Интеграционные процессы в Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения).

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3
1 Международная экономическая интеграция………………………………….5
Экономическая интеграция как понятие…………………………5
Уровни международной экономической интеграции…………..10
Интеграция в Латинской Америке………………………………………….13
Предпосылки интеграции стран Латинской Америки……….…13
2.2 Общая характеристика латиноамериканской экономической 16
интеграции…………………………………………………………
Экономическое сотрудничество Республики Беларусь 23
со странами Латинской Америки…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.04 Кб (Скачать файл)

         Интеграция представляет собой процесс движения и развития определенной системы, в котором число и интенсивность взаимодействий ее элементов растет — усиливается их взаимная связь и уменьшается их относительная самостоятельность друг по отношению к другy. Пpи этом мoгyт проявляться новые формы взаимодействия, т. е. формы, которых не было в прежней истории этой системы. В основе взаимодействия лежит существенная необходимая связь. Под дезинтеграцией понимается противоположный интеграции процесс уменьшения числа и интенсивности взаимодействий элементов некоей системы - процесс разложения, распада, разрушения, отделения, изоляции и пр. Этот процесс повышает относительную самостоятельность и «независимость» элементов.

         Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений. При этом интеграция — процесс не стихийный. Он предполагает соответствующую политику стран и заключение между ними соглашений о создании региональной интеграционной группы (РИГ) того или иного типа. Создается и соответствующая правовая база хозяйственного взаимодействия. Проводится сознательное целенаправленное регулирование взаимных торгово-экономических связей.

         Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

  • устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами-участницами соглашения;
  • согласованием экономической политики стран-участниц;
  • взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;
  • широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;
  • связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц;
  • сближением национальных законодательств, норм и стандартов;
  • целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС);
  • региональностью пространственных масштабов интеграции. [1, c. 25]

         Основной целью экономической интеграции является рост благосостояния наций, формирующих интеграционное объединение. Вместе с тем экономическая интеграция может преследовать не только чисто экономические, но и другие цели (социальные, политические, военные, националистические). [3, с.16]

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для  взаимодействующих сторон: Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим  субъектам (товаропроизводителям) более  широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах  всего региона, а также позволяет  производить продукцию в расчете  на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экономическое  сближение стран в региональных рамках создает привилегированные  условия для фирм стран–участниц экономической интеграции, защищая  их в определенной степени от конкуренции  со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет  его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий  развития отсталых районов, смягчение  положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда  и социального обеспечения.

         Основные отрицательные последствия, с которыми может быть связано присоединение к торгово-экономическому союзу, состоят в следующем:

– при определенном стечении обстоятельств может начаться отток  ресурсов из страны, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом  отношении членов союза. Страна в  этом случае может превратиться в "отсталый регион".

– в том случае, если интеграция способствует установлению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц, результатом  может быть более широкое распространение  олигопольного сговора, влекущего  за собой повышение цен на соответствующую  продукцию. Кроме того, может возрасти количество слияний, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление господства монополий.

– в ряде случаев может  возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства, связанный  с формированием слишком больших  компаний (отрицательный эффект масштаба). Необходимо отметить, что в комплексном  виде оценить все эти аргументы  чрезвычайно трудно, тем более, что  многие последствия, как положительные, так и негативные, носят весьма долгосрочный характер и зависят  от общего положения на мировой арене. Наконец, следует добавить, что определенная часть аргументов, как "за", так  и "против", а, следовательно, и  соответствующих последствий, носит  сугубо политический характер и потому находится за пределами экономического анализа. [4, с.67]

         Объективное содержание интеграции составляет в конечном итоге переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, протекающих в виде «частичных интеграции». Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы: 1) рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту потоков факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. - это так называемая «поверхностная» (или «мягкая») интеграция (shallow integration); 2) собственно производство (глубокая интеграция - dеер integration); 3) сферу принятия решений (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных межправительственных и национальных организаций).

         Глубокие интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе и Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем Востоке региональное сотрудничество пока еще не дает существенного эффекта. Во многом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ. Однако сегодня уже надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации.

         Развитие интеграции предполагает наличие определенных предпосылок.

 Во-первых, интегрирующиеся страны должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрируются развитые страны.

         Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической близости, которым легче решать транспортные, языковые и другие проемы.

          В-третьих, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие - одна из причин низкой эффективности интеграции в Африке, в арабском мире).

         В-четвертых, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона.

         В-пятых, политическая воля государств, наличие стран - лидера интеграции.

         В-шестых, так называемый «демонстрационный «эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ к подаче заявок на вступление в Евросоюз.

         В-седьмых, «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку, В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» в Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашения о свободной торговле Венесуэла и Боливия). [1, c. 27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2 Уровни международной экономической интеграции

 

 

         Интеграционные процессы происходят с неодинаковой интенсивностью в различных региональных группировках. Это зависит от общего уровня развития стран и глубины территориального разделения труда между ними. По степени интегрированности выделяют следующие региональные интеграционные объединения стран.

         Зона преференциальной торговли – начальная стадия регионального интеграционного процесса. Страны данной группировки либерализируют торговые отношения между собой, устраняя преграды в перемещении некоторых (но не всех) товаров и услуг. На этой стадии еще не отработан единый механизм налогообложения при пересечении товарами границы, действуют различные таможенные правила и т.п. Квоты на импорт продукции из стран-партнеров могут быть расширены, но не ликвидируются полностью. Облегчаются условия для движения факторов производства (например, для перемещения рабочей силы), но и здесь могут оставаться определенные ограничения.

         На данной стадии интеграции в настоящее время находятся большинство региональных интеграционных группировок мира, в том числе СНГ. [2, c. 230]

         Свободное торговое пространство (зона свободной торговли) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. [1, c. 31]. Все барьеры на пути торговли устранены, не допускаются дискриминационные налоги, квоты, тарифы, другие торговые барьеры. Свободное торговое пространство иногда создается для определенного вида товаров и услуг (например, для сельскохозяйственной продукции). Главной чертой свободного торгового пространства является то, что каждая страна продолжает проводить свою собственную политику в отношении государств, которые не являются членами данной интеграционной группировки, т.е. может устанавливать любые тарифы или другие ограничения на торговлю.

         Наиболее известным свободным торговым пространством является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в 1960г. соглашением 8 европейских стран (в настоящее время ЕАСТ потеряла прежнее значение в связи с более высоким уровнем интеграции Европейского Союза). Еще один пример – Северо-Американская ассоциация свободной торговли между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), образованная в 1994 г. и постепенно развивающаяся в направлении формирования общего рынка.

         Таможенный союз, как и свободное торговое пространство, устраняет барьеры в торговле товарами между странами-участницами. Но, кроме этого, таможенный союз предусматривает общую торговую политику по отношению к третьим странам, не входящим в интеграционную группировку. Обычно это проявляется в принятии внешнего тарифа (пошлины), с помощью которого импорт из государств, не входящих в таможенный союз, облагается одинаковой пошлиной при продаже товаров в любой стране – участнице таможенного союза. Доходы от тарифов впоследствии распределяются между государствами таможенного союза согласно установленным пропорциям.

Информация о работе Интеграционные процессы в Латинской Америке