В 2006 г. продолжались контакты
между национальными библиотеками РФ
и ЛР. В рамках программы «Диалог культур»,
осуществляемой на основе договоров о
сотрудничестве между Литовской академией
музыки и театра, Школой славянской традиционной
музыки (Литва) и Московской консерваторией
(МГК) им. П.И. Чайковского, Российской академией
музыки (РАМ) им. Гнесиных, Санкт-Петербургской
академией музыки, в 2006 г. прошел цикл мастер-классов
и концертов с участием, в частности, ректора
Московской государственной консерватории,
Народного артиста России Т. Алиханова
и профессора МГК С.Кравченко, заведующего
кафедрой РАМ В. Троппа и др. В апреле 2006
г. состоялись гастроли Александринского
театра. В октябре 2006 г. в Вильнюсе был
проведен 2-й международный фольклорный
фестиваль «Покровские колокола» с участием
лучших коллективов из России, Литвы, Белоруссии,
Украины и Польши. В 2007 г., в культурных
мероприятиях, посвященных Дню России,
участвуют лучшие российские и литовские
исполнители классической и духовной
музыки, прошли гастроли Калининградского
областного драматического театра. Литовские
театры и художественные коллективы принимают
участие в проводимых в России фестивалях
«Балтийский дом», «Мировая деревня в
Рощине», «Живая традиция» и др.
В Литве действует фонд благотворительной
поддержки «Помощь детям Литвы», созданный
известным музыкантом М.Ростроповичем.
В 2005 г. Указом Президента Российской Федерации
члену Союза российских писателей и Союза
писателей Литвы, поэту Ю.Кобрину присвоено
почетное звание «Заслуженный деятель
искусств Российской Федерации».
В 1999 г. соглашения о сотрудничестве
подписаны между Москвой и Вильнюсом,
в 2006 г. - между Санкт-Петербургом и Вильнюсом,
в 2007 г. - Санкт-Петербургом и Каунасом.
Связи и контакты в области культуры
сегодня не ограничиваются только рамками
государственных федеральных и региональных
программ, в этой сфере заработали рыночные
механизмы. Многие звезды российской эстрады
часто дают концерты в крупных городах
Литвы. Нередки в Литве также выступления
известных исполнителей классической
музыки, творческих коллективов, выставки
российских художников. Заметный рост
интереса к русской книге и периодике
способствовал открытию в последние годы
в Вильнюсе и других городах Литвы ряда
магазинов «Русская книга».
В России и Литве существуют
объективные условия и взаимная заинтересованность
в развитии культурных связей, исторически
сложившихся между нашими странами.
3. Перспективы взаимовыгодного
сотрудничества между Россией
и Литвой
На саммите глав государств
и правительств стран Балтийского моря
10 февраля 2010 года в Хельсинки произошло
неординарное политическое событие. Высокопоставленные
персоны России и Литвы - в данном случае
премьер Владимир Путин и президент Даля
Грибаускайте - впервые за долгие годы
провели двусторонние переговоры.
До этого отношения двух стран
были непростыми и напряженными. Бывший
до лета 2009 г. главой литовского государства
Валдас Адамкус демонстративно поддерживал
Грузию во время войны в Южной Осетии,
агрессором считал именно Россию и призывал
ввести против нее санкции. Помимо того,
Сейм Литвы неоднократно требовал от нашего
государства возмещение ущерба от «советской
оккупации» в размере 23 млрд долларов.
Можно также вспомнить, что летом
прошлого года именно с подачи литовских
депутатов Парламентская ассамблея ОБСЕ
приняла скандальную резолюцию, призывающую
объявить 23 августа (День подписания пакта
Молотова - Риббентропа) днём памяти жертв
нацизма и коммунизма, фактически приравняв
Советский Союз к нацистской Германии.
Ещё одну «ложку дёгтя» в двусторонние
отношения Сейм добавил совсем недавно,
13 января, порекомендовав правительству
потребовать от России выплаты компенсаций
жертвам трагических событий у вильнюсского
телецентра 13 января 1991 года. Россия, дескать,
должна отвечать «за агрессию СССР» против
суверенной Литвы. В ответ МИД РФ напомнил,
что независимость этой республики на
тот момент международное сообщество
не признало и оснований для иска нет.
На фоне попыток Литвы свести
с нами историко-политические счёты было
не до сотрудничества по решению общих
экономических проблем. А они накапливались:
транзит в Калининградскую область через
территорию Литвы, поставки в эту республику
российского газа, ситуация вокруг закрытой
в августе Игналинской АЭС…
Диалог стал возможным только
после того, как президентом соседней
страны летом прошлого года стала выпускница
ЛГУ Даля Грибаускайте. Придя к власти,
она заявила о необходимости начать с
Россией прагматичный диалог и перестать
бесконечно заниматься надавливанием
на болевые точки. И вот 10 февраля 2010 года
этот самый прагматичный диалог состоялся.
В начале переговоров премьер-министр
России напомнил, что летом прошлого года
в Литве по требованию ЕС была закрыта
построенная ещё во времена СССР Игналинская
АЭС. В результате эта прибалтийская страна
превратилась из экспортёра электроэнергии
в импортёра. И Путин предложил литовской
стороне рассмотреть возможность замещения
потерянной энергии за счёт российского
газа, который Литва покупала бы на выгодных
для себя условиях.
«У нас есть основание полагать,
что в связи с закрытием станции минимум
в два раза возрастут потребности Литвы
в природном газе. Мы тоже готовы на хороших
условиях рассмотреть все потребности,
в духе партнёрства решать все эти проблемы»,
- сказал Путин. И Грибаускайте подхватила
эту идею, сказав: «Мы заинтересованы,
чтобы Литва получала те же цены, как и
Западная Европа, и особенно, чтобы мы
могли перейти на спотовые цены, то есть
биржевые - торговлю и цены на газ».
Таким образом, российский премьер
и литовский президент создали стартовую
площадку для того, чтобы вывести энергетическое
сотрудничество на новый уровень. Кроме
того, Путин предложил Литве поучаствовать
в строительстве АЭС в Калининградской
области. Правда, Грибаускайте пока от
согласия воздержалась, пояснив, что её
страна вместе с Латвией, Эстонией и Польшей
строят совместно другую атомную электростанцию.
Глава правительства России
также обратил внимание на тяжёлое экономическое
положение Литвы. Которое могло быть лучше,
если бы ее предыдущее руководство занималось
выстраиванием российско-литовских экономических
связей, а не бесконечным сведением политических
счётов. «Последствия кризиса для Литвы
не были бы, возможно, такими драматическими,
если бы с таким большим партнером, как
Россия, были своевременно налажены торгово-экономические
связи», - заявил премьер.
Добавив, что будь в Литве созданы
нормальные условия работы для российского
бизнеса, туда потекли бы столь необходимые
в кризисное время инвестиции. В завершение
встречи Путин выразил надежду, что с приходом
к власти Грибаускайте накопившиеся проблемы
будут постепенно решаться. «Тем более
что у нас есть заделы хорошие и взаимные
интересы большие», - подчеркнул глава
российского кабинета.
«Я оптимистично смотрю на отношения
с нашими соседями, - согласилась со своим
собеседником Грибаускайте, - и давно высказывалась
за необходимость полноценного диалога
с Россией на высоком уровне. Мы имеем
много домашней работы, которая не доделана
с обеих сторон, и чувствительных точек,
которые мешают развитию наших отношений.
Но важно смотреть вперёд, а не назад».
Состоявшаяся встреча дала,
наконец, возможность приступить к обсуждению
проблем, копившихся годами. И потому стала
настоящим прорывом в российско-литовских
контактах, быть может, даже своего рода
обещанием выстроить такие же отношения,
которые связывают нас с Финляндией. А
ведь этому тоже предшествовал весьма
трудный период, наполненный взаимными
обвинениями и претензиями.
Следует отметить, что наладить
диалог с Литвой заведомо легче, чем с
Латвией и Эстонией. Первая, в отличие
от своих прибалтийских соседей, не грешит
таким культом пособников нацизма. Нет
там и паспортов неграждан, чем прославились
Латвия и Эстония. Так что на завершение
«недоделанной домашней работы», как выразилась
Даля Грибаускайте, должно уйти не очень
много времени.
Заключение
Две страны - Россия и Литва -
объективно заинтересованы друг в друге.
Как упоминалось выше, через Литву идёт
огромная часть грузов в Калининградскую
область. А ее жители тем же маршрутом
едут в Москву и Петербург. В свою очередь,
Россия для Литвы является главным поставщиком
энергоносителей, важным инвестором, а
также покупателем ее качественных и сравнительно
недорогих товаров - например, сыра и других
молочных продуктов, которым трудно конкурировать
на рынках ЕС.
Будем надеяться, что встреча
Путина и Грибаускайте в Хельсинки имеет
все шансы стать мощным импульсом для
вывода наших взаимоотношений на путь
взаимовыгодного и продуктивного сотрудничества.
I. Введение
В 20-х годах было испробовано
много достаточно противоречивых подходов
к созданию «нового социума общей судьбы»,
который уничтожил бы местный сепаратизм,
нашел бы компромисс между коммунистическими
планами всеобщего объединения и национальными
традициями, породил бы новую культуру
— «пролетарскую по содержанию и национальную
по форме» (Сталин). Это предполагало укоренение
и вживание национальных коммунистических
партий в местные условия; уничтожение
культурных традиций неславянского населения,
все большее единообразие условий жизни
и социальных структур; предпочтение отдельных
языков и культур в ущерб другим, чтобы
не допустить объединений вокруг национальных
движений (например, татар и казахов); последовательную
интеграцию местной промышленности в
государственную.
В 1921—1922 гг. большинство национальных
коммунистических партий были очищены
от «подозрительных элементов». В Туркестане
местные партийные организации потеряли
75% коммунистов, в Грузии —38%, в Армении
—27%. Русские составляли 55% вступивших
в компартию Украины в 1922 г. В 20-е годы поощрялось
пополнение политических кадров за счет
местного населения. Результаты такой
политики не замедлили проявиться на Украине
(в 1927 г. 72% руководителей были украинцами),
в Белоруссии, на Кавказе. В Средней Азии
они ощущались меньше (в 1929 г. местные жители
составляли лишь 16% партийной администрации
Узбекистана).
В то же время, желая уничтожить
традиции неславянского населения, центральные
власти начали активно бороться законодательно
и на практике с «пережитками феодального
и первобытно-общинного строя». Ряд декретов
устанавливал минимальный возраст для
вступления в брак, необходимость согласия
жениха и невесты, отменял калым, похищение
невесты, многоженство, левират. В противовес
религиозным и светским судам создавались
народные суды. Центральные власти попытались
— правда, без особого успеха — привлечь
молодежь и женщин в общественные организации
(комсомол, женотделы), чтобы разорвать
путы семьи и обычаев. Что касается религии,
то к мусульманам вначале относились с
большей терпимостью, чем к православным.
В декабре 1917 г. правительство гарантировало
мусульманам, что их не будут преследовать
как при царском режиме. Им предоставлялась
свобода веры и гарантировалась неприкосновенность
культовых сооружений и предметов, что
подтверждалось республиканскими конституциями
в 1922—1923 гг., по которым служители культа
наделялись равными со всеми правами.
Однако в них ничего не говорилось об антирелигиозной
пропаганде. Тем не менее во второй половине
20-х годов власти изменили свою позицию:
конфисковали имущество, принадлежащее
мечетям и медресе, в 1927—1928 гг. уничтожили
традиционные суды и своды законов обычного
права, стали закрывать медресе. Начав
общее наступление на религию, культурные
и социальные традиции, унаследованные
от прошлого, центральные власти провели
настоящую «революцию в письменности»
(десятки тюркских языков перешли на латинский
алфавит), расширили сеть школ, способствовали
распространению печатных органов на
местных языках. За всеми этими мероприятиями
скрывалась и политическая подоплека:
кроме внедрения новой идеологии и пролетарской
культуры, преследовалась цель развития
одних народностей (башкиров, каракалпаков,
чей диалект получил статус литературного
языка, киргизов, административно отделившихся
от казахов, хотя в культурном отношении
они составляли единое целое) за счет других
(татар, казахов, узбеков), чей стремительный
рост вызывал опасения у центра.
Наконец, союзное правительство
осуществило важную сельскохозяйственную
реформу (в Узбекистане, например, 66 тыс.
бедных семей получили 320 тыс. га земли).
Была введена уравнительная система распределения
воды, организованы комитеты бедных крестьян,
которым надлежало вести классовую борьбу
в деревне.
II. Национально – государственное
устройство и особенности политической
системы. Решение национального
вопроса в СССР
1) Война в нерусских
районах России
В 1921 —1922 гг. постепенно были
потушены почти все очаги гражданской
войны, остававшиеся на окраинах страны.
Борьба на нерусских территориях бывшей
империи имела и общие, и специфические
черты. Мы уже видели некоторые из таких
характерных черт на примере западных
районов, где вследствие превратностей
войны внутри самого советского лагеря
возникли два национальных государства:
Украинская и Белорусская Советские Социалистические
Республики. Обе они обрели свои внешние
границы в результате договора с Польшей.
Остается рассмотреть ход событий
на огромных просторах восточных регионов
России, на территориях, где жили народы,
во многом отличающиеся от народов западных
окраин, менее развитые как в экономическом,
так и в культурном отношении и, следовательно,
принадлежащие к Азии и колониальному
миру — а не к Европе — не только в силу
своего географического положения. Регионы
эти отличались этнической неоднородностью,
поскольку исконные жители вели кочевой
образ жизни и в результате тысячелетних
миграций по равнинам и степям смешивались
с другими национальными группами.
Гражданская война в этих регионах
также характеризовалась переплетением
классовых и национальных мотивов; но
их соотношение и формы менялись от одного
района к другому. Главные проблемы, возникавшие
здесь, лишь отчасти могли быть сведены
— подобно тому как это сделал большевистский
деятель Раковский на XII съезде партии
— к общему вопросу об отношениях с крестьянскими
массами. Вставала и собственно национальная
проблема, хотя лишь у некоторых из этих
народов — а они, как правило, находились
на докапиталистической стадии общественной
организации, если не на уровне кочевых
или полукочевых племен, — начинало пробуждаться
национальное самосознание. Мировая война,
а затем революция способствовали его
подъему. Большевикам, таким образом, повсюду
пришлось иметь дело с националистическими
тенденциями, либо только что наметившимися,
либо более развитыми, но которым повсюду
следовало противопоставить правильную
партийную политику. Чтобы лучше понять,
как развивалась эта политика, рассмотрим
отдельно три главных региона: Кавказ,
Среднюю Азию и обширные пространства
Заволжья. Начнем с последнего, послужившего
также театром военных действий, на котором
развернулись некоторые решающие фазы
гражданской войны.