Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:35, контрольная работа
На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.
1 Валютные ограничения и валютный контроль
На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование
валютно-кредитных отношений в
Российской Федерации, призвано обеспечить
экономическую безопасность страны,
содействовать более быстрому росту
ее экономики за счет расширения внешнеэкономических
связей, создать условия для
Регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования является валютным регулированием.
Сущность валютного
Валютное регулирование в узком смысле - это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.
Валютное регулирование может быть: прямым и косвенным.
Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.
Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.
Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер; либеральным или ограничительным.
Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса.
Ограничительное валютное регулирование
целенаправленно воздействует на формирование
валютного курса и платежного
баланса. Его законченной формой
выступают валютные ограничения, т.е.
законодательное или
Формы валютных ограничений разнообразны:
- ограничение или запрет на экспорт капитала;
- блокирование счетов нерезидентов;
- множественность валютных курсов и т.д.
Рассматриваются валютные ограничения как разновидность валютной политики и преследующие цели:
- выравнивание платежного баланса;
- поддержание валютного курса;
- концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач [10, с.54] .
Валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля.
Валютный контроль - это
система мер по обеспечению
исполнения законов, норм и
правил проведения валютных
Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона № 173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 278.
Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля определены статьей 23 Закона № 173-ФЗ.
Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
Агенты валютного контроля
в целях осуществления
- документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
- регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;
- документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;
- документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);
- документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
- документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;
- документы, подтверждающие совершение валютных операций;
- таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
- паспорт сделки.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.
Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него [3].
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
- осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона № 173-ФЗ.
Резиденты и нерезиденты имеют право:
- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
- обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц [3] .
Резиденты и нерезиденты обязаны:
- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ;
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Благодаря ограничительным
мерам валютной политики происходит
защита доходов населения и товарной
массы внутри страны. Значительно
уменьшается вероятность
Валютный контроль позволяет
защитить экономику от возможных
серьезных последствий
В настоящее время можно говорить о том, что только США, ФРГ, Великобритания, Италия и Франция, а с недавнего времени и Япония практически не имеют валютных ограничений. В некоторых странах (преимущественно развитых) валютный контроль слабее, в других (развивающихся) – сильнее. Однако в той или иной мере государственное регулирование и контроль валютных операций присутствуют во всех странах – если не как мера экономического регулирования, то как мера борьбы с легализацией доходов, нажитых нечестным путем [12. с.241].
2 Валютные операции и их виды
Валютными операциями считаются:
- приобретение резидентом
у резидента и отчуждение
- приобретение резидентом
у нерезидента либо
- приобретение нерезидентом
у нерезидента и отчуждение
нерезидентом в пользу