Внешняя торговля и распределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля — старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернализации производительных сил.

Содержание

Введение. 4
1.Чистая теория международной торговли: предложение. 5
1.1.Две важнейшие проблемы в исследовании мирровой торговли: 1.Как действительно устроена международная торговля? 2.Как она должна быть устроена? 5
1.2.Ситуация абсолютного преимущества. 6
1.3.Теория Хекшера – Олина: главное – соотношение факторов производства. 10
1.4.Ситуация сравнительного преимущества. 11
2.Чистая теория международной торговли: спрос. 15
2.1.Взаимодействие спроса и предложения во внешней торговле. 16
2.2.Что стоит за кривыми спроса: кривые безразличия. 18
2.3.Интересы потребителей. 20
2.4.Интересы производителей. 22
2.5.Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли. 23
2.6.Увеличим число стран и товаров. 23
3.Внешняя торговля и распределение доходов. 25
3.1.Влияние внешней торговли на цены и объем выпуска. 25
3.2.Изменение спроса на факторы производства. 26
3.3.Реакция цен на факторы производства в долгосрочном плане. 27
3.4.Парадокс Леонтьева. 28
3.5.Сокращение импорта равно сокращению экспорта. 30
Практическая часть. 32
Заключение. 34
Список использованных источников. 35

Вложенные файлы: 1 файл

теория международной торговли.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Смысл теории X — О заключается, говоря словами самого Олина, в следующем: «Товары, требующие для своего производства значительных затрат (избыточных факторов производства) и небольших затрат (дефицитных факторов), экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Так, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства».

Или, совсем кратко: страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов (и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов).

Это правдоподобное утверждение проверяемо, но для этого нам необходимо определить, что понимается под избытком факторов производства и интенсивностью их использования.

Страна считается в избытке наделенной рабочей силой, если соотношение между ее количеством и остальными факторами в ней выше, чем в остальном мире.

Продукт считается трудоемким, если доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других продуктов.

Теория X — О, объясняющая структуру международной торговли, начинается со специального раздела, посвященного причинам международных различий в ценах до установления торговых отношений., Почему в рассмотренном нами примере до установления торговых отношений в США сукно было таким дорогим (2 бушеля за ярд), а в остальные странах таким дешевым (2/3 бушеля за ярд)?

В принципе такой разрыв в ценах может объясняться чем угодно Возможно, различна структура спроса: в Америке, например, более высокий спрос на сукно определяется более суровым климатом, религиозными убеждениями или большей сложностью фасонов одежды. Либо разница была в технологии: американцы научились получать высокие урожаи, а иностранцы добились высокой выработки в производстве сукна, причем эти знания они держали друг от друга в секрете.

Но Хекшер и Олин не считали, что различия в спросе или технологии могут объяснить все международные различия в ценах, наблюдаемые в реальной действительности. Они утверждали, что источником различия сравнительных издержек является соотношение факторов производства. Если в Америке 1 ярд сукна обходится в 2 бушеля пшеницы, а в остальных странах — меньше бушеля, в первую очередь это должно объясняться тем, что в Америке относительно больше факторов, интенсивно используемых в производстве пшеницы, и относительно меньше факторов, интенсивно используемых в производстве сукна, чем в остальных странах. Пусть «земля» — фактор, более интенсивно используемый в производстве пшеницы, а «труд» — фактор, более интенсивно используемый для получения сукна. Пусть все издержки можно свести к затратам земли и труда (например, для производства удобрений, необходимых для пшеницы, требуется затратить определенное количество земли и труда, так же как и на производство пряжи для выработки сукна). Тогда, если США экспортируют пшеницу и импортируют сукно, по теории X — О следует, что это происходит в результате трудоемкости сукна и «землеемкости» пшеницы и:

 

(предложение земли в США) (предложение  труда в США)



>                                               (предложение земли в других странах)

>                                              (предложение труда в других  странах)

 

В такой ситуации (при прочих равных условиях) аренда земли в США должна обходиться дешевле, чем в остальных странах, а работники должны претендовать на более высокую по сравнению с другими странами заработную плату. Дешевизна земли в большей степени снижает издержки в земледелии, чем в производстве сукна И наоборот, дефицит рабочей силы делает сукно в Америке относительно дорогим. Именно этим, по теории X — О, объясняется разница цен, существовавшая до установления торговых отношений. И, согласно этой теории, именно различия в относительной обеспеченности факторами производства и в характеристиках их использования обусловливают экспорт

 

 

 

1.4.Ситуация сравнительного преимущества.

 

Рикардо показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в отсутствие торговли в соотношениях цен между странами сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек (если брать за точку отсчета установление торговых отношении), чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие.

Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-то товара и получает выигрыш, торгуя им в обмен на остальные. Он проиллюстрировал это следующим численным примером. Предположим, что в США по-прежнему с помощью единицы затрат можно произвести 50 бушелей пшеницы, или 25 ярдов сукна, или любую комбинацию объемов пшеницы и сукна в указанных пределах, тогда как в остальных странах с помощью единицы затрат можно произвести 67 бушелей пшеницы, или 100 ярдов сукна, или любую их комбинацию в указанных пределах.

Чтобы убедиться, что для обеих стран выгодно, если США будут обменивать свою пшеницу на иностранное сукно, достаточно вновь обратиться к ситуации абсолютного преимущества. Мы увидим, что выгодность внешней торговли никак не зависит от того, что США могут производить больше пшеницы на единицу затрат, чем остальные страны (50 бушелей против 40 на рис. 1.1). Выигрыш при. обмене проистекает не из абсолютного преимущества, а из того простого факта, что

Пшеница(бушелей на единицу затрат)

(бушелей на единицу затрат)




 



     15        50





'

0 76 80      100

                       Сукно (ярдов на единицу затрат)

Рис. 1.2. Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли.

 

соотношения издержек в отсутствие торговли (наклоны жирных линий на обеих картинках) различны. Составить более полное представление о выигрыше, получаемом в результате использования сравнительного преимущества, нам поможет рис. 1.2, где дается геометрическое представление примера, аналогичного приведенному Рикардо. Рассмотрим совсем пессимистический вариант, когда США безнадежно отстают от других стран в выпуске пшеницы и особенно сукна на единицу затрат. Если внешняя торговля запрещена, США должны быть на самообеспечении и потреблять продукцию только собственного производства в одной из точек на жирной линии, например в точке 50. То же относится к остальным странам.

Установление торговых отношений расширяет возмо,жяости страны, даже несмотря на то, что в США производство обоих товаров обходится дороже, чем в других странах. Как только можно будет торговать, кто-нибудь обратит внимание на то, что можно купить бушель пшеницы в США всего за пол-ярда сукна, отправить его за границу и продать там за полтора ярда сукна (1. 1/2 = 100/67). Начнется отток пшеницы из США в обмен на сукно, производимое другими странами, вне зависимости от того, во что обходится производство каждого из товаров в той или иной стране. Развитие торговли вскоре приведет к выравниванию относительных цен в обеих странах. Мы уже знаем, что торговля становится взаимовыгодной, только если она производится по соотношению цен мирового рынка. Оно находится где-то посредине между существовавшим до установления торговых отношений соотношением цен в США (1/2 ярда за бушель) и соотношением цен в остальном мире (1. 1/2 ярда за бушель). Вновь, как и в ситуации абсолютного преимущества, для обеих сторон будет выгодно, чтобы обеспечить наивысшее потребление, полностью специализироваться на производстве единственного товара — пшеницы в США и сукна в остальном мире. Если окажется, что соотношение мировых цен установится на уровне один ярд сукна за один бушель пшеницы, каждая из стран достигнет точки С в потреблении, при этом США будут экспортировать 20 бушелей пшеницы в обмен на 20 ярдов заграничного сукна. Выигрыш от внешней торговли заключается в приросте потребления благодаря возможности перемещения в точки, подобные С. В отсутствие торговли в точках типа So такой уровень потребления был недоступен.

Рикардо придал своему числовому примеру еще большую убедительность, показав, что взаимовыгодность внешней торговли сохраняется и тогда, когда международный обмен осуществляется с участием денег. До сих пор мы предполагали, что пшеница непосредственно обменивается на сукно. Это не соответствует действительности, так как на самом деле страны торгуют друг с другом, прибегая к помощи валютных рынков, где можно обменять одну валюту на другую, чтобы расплатиться за экспорт или импорт. Пока только скажем, что Рикардо корректно доказал сохранение относительного преимущества и выгодность внешней торговли для каждой страны и в том случае, когда во внимание принимается существование национальной валюты. Если при данном обменном курсе национальной валюты не удается покрыть расходы на импорт поступлениями от экспорта, их можно уравновесить путем изменения относительных цен на собственные и заграничные товары в денежном выражении. В мире, где существуют деньги, такое выравнивание платежей достигается или посредством установления нового равновесия обменного курса валют, или корректировкой всех уровней денежных цен в одной или обеих странах. Таким образом, тот факт, что в реальном мире торговля ведется посредством денег, нисколько не умаляет значения открытого Рикардо закона сравнительного преимущества.

 

2.Чистая теория международной торговли: спрос.

 

Заниматься анализом международной торговли, разобравшись с предложением и не зная ничего о спросе, — все равно, что резать одной половинкой ножниц или аплодировать одной ладонью. В предыдущем разделе мы рассматривали только предложение. В отношении спроса каждый раз, говоря о последствиях установления торговых отношений, приходилось ограничиваться невнятными высказываниями типа: «Предположим, что характеристики спроса таковы, что новая цена составила бушель за ярд и при этой цене экспорт и импорт...» и т.д. Нередко возникает искушение в объяснении структуры международной торговли ограничиться исключительно особенностями предложения. Отдельные экономисты практически так и поступают, утверждая, что закон сравнительного преимущества определяет, какие именно товары будут экспортироваться и импортироваться той или иной страной, тогда как на долю спроса остается только установление цен во внешней торговле. И все же это неверно. На рынке спрос и предложение совместно определяют как количество покупаемых и продаваемых товаров, так и их относительные цены. Спрос и предложение точно так же рука об руку действуют в международной торговле, как и на местных, внутренних рынках.

Чтобы убедиться в необходимости полной модели и цен, и объемов в международной торговле, достаточно вспомнить важность значения мировой цены в примерах предыдущего раздела.

Вспомним, какую важную роль во всех этих примерах играли международные цены. Одно это говорит о необходимости иметь полную модель, в явном виде описывающую поведение как цен, так и объемов в международной торговле. Для определения последствий установления торговых отношений, в том числе выгод от нее, нам необходимо было знать, на каком уровне установится международная цена. В примере относительного преимущества с постоянными издержками, по Рикардо, новая мировая цена должна была принять некое значение между прежней американской ценой в 2 бушеля пшеницы за ярд сукна и прежней зарубежной ценой в 2/3 бушеля за ярд. Но какое именно? Чтобы долго не возиться, кое-кто, пожалуй, просто рассчитал бы среднюю — 1. 1/3 бушеля за ярд, но так дело не пойдет. Если бы мировая цена установилась на уровне прежней американской, у США не было бы стимула для внешней торговли, все выгоды от торговли в результате изменения цен получали бы их партнеры. Напротив, если неизменной остается цена в остальном мире, выигрывают от установления торговых отношений только США, так как смогут продавать и покупать по новым, недоступным прежде ценам. Так что важнейший вопрос распределения выигрыша от внешней торговли прямо зависит от того, какой будет новая цена. Но мы не сможем определить ее, исходя только из анализа предложения.

 

2.1.Взаимодействие спроса и предложения во внешней торговле.

 

Характеристики спроса на любом рынке определяются вкусами и доходами потребителей конечной продукции (плюс соображениями издержек у поставщиков конечной продукции, если речь идет о спросе на промежуточные продукты). Вкусы и доходы устанавливают пределы изменения в объеме спроса при изменении цен.

Если известны кривые спроса, устанавливающие соотношение между объемом спроса и ценой, то, объединив их с кривыми предложения, рассчитанными на основе издержек (см. предыдущую главу), можно продемонстрировать воздействие международной торговли на производство, потребление и цены. Именно геометрическое представление кривых спроса-предложения послужит нам основным инструментом при анализе проблем, связанных с выбором торговой политики. Сначала выясним, на какие вопросы дают ответ специфицированные кривые спроса-предложения, а затем обратимся к тому, как строятся кривые спроса на основании информации о вкусах и доходах потребителей.

На рис. 2.1 показано воздействие внешней торговли на производство, потребление и цены в США и в остальном мире. Национальные кривые предложения, или предельных издержек, получены из кривых производственных возможностей, которые в свою очередь определяются технологией производства и обеспеченностью факторами производства.

Информация о работе Внешняя торговля и распределение доходов