало 19 государственных стандартов уровня ГОСТ-Р, в том числе основополагающие на термины в области услуг, на конкретные группы услуг, на ремонт машин и приборов и т. д.
В заключении раздела о стандартизации кратко охарактеризуем эффективность работ по стандартизации. Эффективность сказывается в следующих видах:
Экономическая эффективность стандартизации в технике особенно очевидна, так как использование стандартных модулей, стандартных деталей, стандартных источников питания и т.п. значительно сокращает и трудоемкость, и стоимость, и время любой разработки.
Техническая эффективность выражается в относительных показателях технических эффектов, получаемых от использования стандарта. Например, снижается уровень вредных воздействий (шума, ионизирующих излучений, токсичных выбросов), снижается материало- и энергоемкость производства, повышается надежность и т.д.
Информационная эффективность стандартизации может выражаться в достижении единства представления и восприятия информации, в том числе в договорных и торговых отношениях.
Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике требования к продукции положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения. Снижается уровень производственного травматизма, уровень заболеваемости, повышается средняя продолжительность жизни, улучшается социально-психологический климат и т.д.
В настоящее время в нашей стране полным ходом идут работы по развитию стандартизации. Этому способствует необходимость выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия присоединения России к ВТО и выполнения проектов по стандартизации, финансируемых Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Основными приоритетными направлениями при этом являются:
Как более далекая перспектива развития стандартизации в нашей стране может рассматриваться переход на полностью добровольный характер применения стандартов. За рубежом, особенно в развитых странах, стандарты в большинстве своем носят добровольный характер. Если развивать систему стандартизации, придавая каждому документу статус технического закона, может повториться ситуация 70-х ndash; 80-х гг., когда ГОСТов было очень много, а товаров высокого качества очень мало. Тогда не помогли ни знаки качества, ни введенная на многих предприятиях госприемка.
Информация о работе Характеристика стандартов разных категорий