Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа
В международных отношениях КНР незыблемо придерживается независимой, самостоятельной и мирной внешней политики. Эта политика нацелена на охрану независимости, суверенитета и территориальной целостности государства, создание мирной международной обстановки, благоприятствующей реформам, открытости и модернизации страны, на защиту мира во всем мире и содействие совместному развитию.
Глава 1. Теоретические обоснования международной деятельности КНР 3
1.1. Основные принципы внешней политики Китая 3
Глава 2. Внешняя политика Китая на современном этапе: тенденции и перспективы 5
2.1. Проблемы в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона 5
2.2. Основные направления стратегического партнерства Китая и России 8
2.2.1. «Интересы России и Китая в Центральной Азии». 9
Список использованных источников и литературы 11
………государственный университет
Факультет ………
Аналитическая работа по дисциплине «Великие державы в современном мире»
на тему:
КНР - глобальные и региональные аспекты международной деятельности
Работы выполнил:
Научный руководитель:
Москва
2007
Содержание
В международных отношениях КНР незыблемо придерживается независимой, самостоятельной и мирной внешней политики. Эта политика нацелена на охрану независимости, суверенитета и территориальной целостности государства, создание мирной международной обстановки, благоприятствующей реформам, открытости и модернизации страны, на защиту мира во всем мире и содействие совместному развитию. Внешняя политика Китай включает следующие основополагающие принципы:
1. Неуклонно придерживается принципа независимости и самостоятельности.
2. Выступать против гегемонизма, защищает мир во всем мире.
3. Активно продвигать создание справедливого и разумного нового международного политического и экономического порядка.
4. Устанавливать и развивать отношения дружбы и сотрудничества со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
5. Проводить политику всесторонней открытости, развивать торговлю, технико-экономическое сотрудничество и культурный обмен со всеми странами и районами мира на основе принципа равенства и взаимной выгоды, с тем чтобы содействовать общему процветанию.
6. Участвовать во многосторонней внешнеполитической деятельности и представляет собой надежный защитник международного мира и региональной стабильности.1
Активная внешняя политика способствует успеху курса «реформ и открытости» Китая внешнему миру и модернизации страны. Она означает не только отказ от применения силы, но и активное участие в поддержании мира, как на региональном, так и на глобальном уровне. КНР выступает за то, чтобы ни одна из великих держав не стремилась к военному превосходству и не проводила политику создания военных блоков, а воплощала бы в жизнь новую концепцию безопасности на основе взаимодоверия, взаимной выгоды, равенства и сотрудничества.
Правительство намерено эффективно защищать
и расширять сферу
Внешняя политика Китая определяется принципиальными положениями внешнеполитической доктрины КНР, практикой взаимодействия с другими членами мирового сообщества, а также императивами экономической глобализации и координации международных усилий по преодолению универсальных угроз человеческому развитию. В настоящее время она достаточно полно отражает ту атмосферу, которая доминирует в международных отношениях после окончания «холодной войны». Вместе с тем, несмотря на значительное совпадение китайских интересов с интересами основных центров политического и экономического влияния на мировой арене, процесс их реализации не всегда получает однозначные оценки.2
Опираясь на принципы многосторонней дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), китайское правительство полагает, что ключевое звено стратегической концепции «мирного возрождения» − развитие китайско-американских отношений: они всеобъемлющи, охватывают проблемы и модернизации, и роста комплексной государственной мощи, и национальной безопасности. В то же время они занимают первостепенное место в двусторонних отношениях современного мира и уже сегодня во многом воздействуют, а завтра, возможно, в определяющей степени станут влиять на глобальный характер международной ситуации.3
Ни американская, ни китайская стороны не заинтересованы в ухудшении текущего сотрудничества, Знаковым событием в этом плане стало возобновление двусторонних контактов по линии военных ведомств, прерванных еще в 2001 году. Новым элементом сотрудничества силовых ведомств двух стран явилось создание представительства ФБР США в Китае (при посольстве США) и предполагаемое в ближайшем будущем открытие аналогичной структуры при посольстве КНР в США.
Но самую прочную основу отношений КНР и США составляют многочисленные общие интересы в сфере экономики и торговли, которые, по некоторым оценкам, создали систему взаимодополняемости экономических структур двух стран. Расширению экономического сотрудничества между двумя странами содействует членство КНР в ВТО, в которую Китай вступил в 2001 г. при поддержке США.4
В то же время нельзя закрывать глаза на существенные препятствия для улучшения отношений между КНР и США.
Во-первых, существуют политико-идеологические разногласия между Вашингтоном и Пекином. Традиционный антикоммунизм США уже давно проявляется в дискуссиях по поводу интерпретации таких понятий, как права человека, свобода слова, религии и т.д.
Во-вторых, параллельно с динамичным
развитием китайской экономики
и быстрым приростом ВВП
В-третьих, на отношениях с США довольно
деструктивным образом
Как и прежде, Китай придерживается принципа:
«Мирное объединение, одна страна — два
строя». Китай стремится к разрешению
проблемы Тайваня исключительно мирными
средствами.5
Китайские специалисты считают, что любая ошибка в подходах к решению тайваньской проблемы, относящейся, безусловно, к внутренней политике КНР, препятствует улучшению не только китайско-американских, но также и китайско-японских отношений. Китайское руководство озабочено наличием по меньшей мере трех болезненных проблем в отношениях с Японией.
Во-первых, Китай не может согласиться с японской интерпретацией тех эпизодов военной истории, которые, по мнению китайских специалистов, являются примерами агрессивности Японии. В конце XIX и в первой половине XX в. Япония дважды развязывала агрессивные войны против Китая, и японское руководство до сих пор не принесло искренних извинений за это. Очевидно, поэтому в КНР сохраняются довольно сильные антияпонские настроения.
Во-вторых, более всего китайско-японские отношения омрачает территориальный спор вокруг островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Исторически, а также согласно нормам международного права, это китайская территория, которую в 1951 г. США незаконно передали Японии, чтобы подвергнуть китайский народ явному унижению.6
В-третьих, непоследовательность и
неустойчивость позиции Японии по вопросу
о статусе Тайваня также
Существует еще одна проблема, относящаяся к категории территориальных споров, которая осложняет отношения с юго-восточными соседями. Это спор о принадлежности островов Спратли. Исторически эти острова принадлежат КНР. После капитуляции Японии в 1945 г. они были официально переданы Китаю, и до 70-х годов разногласий по этой проблеме между Китаем, Вьетнамом и другими странами Юго-Восточной Азии не было. После того, как там были обнаружены нефть и газ, вспыхнули споры о правах на эти острова. Ради сохранения мира и стабильности в регионе, Китай предложил прекратить споры о суверенитете и приступить к совместной эксплуатации ресурсов.
Китай стремится осуществлять региональное взаимодействие и региональную интеграцию, налаживать с соседями партнерские связи, окружать себя процветающими, дружественными и безопасными соседями. Китайская внешнеполитическая элита исходит из того, что необходимо создать зону свободной торговли с АСЕАН, укреплять вместе с Россией и странами Центральной Азии Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), уделять внимание развитию традиционных дружественных связей с КНДР, Монголией, Вьетнамом, помогать в восстановлении Афганистана и Киргизии; развивать дружественные отношения одновременно и с Пакистаном, и с Индией. Китай считает свою периферию важнейшим объектом своей внешней политики.
К началу XXI-го в. между Россией и Китаем наладились широкие и взаимовыгодные контакты в различных областях, которые стали основой российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанного летом 2001 года в Москве. Благодаря этому договору, обе страны подтвердили наличие широкого спектра совпадающих интересов, не зависящих от колебаний политической конъюнктуры, и определили свои отношения как отношения стратегического партнерства.7
В ходе визита Президента России В.В. Путина в КНР в марте 2006 г. были подписаны важные документы и достигнуты новые договоренности. Стратегический характер российско-китайского сотрудничества, декларированный 10 лет назад, обрели, наконец, все более четкие контуры и новую позитивную динамику.8
В плане реализации курса
на российско-китайское
Сотрудничество России и Китая становится важным фактором становления нового стратегического баланса сил в современном мире, в котором, наряду с военной составляющей, большую роль начинают играть экономика, наука и культура, новые технологии, возвышение гуманитарных ценностей. Фактор российско-китайского сотрудничества в значительной степени является гарантией стабильности и безопасности в АТР. Развитие отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем становится важным фактором изменения соотношения сил в глобальном масштабе.
Интеграционное взаимодействие азиатских государств происходит в настоящее время на трех уровнях: на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на уровне субрегиональных интеграционных группировок, реально существующих (АСЕАН) или только обсуждаемых и намечаемых к созданию (АСЕАН плюс Китай, АСЕАН плюс Япония), и на уровне двусторонних связей (например, японо-южнокорейские планы создания зоны свободной торговли). 9
Значение Центральной Азии обусловлено тем, что здесь пересекаются интересы крупнейших держав – России, Китая, некоторых мусульманских государств и в новейшее время – США.10 Более того, регион весьма удачно расположен с экономической точки зрения, а также весьма богат (хотя и неравномерно в территориальном плане) стратегически важными природными ресурсами – нефтью и газом, ураном (первое место в мире по запасам), редкоземельными металлами.
В 1996 г. в Шанхае лидеры России, Китая, Киргизии, Казахстана и Таджикистана подписали Соглашение об укреплении мер доверия в приграничных районах. Так было положено начало "Шанхайской пятерке". Следующий этап становления организации связан с преобразованием "Шанхайской пятерки" в ШОС.
Одним из основных направлений деятельности "пятерки", а затем и ШОС, стало противодействие таким вызовам и угрозам, как международный терроризм, нелегальная транспортировка наркотиков, контрабанда оружия, нелегальная миграция и иная трансграничная противоправная деятельность. Борьбе с этими разрушительными явлениями было посвящено совещание министров иностранных дел стран-участниц ШОС в январе 2002 г. в Пекине. Оно явилось еще одним шагом к превращению ШОС в самостоятельного "игрока" в Центральной Азии. Главное место на совещании заняло обсуждение антитеррористической операции в Афганистане.
Функционирование ШОС пока не получает весомого экономического наполнения, столь важного для наращивания совокупного потенциала государств-членов в борьбе за собственное политическое, хозяйственное и социальное благополучие. Поскольку никакая международная организация не может успешно развиваться без мощной экономической базы, вопрос о составлении экономической программы ШОС приобретает высшую приоритетность. Экономические связи стран-участниц ШОС все еще носят преимущественно двусторонний характер, в то время как такая программа способна заложить основу для многосторонней экономической интеграции.11
Информация о работе КНР - глобальные и региональные аспекты международной деятельности