Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в целом, а также на примере Европейского союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, объективную необходимость и историческую неизбежность международной экономической интеграции;
- определить основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции;
-рассмотреть виды международной экономической интеграции;
-выявить сущность и причины западноевропейской интеграции;
-изучить этапы интеграции и механизмы её осуществления;
-охарактеризовать Европейскую ассоциацию свободной торговли;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1.ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ , ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………….……...6
1.1. Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции……………………………………6
1.2. Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции………………………………………………………8
1.3. Виды международной экономической интеграции…………………...11
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…………...13
2.1.Сущность и причины Западноевропейской интеграции……………...13
2.2.Этапы интеграции и механизмы осуществления……………………...16
2.3. Европейская ассоциация свободной торговли………………………..24
3.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ………………………………………………………27
3.1. Предпосылки возникновения и этапы эволюции ЕС…………………27
3.2. Цели и принципы деятельности ЕС……………………………………34
3.3. Институциональная структура ЕС……………………………………..35
3.4. Проблемы и перспективы ЕС на современном этапе………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Европейский Совет глав государств- высший орган ЕС, который определяет общие направления развития стран-членов, особенно в части решения валютных проблем, коренный вопросов внешней политики и обороны, внутренней безопасности и расширения состава интеграционного блока. Начиная с 1975 г. заседания Совета глав государств проводятся не менее двух раз в год.
В состав
Совета Министров входят
Европейская комиссия(ЕК). Этот исполнительный орган ЕС состоит из 20 руководителей( комиссионеров), назначаемых национальными правительствами сроком на 5 лет, но независимых от них. За каждым комиссионером закреплена определённая область деятельности, он опирается на советников и консультантов. Общий штат комиссии насчитывает более 13 тыс. человек. Штаб- квартира ЕК находится в Брюсселе.
В качестве института, контролирующего исполнение соглашений стран-членов ЕС, Комиссия наблюдает за тем, как выполняются законодательные акты правительствами этих стран или другими организациями, в том числе предприятиями. Договор о ЕС, подписанный в 1991 г. в Маастрихе, расширил полномочия Комиссии по решению ряда вопросов и принятию санкций. В соответствии с этим договором ЕК предоставляются основные права:
Европейский Парламент. Участвует в законодательном процессе ЕС и в контроле за деятельностью ЕК. Обладает правами консультирования, принятия решений совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок, поручения ЕК разработки предложений по некоторым направлениям политики. Европарламент имеет право инициировать рассмотрение вопросов в Суде, принимает активное участие в законодательном процессе через процедуры принятия решений и сотрудничества и утверждает бюджет Союза.
Суд Европейского союза. Состав и роль суда ЕС, как и различные виды процедур и вопросы, выносимые на его рассмотрение, определяются статьями Союзного Договора. Его роль состоит в том, чтобы статьи договора толковались и выполнялись в соответствии с законодательством ЕС. Начиная с 1 января 1995г. Суд состоит из 15 судей и 9 генеральных прокуроров. Территориально он располагается в Люксембурге. На рассмотрение Суда ЕС обычно выносятся вопросы , которые касаются:
Маастрихтский союзный договор расширил полномочия Суда ЕС, дав ему право накладывать штраф на страну, не выполняющую требования законов Союза.[9,с.44]
Европейская Аудиторская палата. Основная задача- контролирование всех финансовых аспектов деятельности ЕС. В соответствии с Союзным Договором Аудиторской палате были предоставлены полные права по подготовке дел для рассмотрения Судом ЕС. Она может направлять своё мнение и замечания в любой институт Европейского союза или в государство-член ЕС и обеспечивает:
Контроль Аудиторской палаты распространяется на все страны ЕС и третьи страны, получающие помощь от ЕС.[9,с.45]
Помимо рассмотренных основных институциональных органов ЕС в его рамках существует большое число различных институтов экономического и финансового профиля. Назовём лишь наиболее авторитетные из них: Европейский инвестиционный банк(ЕИБ) ,Европейский социальный фонд , Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства(ФЕОГА) ,Европейский фонд регионального развития(ЕВРР) [3,с.45]
Итак, ЕС располагает
многочисленными
3.4 Проблемы и перспективы ЕС на современном этапе
«Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году , однако, на сегодняшний день становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.
Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула Европа это – старение населения вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая не приспособлена к нынешним условиям. Сталкиваясь с этой проблемой, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.
Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. [6,с.38].
Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:
- завершить
создание общего рынка в тех
областях, которые могут обеспечить
реальный рост и занятость
и имеют непосредственное
- создать открытые и конкурирующие рынки как внутри, так и вне Европы: переправить помощь государств в сектора с более высоким потенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднего бизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран;
- усовершенствовать общеевропейское и национальное законодательство с целью уменьшения бремени административных расходов;
- расширить
и усовершенствовать
- продолжить
разрабатывать общий патент
Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:
- добиться выделения
3% ВВП на научно-
- развивать внедрение информационных и коммуникационных технологий;
- способствовать развитию инновационных центров, объединяющих региональные центры, университеты и бизнес;
- поддерживать
экологические инновации в
- поддерживать
Европейские технологические
- содействовать
созданию прочной промышленной
базы Европы посредством
- создать Европейский технологический институт для привлечения в Европу лучших умов, идей и производств.
Для увеличения
и улучшения структуры занятост
Также, в качестве
одного из многообещающих источников
роста экономики Евросоюза
Согласно исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями и производителями. Более того, это позволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка услуг, ожидаются и от его либерализации. [6,с.39].
Итак, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.
Для решения названных проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная экономическая интеграция–это особого рода международные экономические отношения региональной экономической группировки и каждого ее участника между собой и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера.
В основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанных с изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировой экономической арене: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.
Эффективность МЭИ зависит от выполнения следующих условий: относительная развитость интеграционных группировок экономически и технически; фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении; территориальная, экономическая, структурная, технологическая близость стран-участниц при наличии у них рыночной экономики, политическая воля руководителей государств к экономической интеграции.
Важнейшими факторами европейской интеграции можно считать коренное изменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потери восточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы и потери утраченных колониальных торговых и иных связей.
Успешным примером западноевропейской интеграции выступает Европейский союз, который за период своего существования претерпевал различные изменения. Несмотря на все противоречия и трудности функционирования Европейский союз остаётся одной из самых крупных, а также успешной группировкой в мировой экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ