Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения).
Введение…………………………………………………...………………………3
1 Международная экономическая интеграция………………………………….5
Экономическая интеграция как понятие…………………………5
Уровни международной экономической интеграции…………..10
Интеграция в Латинской Америке………………………………………….13
Предпосылки интеграции стран Латинской Америки……….…13
2.2 Общая характеристика латиноамериканской экономической 16
интеграции…………………………………………………………
Экономическое сотрудничество Республики Беларусь 23
со странами Латинской Америки…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………
Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать проект. В его рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составляли прежде всего товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта. Страны продолжали протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортного замещения. Были подписаны торговые соглашения в субрегиональных рамках, призванные снизить дифференциацию, повысить уровень экономического развития на основе проведения политики импортозамещения.
Спустя два десятилетия (1980 г.) ЛАСТ была переименована в Латино-американскую ассоциацию интеграции − ЛАИ (AssociationofLatin AmericanIntegration − ALAI), более гибкое соглашение, позволявшее заключать торговые соглашения между 2−3 партнерами, но зона свободной торговли так и не была создана. В рамках ЛАИ действуют двусторонние соглашения, представляющие собой позитивные списки товаров, подлежащих тарифным преференциям в размере до 100 %. Размер преференций зависит от страны происхождения и размера преференций, предоставленных страной-партнером. За 1990−2002 гг. взаимный экспорт увеличился с 13 350 млн долл. до 43 094 млн долл., а доля взаимного экспорта − с 11,6 до 13,6 % за рассматриваемый период.
Второй интеграционной группировкой Латинской Америки стал Центрально-американский общий рынок − ЦАОР (Central1 American СоmmоnMarket − САСМ), образованный в 1960 г. в составе 5 стран: Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики. Страны-члены намеревались сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли. В первые годы функционирования ЦАОР снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась. В целом за 1990–2002 гг. взаимный экспорт группировки увеличился с 667 млн долл. до 2598 млн долл., а его удельный вес в совокупном экспорте ЦАОР снизился с 15,3 до 11,5 %. В 1993 г. страны предприняли попытку возродить группировку.
Хотя в 1990-е гг. интеграционные мероприятия в ЦАОР стагнировали, но с началом нового века удалось преодолеть неблагоприятные тенденции и сформировать таможенный союз. В 2000 г. страны ввели общий таможенный тариф со ставками пошлин 0−15 %. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в формировании зон свободной торговли с другими странами − США (о создании Центральноамериканской зоны свободной торговли − КАФТА), с Доминиканской республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000 г. Есть соглашения о двусторонних зонах свободной торговли − между Никарагуа и Мексикой (1997 г.), между Коста-Рикой и Мексикой (1994 г.).
Третья старейшая группировка в регионе
объединила страны Карибского бассейна.
В 1968г. создана Организация Восточнокарибских
государств − ОВКГ (бывшее название −
Восточнокарибский общий рынок; OrganizationofEastemCaribeanSt
КАРИКОМ включает 15 стран: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гаити, Гайана, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка. КАРИКОМ предусматривает политическое и экономическое сотрудничество суверенных членов сообщества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступления на международной арене. В экономической области намечено обеспечение хозяйственного сближения стран-участниц путем либерализации взаимной торговли, установление совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), координация политики в области сельского хозяйства, инфраструктуры, туризма, валютной и кредитной сферах. В рамках КАРИКОМ действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству – Карибский общий рынок, по кредитному – Карибский банк развития и Карибская корпорация развития и др. [2, c. 247]
Экономический потенциал стран КАРИКОМ весьма невелик и значительно дифференцирован по странам. ВВП на душу населения колеблется от 18155 долл. у Багамских островов (в 6,5 раз ниже среднего по Сообществу уровня) до 418 долл. у Гаити (в 6,6 раз ниже среднего по Сообществу уровня). Уровень экономического неравенства в регионе является самым высоким в мире.
Среди участников КАРИКОМ после его образования более высокими темпами, чем страны Южной Америки в целом, увеличивался ВНП Белиза, Гренады, Доминиканской Республики, Сент-Винсента и Гренадин.
Крупнейшей экономикой региона на протяжении всего периода развития КАРИКОМ была Ямайка. На нее приходилось около 35% зонального производства сельскохозяйственной продукции, 32% - промышленной продукции и 27,6% - производства услуг. Однако в настоящее время ведущая экономика региона – Тринидад и Тобаго, который превосходит Ямайку по производству промышленной продукции, причем имеет тенденцию к росту объемов промышленного производства, в отличие от Ямайки.
Перспективы интеграции в КАРИКОМ в целом оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции – укрепление экономической и финансовой стабильности блока, диверсификация национальных экономик и товарооборота. [14, c. 55]
Еще одна ведущая группировка в Латинской Америке – Андское сообщество (1969 г.) в составе пяти стран − Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Венесуэлы на рубеже двух веков также достигла такой формы экономической интеграции, как таможенный союз.
Намеченные цели по интеграционному сближению и созданию зон свободной торговли или таможенных союзов в период 1960–1980 гг. так и не были выполнены по объективным и субъективным экономическим и политическим причинам.
В отличие от других регионов развивающегося мира страны Латинской Америки сравнительно рано освободились от колониальной зависимости − еще в XIX в. Колониальное прошлое сказалось на структуре экономики латиноамериканских стран, основу которой составляла добыча минерального сырья и производство продукции тропического земледелия, а также огромная степень зависимости от торговых связей с бывшими метрополиями. Экономика большинства стран зависела от конъюнктурных колебаний мировых рынков.
В 1990-е гг. рост уровня экономического развития, углубление мировых интеграционных процессов в других регионах мира, стремление обеспечить реально свободный доступ на рынки других стран стимулировали интеграционные процессы в Латинской Америке.
В настоящий момент регион является наиболее динамично интегрирующимся регионом среди развивающихся стран (таблица 2).
Таблица 2 - Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
Группировка, год создания, число стран |
ВВП, млрд долл. США |
Населения, млн человек |
Результаты деятельности |
МЕРКОСУР, 1991, 4 |
1440 |
215 |
Создан таможенный союз в 1995 г. на основе ликвидации пошлин и введения общего таможенного тарифа (со ставками 0−20%). Создана ЗСТ с Чили и Боливией. В 1999 г. предложено создать валютный союз, а в среднесрочной перспективе − сформировать общий рынок |
Андское сообщество, 1969, 5 |
650 |
112 |
Создан таможенный союз на основе ликвидации пошлин, ОТТ с 1995 г. со ставками пошлин 5-20 %. Перу участвует только в рамках ЗСТ с 1995 г. Страны намерены сформировать ЗСТ услугами, гармонизировать макроэкономическую и аграрную политику и достичь общего рынка |
ЗСТ Андское сообщество − МЕРКОСУР, 1998, 9 |
2090 |
327 |
С 2000 г. функционирует зона свободной торговли на основе ликвидации пошлин на все товары взаимной торговли |
Центрально-американский общий рынок (ЦАОР), 1961, 5 |
44 |
32 |
Функционирует как таможенный союз. С 2000 г. введен ОТТ общий рынок со ставками пошлин до 0−15%, отменено большинство пошлин во взаимной торговле |
Группа «трех», 1995, 3 |
1260 |
164 |
В 2005 г. создана зона свободной торговли на основе ликвидации пошлин и нетарифных ограничений, сотрудничества в других сферах |
Карибское сообщество (КАРИКОМ), 1973, 14 |
20 |
6 |
Действует как таможенный союз на основе ликвидации пошлин, гармонизации таможенных процедур, введения общего таможенного тарифа |
ЗСТ Мексика − ЕС, 1999, 16 |
8800 |
470 |
В 2007 г. начата либерализация торговли с ЕС, большинство пошлин отменено с 2003 г. |
ЗСТ Чили − Канада, 1996, 2 |
905 |
36 |
С 1997 г. создана ЗСТ на основе отмены пошлин на 80 % на товаров взаимной торговли, на остальные 20 % пошлины будут ликвидированы в течение 11−16 лет |
ЗСТ Чили − Мексика, 1991, 2 |
1000 |
115 |
ЗСТ действует с 1998 г., частично либерализованы потоки взаимных инвестиций, торговли услугами, совместная защита прав интеллектуальной собственности |
Вторая модель соглашений отличается более широким охватом и глубиной интеграционного взаимодействия на основе координации макроэкономической политики, общих правил в отношении правительственных закупок, защиты прав интеллектуальной собственности, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, общих правил происхождения товаров. Эта модель положена в основу 14 соглашений в Латинской Америке, в том числе Группы «трех», между ЦАОР и Доминиканской республикой, между Мексикой и ЕС, между Мексикой и ЕАСТ.
Латиноамериканская интеграция развивается в основном по оси Юг–Юг в рамках горизонтальной формы, объединяя развивающиеся страны, но есть и примеры вертикальной интеграции, когда в группировку входят развитые и развивающиеся страны по оси Север–Юг.
Современные интеграционные процессы в Латинской Америке происходят в рамках концепции «открытого регионализма», впервые получившей признание в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что было сделано в 1992 г. в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.
В 1994 г. Экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки (ЭКЛАК) на своей XXV сессии в Картахене-де лас Индиас (Колумбия) разработала понятие «открытого регионализма», базирующееся на следующих направлениях:
1) провести отраслевую либерализацию рынков товаров и услуг, дифференцированную по времени для разных стран;
2) провести широкомасштабную либерализацию рынков с участием как можно большего числа стран, прежде всего являющихся традиционными партнерами;
3) обеспечить стабильность и прозрачность либерализации в соответствии с правилами ВТО;
4) для защиты национальной экономики исходить из умеренных протекционистских мер в отношении третьих стран и постепенно перейти к общим внешним тарифам (при наличии необходимости);
5) сократить трансакционные издержки между странами и внутри каждой страны, обеспечить конвертируемость национальных валют, подписание платежных соглашений;
6) содействовать передаче технологий на основе подписания отраслевых соглашений;
7) разработать специальные меры для адаптации экономически менее развитых стран и регионов, в том числе за счет уменьшения протекционизма, предоставления фискальных льгот для привлечения инвестиций;
8) разработать гибкие институциональные структуры по привлечению широких масс населения.
Из концепции «открытого регионализма» исходит созданный в 1990-е гг. Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), являющийся самой динамично интегрирующейся группировкой развивающихся стран и Латинской Америки, где за несколько лет страны сформировали таможенный союз и намерены реализовать стратегическую цель −общий рынок.
МЕРКОСУР включает четыре страны – Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. С 2006 г. началась процедура вступления в интеграционную группировку Венесуэлы. Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона. [2, c. 248]
МЕРКОСУР имеет шесть ассоциированных членов. Первыми ассоциированными членами группировки в 1996 году стали Боливия и Чили, а с 2003 года – Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла и Мексика. В июле 2006 г. был подписан протокол о вступлении последней в МЕРКОСУР, однако, полноправным членом группировки Венесуэла станет только после ратификации соответствующего соглашения парламентами всех стран-участников. В декабре 2009 г. указанный договор был ратифицирован Бразилией, третьей участницей МЕРКОСУР (остался Парагвай).
По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР – второй в мире после ЕС и крупнейший в развивающемся мире таможенный союз. Он объединяет страны с населением более чем в 250 млн.чел., на долю которых приходится более 75% совокупного ВВП региона.
Нельзя не отметить, что в результате либерализации внутризональная торговля активизировалась: ее объем увеличился в 1991-2008 гг. в 8 раз и превысил 30 млрд.долл.
Информация о работе Интеграционные процессы в Латинской Америке