Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:19, реферат
Таким образом, первый год независимого существования Азербайджанской республики был полон упорной борьбы и тяжелых испытаний. В то время как правительство пыталось решать внутренние проблемы, связанные с многочисленными трудностями, азербайджанские дипломаты вели ожесточенную борьбу за получение признания и поддержки со стороны собравшихся в Париже держав победительниц. Азербайджанский парламент утвердил делегацию для участия на Парижской мирной конференции в следующем составе: А. Топчибашев - председатель, М.Г. Гаджинский - заместитель председателя, члены делегации - А.А. Шейхульисламов, А. Агаев и советники М. Магеррамов и Дж. Гаджибеков.
Азербайджанская мирная делегация в Париже. Признание Азербайджана Верховным Советом в Версале
Таким образом, первый год независимого
существования Азербайджанской
республики был полон упорной
борьбы и тяжелых испытаний. В
то время как правительство
1. Меморандум о независимости
Кавказского Азербайджана с
2. Меморандум об экономическом
состоянии и финансах
3. Меморандум об этническом
Делегация Азербайджана проводила большую работу в целях ознакомления участников Парижской конференции с политическим положением в республике. Так, например, 23 и 28 мая 1919 г. были проведены встречи с английским представителем Л.Маллетом и представителем Америки Г. Моргентау. На Парижской мирной конференции участвовали делегаты всех независимых государств, образовавшихся на территории бывшей Российской империи. В ходе этой конференции они проводили между собой встречи, обменивались своими наблюдениями. По некоторым вопросам они выступали с общими требованиями.
13 июня 1919 года за подписью В. Вильсона, Д. Ллойд-Джорджа, Б.Клемансо, В.Орландо и барона Макино был опубликован документ о частичном признании верховной власти адмирала Колчака на территории России. В связи с этим, представители Азербайджана, Грузии, Латвии, Эстонии, Северного Кавказа, Белоруссии и Украины 13 июня 1919 года вручили ноту протеста председателю Парижской конференции. В Париже азербайджанской делегацией была проведена большая работа по вопросу об отношении с Ираном. Как известно, после образования АДР, Иран выдвигал территориальные притязания к Азербайджану, требуя присоединения его к Иранскому государству. После заключения в Лондоне 19 августа 1919 года англо-иранского договора , Иран отказался от территориальных притязаний к Азербайджану.
1 ноября 1919 года в Париже между
Азербайджаном и Ираном был
заключен договор о признании
независимости Азербайджана и
достигнуто соглашение об
Ситуация, создавшаяся на Кавказе вследствие большевистской угрозы, вынудила страны Антанты серьезно призадуматься и предпринять реальные практические шаги. Было очевидно, что агрессия Красной Армии на Кавказе, будет способствовать распространению идей большевизма в Иране и Передней Азии, возмущая весь Ближний и Средний Восток. В связи с этим, многие политики Европы склонялись к мысли о необходимости укрепления обороноспособности Азербайджана и Грузии, обеспечивая их соответствующими средствами обороны с целью противодействия советской экспансии. Однако дело оказания помощи правительствам стран с непризнанным суверенитетом в силу международных отношений, утвердившихся в послевоенный период, наталкивалось на серьезные трудности. В то же время идея "единой и неделимой России" которая бы воспрепятствовала признанию этих республик со стороны международного сообщества, в сложившейся обстановке уже утратила свой смысл. Надежды приверженцев этой идеи не оправдались. Вот почему, в период столь ускоренного развития событий, признание независимости Азербайджана и Грузии стало неотложной задачей. С этой целью по инициативе Великобритании 10 января 1920 г. была созвана сессия Верховного Совета Парижской мирной конференции. На сессии участвовали главы правительств и министры иностранных дел Англии, Франции и Италии, а со стороны США и Японии присутствовали делегаты на мирной конференции и послы этих стран во Франции. На сессии, проведенной в Кэ д'Орсе, проблема кавказских республик подверглась очень широкому и всестороннему обсуждению ".
Подробная информация о ситуации на Кавказе была сделана британским премьер-министром, сообщившем о продвижении большевиков к Каспию, которые в случае разгрома Деникина и захвата Каспийского моря могут рассчитывать на помощь турков (здесь имеется в виду движение, начатое в Турции и возглавленное М. Кемалем - Ред.). В этом случае кавказские государства оставались в безвыходной ситуации. Вследствие этого Ллойд Джордж предложил выработать наиболее приемлемый вариант снабжения этих государств оружием и военным снаряжением. По его предложению было принято постановление Верховного Совета, согласно которому военным инспекторам поручалось внести предложения по оказанию помощи республикам. Полностью поддержав заявление Ллойда-Джорджа, Жорж Клемансо отметил необходимость разработки меморандума "Об оказании помощи кавказским республикам" британскими представителями, имевшими большой опыт в кавказских делах12. Дневное заседание Верховного Совета продолжало на уровне министров иностранных дел, без участия Ллойда-Джорджа и Клемансо. По инициативе английского министра иностранных дел лорда Керзона, министры иностранных дел обсудили политическую сторону проблемы отношения к республикам.
В своем выступлении Керзон заявил о намерении Ллойда- Джорджа включить в повестку заседания Верховного Совета вопрос о признании независимости Азербайджана и Грузии. Что касается "армянского вопроса", то его предполагалось решить вместе с "турецким вопросом". Министры иностранных дел выразили единое мнение по поводу угрозы, нависшей с трех сторон над Азербайджаном и Грузией13. Учитывались, во-первых, продвижение на южном направлении войск большевистской России, во-вторых, отступавшие деникинские войска, которые могли вторгнуться в эти республики, и, в-третьих, -кемалисты, способные по соглашению с Россией войти в пределы этих республик. Вследствие критичности ситуации правительства Азербайджана и Грузии обратились к странам Антанты за помощью. Проинформировав Верховный Совет об этих просьбах, Керзон выдвинул предложение о немедленном признании де-факто Азербайджана и Грузии. Из атмосферы, царившей на Версальской конференции, явствовало, что все условия, необходимые для признания реально функционировавших государств, были уже созданы. Необходим был лишь толчок, и этот толчок был сделан делегатом мирной конференции, министром иностранных дел лордом Керзоном14. По мнению Керзона, вхождение британских войск в пределы Кавказа после Мудросского перемирия создавала для британского правительства наибольшие преимущества.
Несколько позже, 11 января, по предложению лорда Керзона Верховный Совет союзников принял постановление следующего содержания: "Союзнические и объединенные государства совместно признают правительства Азербайджана и Грузии на уровне де-факто"15. Представители США и Японии заявили о том, что для присоединения к этому акту признания Азербайджана и Грузии они должны выяснить мнения своих правительств 1б. Немного спустя Япония присоединилась к постановлению Верховного Совета, принятого 7 февраля. Что касается Соединенных Штатов, то они официально отказались сделать это. Такое решение США обуславливалось различными причинами. Американское правительство, в частности, опасалось усиления влияния Великобритании на Кавказе. В то же время на заключительном этапе мирной конференции между США и ее европейскими союзниками возникли серьезные разногласия. Думается, нежелание США признать независимость Азербайджана нельзя объяснить одними англо-американскими противоречиями. Отказ большинства американского Сената утвердить Версальский договор, критика политики широкого международного сотрудничества правительства Вильсона, как и критика всей его внешней политики в целом, оказали свое влияние и на его политику в отношении Кавказа.
13 января посол США в Париже Валлес сообщил в Вашингтон о том что Англия и Франция де-факто признали независимость Азербайджана и Грузии и собираются оказать им помощь. В ответном послании американского посольства во Франции говорилось, что Соединенные Штаты, соглашаясь с идеей помощи Англии и Франции кавказским государствам, тем не менее рассматривают признание их независимости как начало распада России. В то же время признание 19 января союзниками независимости Армении было оценено Соединенными Штатами вовсе не в качестве расчленения России. В результате 23 апреля 1920 г. США де-факто признали Армению. 15 января представители Азербайджана и Грузии были приглашены в министерство иностранных дел Франции. Представители Азербайджана - А. Топчибашев и М. Маггерамов и Грузии - И. Церетели и 3. Авалов были приняты первым секретарем министерства Жюлем Камбоном, представителем Англии Филиппом Керром и Италии -маркизом де-ла Торрета17. Жюль Камбон представил А.Топчибашеву официальное решение Парижской мирной конференции о признании де-факто Азербайджана со стороны членов Верховного Совета и союзнических стран.
Поздравив азербайджанских и грузинских представителей, он заявил, что отныне Азербайджан и Грузия, в качестве признанных государств, могут официально обращаться к мирной конференции при решении тех или иных важных вопросов. Начиная с этого времени, обе эти страны могут официально войти в сношения с "Верховным Советом", а также требовать учета своих нужд и обеспечения своих законных прав и равноправного членства на заседаниях конференции. Помимо этого, Камбон заявил о том, что акту признания правительств этих государств должно сопутствовать, в то же время, признание факта отделения их от России18. После этого Ж. Камбон расспросил делегатов об их просьбах и предложениях. Выступивший от Азербайджанской Республики А.Топчибашев дал краткую информацию о политической структуре Азербайджана, отметив при этом, что Азербайджанская Республика ожидает как помощи, так и своего признания де-юре со стороны великих государств. 15 января, Совет военных экспертов обсудил в Версале вопросы, связанные с оказанием военной помощи Азербайджану и Грузии.
Для участия в работе Совета из Лондона в Париж в срочном порядке прибыли военный министр Великобритании У. Черчилль, начальник главного штаба Британской Империи фельдмаршал Г. Вильсон, первый лорд-адмирал У. Ланг, лорд-адмирал Битти и др.19 16 января работа военных экспертов была возобновлена. На заседании военных экспертов председательствовал Ж. Клемансо. За день до этого, встретившись с азербайджанскими и грузинскими делегатами, Ж. Клемансо попросил Ж. Камбона сделать сообщение по поводу обстановки на Кавказе. Ж.Камбон, информировав участников заседания об обороноспособности кавказских республик, отметил, что они испытывают серьезную потребность в оказании финансовой , военной и другой помощи. Однако сообщения, сделанные Ж. Камбоном и Ф. Керром, не удовлетворили Клемансо. Было решено, что завтрашнее заседание, с участием делегатов Азербайджана и Грузии, продолжит фельдмаршал Г. Вильсон. 17 января в помещении гостиницы "Кларидж" в которой проживали азербайджанские делегаты, было проведено совещание под председательством Г. Вильсона, на котором участвовал адмирал Битти, представитель министерства иностранных дел Англии Роберт Ванситарт, а также делегаты Азербайджана и Грузии. Главная цель совещания заключалась в уяснении вопросов оказания материальной помощи Азербайджану и Грузии, оказавшихся перед лицом угрозы большевистского нашествия. Тем не менее вопрос об отправке союзных войск на Кавказ на заседании не обсуждался . Был затронут лишь вопрос об оказании помощи в рамках продовольственных поставок. На вопрос адмирала Битти насчет того, сумеет ли Азербайджан организовать свои военно-морские силы для обороны побережья Каспийского моря без помощи извне, А.Топчибашев ответил отрицательно.