Изменение роли государства в результате информационной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является определение изменений государственной роли под влиянием процессов информационной революции. Для этого были решены следующие задачи:
1.Были рассмотрены разные концепции информационных революций.
2.Было дано определение информационного общества и рассмотрены основные его модели.
3.Были рассмотрены изменения роли государства, определены критерии нового государства.

Содержание

1.Введение 3
2.Информационные революции 4
3.Информационное общество 7
4.Модели информационного общества 8
5.Изменение роли государства 10
6.Заключение 16
7.Литература и источники 18

Вложенные файлы: 1 файл

Изменение роли государства в результате.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

         Министерство образования и науки Российской Федерации

        Новосибирский Государственный Технический Университет

                  Кафедра Социально-массовых Коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Контрольная работа по дисциплине  

                     “Современные международные отношения”

                     На тему “Изменение роли государства в результате 

                                                            информационной революции”

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

Заочного Факультета

Группы ЗФ-045

Емельянов Д.О.

 

 

 

 

 

 

                                               НГТУ-2014

                                                 Содержание

 

1.Введение                                                                                          3

2.Информационные революции                                                       4

3.Информационное общество                                                          7

4.Модели информационного  общества                                           8

5.Изменение роли государства                                                        10

6.Заключение                                                                                     16

7.Литература и источники                                                                18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

     Переход к  информационному обществу, который начался в конце XX века стал причиной обсуждении многих вопросов общественной жизни. Известно, что процесс информационного общества еще далек от завершения, этим обусловлены сложности изучения этого нового этапа развития. Информационная революция начала множество незнакомых процессов и явлений с которым общество еще не сталкивалось. Глубокие преобразования происходят в трудовых, управленческих, экономических и политических отношениях. Это влияет на культуру и общественное сознание.

     Все информационные  революции в истории казались  современникам неполными, не связанными  и не равномерными, однако только  в будущем можно оценить изменения  полностью. Очередная революция так же имеет противоречивый характер, и проходящие процессы могут принести как благо, так и зло.

     Целью моей  работы является определение  изменений государственной роли  под влиянием процессов информационной  революции. Для этого были решены  следующие задачи:

1.Были рассмотрены разные  концепции информационных революций.

2.Было дано определение  информационного общества и рассмотрены  основные его модели.

3.Были рассмотрены изменения  роли государства, определены критерии  нового государства.      

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные революции

     Преобразование  отношений в обществе посредством  изменений в сфере обработки  информации обычно называют информационной  революцией. За историю существования мировое сообщество произошло несколько таких революций, каждая из которых способствовала большим переменам во всех сферах деятельности.

     Основой первой  информационной революций стала  письменность, одно из самых важных  изобретений в истории цивилизации. Изначально письменность появилась в Египте и Месопотамии, около пяти тысячелетий назад. Через несколько тысяч лет в Китае так же создали свою письменность, как и индейцы племени майя в Центральной Америке еще через полторы тысячи лет. До нашего времени сохранились глиняные дощечки с клинописью, представляющие собой долговые расписки, государственные документы, исторические хроники, описания методов земледелия и т.д.

     Ранее идеи  могли передаваться только устно, что часто приводило к искажениям  при переходе через множество  людей. Точную информацию можно было узнать только встретившись с человеком, которому принадлежали новая теория или открытие. Так же были проблемы с распространением информации.

     Вторая информационная революция произошла во время Возрождения.    В середине XVI века было изобретено книгопечатание, что очень повлияло на общество, его культуру и организацию деятельности. Люди получили не только новое средство накопления и тиражирования информации, но и возможность ее массового распространения. Революция позволила культурным ценностям стать общедоступными, дало возможность самостоятельного развития личности.

     В конце  XIX века, благодаря изобретению электричества, появились такие средства связи как радио, телефон, телеграф. Третья информационная революция дала людям возможность оперативно обмениваться любыми объемами информации.

     В середине 40-х годов XX века появились первые электронно-вычислительные машины. Усовершенствование принципов их работы со временем привело к появлению микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Благодаря четвертой революции 70-х годов человечество получило средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. 

     Пятая, последняя, информационная революция предполагает  создание и развитие трансконтинентальных  коммуникационных сетей. Так же  к ней относится создание, наполнение  и расширение больших автоматизированных  баз данных и знаний.    

     Э.Тоффлер предложил другую концепцию информационных революций, основанную на волнах-типах общества.

     Первая волна – результат аграрной революции, сменившей культуру собирателей и охотников.

     Вторая волна – индустриальная революция, характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Тоффлер приводит следующие черты индустриальной революции

-глобальное применение  железа и стали;

-разработка и использование  новых энергетических источников;

-создание двигателей  и новых видов горючего. 

 

    Третья волна – результат интеллектуальной революции, постиндустриальное общество, с большим разнообразием субкультур и стилей жизни. Информация заменяет большую часть материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, объединенных в ассоциации. Массовое потребление дает возможность покупать дешевую, для конкретного покупателя, продукцию.

Границы между продавцом и покупателем стираются, покупатель сам может удовлетворить свои потребности.

     Чертами информационной революции были развитие технологичного и машинного , а в последствии и автоматизированного производства. Уже в восьмидесятых годах XX века повсеместное внедрение автоматических и компьютеризованных процессов, что вывело производственную индустрию на недосягаемый ранее уровень. В это же время информация стала важнейшим нематериальным ресурсом.

     Благодаря последним информационным революциям  и последующему бурному развитию компьютерной техники в начале XXI века мировое сообщество начинает переход от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное общество.

     Информационное  общество – общество, в котором  большинство работающих занято  производством, хранением, переработкой  и реализацией информации, особенно  высшей ее формы – знаний. В таком обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни. В отличие от индустриального общества, основанного на потреблении и производстве материальных ценностей, в информационном наиболее ценный продукт – интеллект и знание.

     Можно выделить  следующие характеристики, требуемые  для достижения информационного  общества:

1.Сформированно объединение  всей человеческой цивилизации

2.Каждый человек имеет  свободный доступ ко всем информационным  ресурсам.

3.ИТ глобальна, охватывает все сферы социальной деятельности.

4.Информация – наиболее  приоритетный товар.

     Другое определение информационного общества дают в Японии. Общество, в котором 1)циркулирует высокая по качеству информация, 2)есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования, 3)информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме, 4)стоимость пользования информационными услугами невысока и доступна каждому – является информационным.

     Так же информационное  общество можно определять как  мировую информационную индустрию, предоставляющую все более необходимую  информацию о состоянии дел  в определенном регионе. Наибольшее  количество такой информации  доступно на США и основные  страны Европейского Союза. Другие страны только начинают осваивать такое включение в информационное сообщество, но даже наиболее развиты страны все еще далеко того момента, когда их можно будет назвать информационными, так как едва ли соответствуют его критериям.

  Модели информационного общества.

     Принято выделять  две модели информационного общества  – западная модель индустриальных  стран(европейско-континентальная и англо-американская) и, противопоставляющая себя западу, азиатская модель.

     Европейский  союз ищет наиболее удачное  сочетание государственных и  рыночных сил, однако их влияние  может меняться в зависимости  от социально-экономической ситуации. Евросоюз так же уделяет немалую  часть внимания вопросам приватизации  и либерализации рынка информационных  коммуникаций. Хотя для большинства стран проблема уже решена, однако либерализация телекоммуникаций и сейчас обсуждается на международном уровне.

     Другой острой  проблемой ЕС является выбор  развития между сетями и услугами. Не для всех стран ЕС такой  вопрос вообще важен, однако большая  часть склоняется к рынку услуг. Основными оппозиционерами такого  мнения являются Франция и  Великобритания.

     Немалое значение  придается развитию универсального  обслуживания. В наше время многие  страны уже используют этот  принцип, но ЕС обеспокоен возрастанием  проблемы неравенства в информационном  обществе.

     Американская  система создания информационного  общества идет по отличному  от стран ЕС пути. Влияние государство  на рынок минимально.

Рынок находится в руках частного сектора, информационно-телекоммуникационные технологии полностью либерализированы.

     Американцы  согласны с англичанами в необходимости  первыми создать информационные  сети, а на их основе развивать  рынок. Развитие универсального обслуживания используется в противовес частному сектору.

     К азиатской  модели относятся Китай, Индия, Япония. Для азиатских политиков характерна  вера в возможность совместной  работы государства и рынка, сопроцветания.

     Япония добилась  больших успехов в информатизации  общества благодаря большему количеству средств, выделяемых на разработку технологий для решения проблем общества. Несмотря на катастрофические потери в экономике после Второй мировой войны, сейчас Япония близка к информационному уровню США. Активное развитие Интернета, телекоммуникационных систем, и другие показатели указывают на высокий уровень информатизации японского общества.

     Китай, в целом, следует тому же пути развития  общества что и Япония, и уже сейчас может считаться одним из мировых центров технологий.

     Модель Индии  является промежуточной между  приватизацией и либерализации. Государственные предприятия не  передаются частным корпорациям. Основные узлы связи слабо  развиты и находятся у правительства. Основной вклад в глобальное  информационное сообщество –  специалисты, число которых ежегодно  возрастает на 130-160 тысяч. Треть из  них работают за границей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение роли государства

     Информационные  технологии изменили права человека, принесли новое понимание свободы  слова и возможности его контроля  в мировом масштабе. Государство уже не может контролировать всю информацию в своих границах. Однако никакое правительство не может допустить полного отсутствие ограничений. Государственные институты ищут новые возможности управления и ограничения рынков контроля слова. В некотором плане, выросшая свобода СМИ вызвало ограничения со стороны государства. Все чаше одни государства влияют на СМИ другого, наполняя их выгодной для первых информацией.

     Объединение мировых СМИ несет не только увеличение количества распространяемой информации и его влияния на общественное сознание. В таком случае появятся сложности для государства контролировать инфопотоки и влиять на развитие информационных технологий, так как они не будут полностью в его власти. Поэтому во всем мире формируется внутригосударственная среда информации, принимаются решения для обеспечения безопасности государства.

     Правительства  все большего количества стран  начинают рассматривать возможности  информационного влияния для  сохранения стабильности в мирное  время, и его же, как оружия  в случае военной ситуации. Это  привлекает большое внимание  мирового сообщества, благодаря  чему государства могут формировать  только внутреннюю культуру, но  на международном уровне должны  действовать согласно национальному  законодательству и учитывать  давление наднационального уровня.

     В настоящее время происходят радикальные изменения в сфере коммуникаций. В это процесс включены многое правительства , корпорации, правозащитные общества, граждане. Для завершения этого процесса требуется большое количество времени. Первые перемены были вызваны появлением кабельного телевидения, затем спутниковой связи. Но наибольшее развитие процесса вызвано появлением интернета и быстрым развитием информационных технологий в последнее время. Все это оставляет следы в экономической, культурной и политической сфере, влияет на концепцию человеческих прав и заставляет государства искать новые формы и функции управления.

Информация о работе Изменение роли государства в результате информационной революции