Интеграционные процессы в Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения).

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………3
1 Международная экономическая интеграция………………………………….5
Экономическая интеграция как понятие…………………………5
Уровни международной экономической интеграции…………..10
Интеграция в Латинской Америке………………………………………….13
Предпосылки интеграции стран Латинской Америки……….…13
2.2 Общая характеристика латиноамериканской экономической 16
интеграции…………………………………………………………
Экономическое сотрудничество Республики Беларусь 23
со странами Латинской Америки…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.04 Кб (Скачать файл)

         Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать проект. В его рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составляли прежде всего товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта. Страны продолжали протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортного замещения. Были подписаны торговые соглашения в субрегиональных рамках, призванные снизить дифференциацию, повысить уровень экономического развития на основе проведения политики импортозамещения.

         Спустя два десятилетия (1980 г.) ЛАСТ была переименована в Латино-американскую ассоциацию интеграции − ЛАИ (AssociationofLatin AmericanIntegration − ALAI), более гибкое соглашение, позволявшее заключать торговые соглашения между 2−3 партнерами, но зона свободной торговли так и не была создана. В рамках ЛАИ действуют двусторонние соглашения, представляющие собой позитивные списки товаров, подлежащих тарифным преференциям в размере до 100 %. Размер преференций зависит от страны происхождения и размера преференций, предоставленных страной-партнером. За 1990−2002 гг. взаимный экспорт увеличился с 13 350 млн долл. до 43 094 млн долл., а доля взаимного экспорта − с 11,6 до 13,6 % за рассматриваемый период.

         Второй интеграционной группировкой Латинской Америки стал Центрально-американский общий рынок − ЦАОР (Central1 American СоmmоnMarket − САСМ), образованный в 1960 г. в составе 5 стран: Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики. Страны-члены намеревались сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли. В первые годы функционирования ЦАОР снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась. В целом за 1990–2002 гг. взаимный экспорт группировки увеличился с 667 млн долл. до 2598 млн долл., а его удельный вес в совокупном экспорте ЦАОР снизился с 15,3 до 11,5 %. В 1993 г. страны предприняли попытку возродить группировку.

         Хотя в 1990-е гг. интеграционные мероприятия в ЦАОР стагнировали, но с началом нового века удалось преодолеть неблагоприятные тенденции и сформировать таможенный союз. В 2000 г. страны ввели общий таможенный тариф со ставками пошлин 0−15 %. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в формировании зон свободной торговли с другими странами − США (о создании Центральноамериканской зоны свободной торговли − КАФТА), с Доминиканской республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000 г. Есть соглашения о двусторонних зонах свободной торговли − между Никарагуа и Мексикой (1997 г.), между Коста-Рикой и Мексикой (1994 г.).

         Третья старейшая группировка в регионе объединила страны Карибского бассейна. В 1968г. создана Организация Восточнокарибских государств − ОВКГ (бывшее название − Восточнокарибский общий рынок; OrganizationofEastemCaribeanStates − OECS) и в 1973 г. − Карибское сообщество (КАРИКОМ) в составе 14 стран.В настоящее время КАРИКОМ − таможенный союз. [1, c. 175]

         КАРИКОМ включает 15 стран: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гаити, Гайана, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка. КАРИКОМ предусматривает политическое и экономическое сотрудничество суверенных членов сообщества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступления на международной арене. В экономической области намечено обеспечение хозяйственного сближения стран-участниц путем либерализации взаимной торговли, установление совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), координация политики в области сельского хозяйства, инфраструктуры, туризма, валютной и кредитной сферах. В рамках КАРИКОМ действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству – Карибский общий рынок, по кредитному – Карибский банк развития и Карибская корпорация развития и др. [2, c. 247]

         Экономический потенциал стран КАРИКОМ  весьма невелик и значительно дифференцирован по странам. ВВП на душу населения колеблется от 18155 долл. у Багамских островов (в 6,5 раз ниже среднего по Сообществу уровня) до 418 долл. у Гаити (в 6,6 раз ниже среднего по Сообществу уровня). Уровень экономического неравенства в регионе является самым высоким в мире.

         Среди участников КАРИКОМ после его образования более высокими темпами, чем страны Южной Америки в целом, увеличивался ВНП Белиза, Гренады, Доминиканской Республики, Сент-Винсента и Гренадин.

         Крупнейшей экономикой региона на протяжении всего периода развития КАРИКОМ была Ямайка. На нее приходилось около 35% зонального производства сельскохозяйственной продукции, 32% - промышленной продукции и 27,6% - производства услуг. Однако в настоящее время ведущая экономика региона – Тринидад и Тобаго, который превосходит Ямайку по производству промышленной продукции, причем имеет тенденцию к росту объемов промышленного производства, в отличие от Ямайки.

         Перспективы интеграции в КАРИКОМ в целом оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции – укрепление экономической и финансовой стабильности блока, диверсификация национальных экономик и товарооборота. [14, c. 55]

         Еще одна ведущая группировка в Латинской Америке – Андское сообщество (1969 г.) в составе пяти стран − Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Венесуэлы на рубеже двух веков также достигла такой формы экономической интеграции, как таможенный союз.

         Намеченные цели по интеграционному сближению и созданию зон свободной торговли или таможенных союзов в период 1960–1980 гг. так и не были выполнены по объективным и субъективным экономическим и политическим причинам.

         В отличие от других регионов развивающегося мира страны Латинской Америки сравнительно рано освободились от колониальной зависимости − еще в XIX в. Колониальное прошлое сказалось на структуре экономики латиноамериканских стран, основу которой составляла добыча минерального сырья и производство продукции тропического земледелия, а также огромная степень зависимости от торговых связей с бывшими метрополиями. Экономика большинства стран зависела от конъюнктурных колебаний мировых рынков.

         В 1990-е гг. рост уровня экономического развития, углубление мировых интеграционных процессов в других регионах мира, стремление обеспечить реально свободный доступ на рынки других стран стимулировали интеграционные процессы в Латинской Америке.

         В настоящий момент регион является наиболее динамично интегрирующимся регионом среди развивающихся стран (таблица 2).

 

Таблица 2 - Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке

 

Группировка,

год создания,

число стран

ВВП, млрд долл. США

Населения, млн  человек

 

Результаты деятельности

МЕРКОСУР,

1991, 4

1440

215

Создан таможенный союз в 1995 г. на основе ликвидации пошлин и  введения общего таможенного тарифа (со ставками 0−20%). Создана ЗСТ с  Чили и Боливией. В 1999 г. предложено создать валютный союз, а в среднесрочной перспективе − сформировать общий рынок

Андское сообщество,

1969, 5

650

112

Создан таможенный союз на основе ликвидации пошлин, ОТТ с 1995 г. со ставками пошлин 5-20 %. Перу участвует только в рамках ЗСТ с 1995 г. Страны намерены сформировать ЗСТ услугами, гармонизировать макроэкономическую и аграрную политику и достичь общего рынка

ЗСТ Андское сообщество − МЕРКОСУР,

1998, 9

2090

327

С 2000 г. функционирует зона свободной торговли на основе ликвидации пошлин на все товары взаимной торговли

Центрально-американский общий  рынок (ЦАОР),

1961, 5

44

32

Функционирует как таможенный союз. С 2000 г. введен ОТТ общий рынок  со ставками пошлин до 0−15%, отменено большинство пошлин во взаимной торговле

Группа «трех»,

1995, 3

1260

164

В 2005 г. создана зона свободной  торговли на основе ликвидации пошлин и нетарифных ограничений, сотрудничества в других сферах

Карибское сообщество (КАРИКОМ),

1973, 14

20

6

Действует как таможенный союз на основе ликвидации пошлин, гармонизации таможенных процедур, введения общего таможенного тарифа

ЗСТ

Мексика − ЕС,

1999, 16

8800

470

В 2007 г. начата либерализация торговли с ЕС, большинство пошлин отменено с 2003 г.

ЗСТ Чили − Канада,

1996, 2

905

36

С 1997 г. создана ЗСТ на основе отмены пошлин на 80 % на товаров взаимной торговли, на остальные 20 % пошлины будут ликвидированы в течение 11−16 лет

ЗСТ Чили − Мексика,

1991, 2

1000

115

ЗСТ действует с 1998 г., частично либерализованы потоки взаимных инвестиций, торговли услугами, совместная защита прав интеллектуальной собственности

 

         Вторая модель соглашений отличается более широким охватом и глубиной интеграционного взаимодействия на основе координации макроэкономической политики, общих правил в отношении правительственных закупок, защиты прав интеллектуальной собственности, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, общих правил происхождения товаров. Эта модель положена в основу 14 соглашений в Латинской Америке, в том числе Группы «трех», между ЦАОР и Доминиканской республикой, между Мексикой и ЕС, между Мексикой и ЕАСТ.

         Латиноамериканская интеграция развивается в основном по оси Юг–Юг в рамках горизонтальной формы, объединяя развивающиеся страны, но есть и примеры вертикальной интеграции, когда в группировку входят развитые и развивающиеся страны по оси Север–Юг.

         Современные интеграционные процессы в Латинской Америке происходят в рамках концепции «открытого регионализма», впервые получившей признание в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что было сделано в 1992 г. в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.

         В 1994 г. Экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки (ЭКЛАК) на своей XXV сессии в Картахене-де лас Индиас (Колумбия) разработала понятие «открытого регионализма», базирующееся на следующих направлениях:

         1) провести отраслевую либерализацию рынков товаров и услуг, дифференцированную по времени для разных стран;

         2) провести широкомасштабную либерализацию рынков с участием как можно большего числа стран, прежде всего являющихся традиционными партнерами;

         3) обеспечить стабильность и прозрачность либерализации в соответствии с правилами ВТО;

         4) для защиты национальной экономики исходить из умеренных протекционистских мер в отношении третьих стран и постепенно перейти к общим внешним тарифам (при наличии необходимости);

         5) сократить трансакционные издержки между странами и внутри каждой страны, обеспечить конвертируемость национальных валют, подписание платежных соглашений;

         6) содействовать передаче технологий на основе подписания отраслевых соглашений;

         7) разработать специальные меры для адаптации экономически менее развитых стран и регионов, в том числе за счет уменьшения протекционизма, предоставления фискальных льгот для привлечения инвестиций;

         8) разработать гибкие институциональные структуры по привлечению широких масс населения.

         Из концепции «открытого регионализма» исходит созданный в 1990-е гг. Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), являющийся самой динамично интегрирующейся группировкой развивающихся стран и Латинской Америки, где за несколько лет страны сформировали таможенный союз и намерены реализовать стратегическую цель −общий рынок.

         МЕРКОСУР включает четыре страны – Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. С 2006 г. началась процедура вступления в интеграционную группировку Венесуэлы. Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона. [2, c. 248]

         МЕРКОСУР имеет шесть ассоциированных членов. Первыми ассоциированными членами группировки в 1996 году стали Боливия и Чили, а с 2003 года – Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла и Мексика. В июле 2006 г. был подписан протокол о вступлении последней в МЕРКОСУР, однако, полноправным членом группировки Венесуэла станет только после ратификации соответствующего соглашения парламентами всех стран-участников. В декабре 2009 г. указанный договор был ратифицирован Бразилией, третьей участницей МЕРКОСУР (остался Парагвай).

         По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР – второй в мире после ЕС и крупнейший в развивающемся мире таможенный союз. Он объединяет страны с населением более чем в 250 млн.чел., на долю которых приходится более 75% совокупного ВВП региона.

         Нельзя не отметить, что в результате либерализации внутризональная торговля активизировалась: ее объем увеличился в 1991-2008 гг. в 8 раз и превысил 30 млрд.долл.

Информация о работе Интеграционные процессы в Латинской Америке