Китай в региональной подсистеме международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Последние десять лет в мировом экспертном сообществе идет дискуссия о том, будет или нет, а если будет, то как, трансформироваться система международных и региональных отношений под воздействием все более четко формулируемой позиции Китая и под влиянием международной составляющей его национадбгых интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

китай в региональное подсистеме МО.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  МИД РФ


 

 

Кафедра Востоковедения

 

 

Аналитическая справка

 

 

«Китай в региональной подсистеме международных отношений»

 

 

 

студент 1 курса магистратуры

факультета МО Мирпол

Ляо Цинчао

                                              

МОСКВА

2012 г.

Введение

  Последние десять лет в мировом экспертном сообществе идет дискуссия о том, будет или нет, а если будет, то как, трансформироваться система международных и региональных отношений под воздействием все более четко формулируемой позиции Китая и под влиянием международной составляющей его национадбгых интересов.

  Объект исследования  в данной работе -- Китай, который  является неотьемлемой составляющей  так называемого региона Восточная  Азия. Вследствие развития процессов глобализации, регионализации, интеграции границы между ЮВА и СВА размываются и формируется единая региональная " азиатская" подсистема, чему способствуют экономическая роль Китая, новая роль Индии, а также интеграционные процессы в рамках АСЕАН.

 

Методологические  подходы

  В современном времени существует несколько научных подходов, используемых при анализе региональных подсистем. Среди них можно выделить, например, теорию регионального комплекса безопасности Б. Бузана и О. Вевера. Согласно этой теории существуют 4 уровня анализа региона:

  • Определение уязвимости, слабых " точек" в области безопасности у стран региона;
  • Изучение отношений между странами региона;
  • Взаимодействие региона с соседними регионами;
  • Роль мировых держав в регионе (соотношение между региональной и глобальной структурами безопасности).

  Если говорить о комплексном анализе региона( страны), предложенном Я.Г. Машбицом, то для оценки региона необходимо учитывать следующие факторы: ресурсообеспеченность региона, положение в контексте мирового разделения труда, этапы формирования хозяйственной специализации, демографическая характеристика, место " старых" и "новых" районов, особенности региональной политики и т.д.1

  Поскольку второй подход даёт более комплексное представление о регионе в целом, для анализа региона в данной работе будет целесообразным использование комплексного подхода. 

 

Восточная Азия и  АТР

  В последние годы XX в. в мире почти очевидным стало понимание того, что Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Восточная Азия в экономической жизни планеты будут играть очень большую роль. По мнению многих аналитиков, можно ожидать, что его доля в мировом ВВП способна достигнять 50%. По некоторым прогнозам, к 2015г. пять экономически высокоразвитых государств Восточной Азии (Китай, Япония, Корея, Индонезия, Индия) будут в состоянии обеспечить 45% мирового ВВП. И сегодня возросло число аналитиков, которые утверждают, что Восточная Азия и АТР способны быть основным центром мирового политико-экономического тяготения и локомотивом мирового хозяйственного роста подобно тому, как в предшествующие эпохи таким центром являлись Европа и США. Для этого есть немало оснований, так как в АТР проживает почти половина населения планеты, на территории региона обнаружены залежи множества полезных ископаемых, большинство здешних стран дают пример стабильно высоко экономического роста, а в последнее время там по нарастающей идут комплексные процессы интеграции.

  В последнее десятилетие XX в. все больше иследователей стали писать о том, что необходимо вводить в аналитический оборот понятие Восточной Азии не только как географичксого региона а как самостоятельного международно-политического региона. Логика их аргументации состоит в том, что повышение роли Восточной Азии в мировой политике обусловлено как значительным ростом доли стран региона в мировом ВВП, так и появлением, кроме экономического, и других компонентов, скрепляющих регион: политического, правового, национального, культурно-цивилизационного и даже исторического.

  В Восточную Азию  обычно включают Китай ( Китайскую  Народную Республику), Японию, Северную  и Южную Кореи, Монголию и  Тайвань -- это узкая составляющая  региона. В последнее время  все большее распространение  получает и расширительное понимание  Восточной Азии как геоэкономического  ареала, в который входят  Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Индонезия. С рядом оговорок в это 《геоэкономическое》 образование также вводят Вьетнам, Камбоджу, Лаос и Мьяну а в самое последнее время и Монголию, российский Дальний Восток, некоторые из государств на тихоокеанских островах, Австралию и Новую Зеландию, но не Северную Корею.

  Если исходить из  суживающего определения Восточной  Азии , то она предстает как  часть расширительно понимаемого  Азиатско-Тихоокеаного региона,  к которому следует отнести  гигантский район планеты, ограничиваемый  западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и  зоной Австралии. При такой  интерпретации в АТР в качестве  субрегиона входит и Южная  Азия.2

 

Особое место  Китая в Восточной Азии и АТР

  Сегодня правомерно говорить не о появлении новой мировой державы, а о её возрождении, поскольку раньше Китайская империя по своему территориальному охвату, военному потенциалу превосходила любую из существовавших держав.

  В современном мире несомненно, что как стабильный экономический рост Китая, так и его замедление или даже прекращение влияют на место в мире государства, которое составляет такую значительную часть этого мира, что неизбежено является очень важным, хотя и не единственным фактором выбора вектора мирового развития. Можно спорить о величине асимметричности сегодняшней системы международных отношений, о той доле влияния, которой обладает ныне или будет облатать завтра единственная сверхдержава--США, но при этом аксиоматичным стало понимание, что путь развития Китая, скорость и направление развития, мировидение этоя страны в высокой степени структурируют состояние международных отношений в 《азиатской половине мира》, особенно в Северо-Восточной , Юго-Восточной и Центральной Азии. Коррктно будет сказать, что любой ход развития Китая либо определит, либо очень существенно повлияет на вектор эволюции Восточной Азии и АТР, ведь на сегодняшний день Китай является 2-ой экономикой в мире по макроэкономическим показателям, занимает первое место в мире по товарообороту. Сам Китай всасывает прямые иностранные инвестиции в три раза быстрее, чем страны АСЕАН в целом. В то же время Китай становится важным и привлекательным партнером, способным переварить все болше товаров стран АСЕАН; в скорой перспективе, возможно, значительно больше, чем главный торговый партнер АСЕАН--США. Сегодня активно прорабатываются проекты 《свободной экономической зоны》 Китай плюс АСЕАН. Эти перспективные проекты могут дополнительно стимулировать внутрение источники экономического роста в КНР, что усилит её политическую роль.3

  Одновременно следует отметить, что сегодгя Китай не только активно участвует в процессе интеграции но и в процессе глобализации. Китайский подход к глобализации основывается на известном принципе разделения политики и экономики.

  В политической глобализации  Китай усматривает угрозу вмешательства  Запада в его внутренние дела  по таким вопросам, как независимость  Тибета и Тайваня, права человека, рейформирование политической системы,  обеспечивающей власть компартии  Китая.В таком контексте Китай трактует глобализация не иначе как опасный и неприемлемый для Китая новый вариант гегемонизма, или, говоря словами председателя КНР Цзян Цэминя, как 《нео-интервенционизм》.

  В подходах китайского  руководства к экономической  глобализации прослеживается определенная  двойственность. С одной стороны,  Китай стремится использовать  экономическую глобализация для  решения внутренних народнохозяйственных  и финансовых задач, вытекающих  из курса реформ. Прежде всего, получить выход на товарные рынки развитях стран, доступ к их капиталам и современным технологиям. С другой стороны, Китай, как и многие менее развитвые страны, втягиваемые сегодня в экономическую глобализацию, рассматривает глобализацию прежде всего как возможность получить от развитых стран дополнительные резервы для национального развития, возможность справедливо перераспределить финансовые и интеллектуальные ресурсы развитых стран в рользу развивающихся.

  Современный китайский  подход к проблеме глобализации  нашел рельефное отражение в четырех китайских принципах нового миропорядка в условиях глобализации, сформулированных Председателем КНР Цзянь Цзэминем на китайско-африканском саммите в Пекине в октябре 2000г. Первый принцип состоит в том, что развивающиеся страны《должны усилить солидарность и развивать сотрудничество Юг-Юг, с тем чтобы максимально использовать собственные ресурсы роста и тем самым ответить на вызовы глобализации》. Второй принцип состоит в развитии диалога и улучшении отношений по направлению Север-Юг. При этом китайский лидер считает, что повышение благосостояния в бедных странах является заботой и стран развитых. Третий принцип предполагает 《участие всех стран в международных делах на основе равенства и в духе конкуренции》. Четвертый принцип нацеливает все страны на то, чтобы смотреть в будущее и установить долгосрочные отношения стабильного партнерства в интересах равенства и взаимной выгоды.4

  Экономический рост в КНР сегодня стал важным фактором развития мировой экономики, однако с таким взлетом данной страны связан и ряд очень острных проблем, имеющих колоссальное значение для внутреннего развития: выбор направления и темпов политической реформы, обеспечение стабильного экономического роста и избрание путей преодоления экономических и демографических проблем, включая миграционный фактор, поддержание суверенитета и территориальной целостности Китая и одновременно обеспечение региональных интересов, особенно в контексте сепаратитских тенденций в Тибете и Синьцзяне, а также комплекс вопросов, связанных с динамикой ситуации в Южно-китайском море и тайваньском проливе.

  Территориальная проблема в Южно-Китайском море, проблема принадлежности островов Дяоюйдао и Тайваньская проблема объективно делают необходимым для Китая наличие современного военно-морского флота для обеспечения территориальной ценности, с одной стороны. А с другой стороны, в целях повышения энергетической достаточности и превращения в доминирующую макроэкономическую единицу в регионе Китаю не обойтись без обеспечения гарантированного доступа к маршрутам доставки сырья и к морским торговым путям. В условиях, когда Китай претендует почти на всю акваторию Южно-Китайского моря в качестве своих территориальных вод, вполне понятна стратегическая озабоченность Японии, 80% импортируемой нефти которой поставляется через Южно-Китайское море.

  Как известно, 25 сентяьря 2012 года в порту китайского города Далянь состоялась церемония принятия на вооружение ВМС Китая первого авианесущего крейсера. Корабль получил название "Ляонин"-- в честь провинции на северо-востоке Китая. На основе "Варяга" Китай планирует сконструировать серию собственных авианосцев, и к 2016-2017 году ввести в строй первую авианосную группу.

  В начале XXI в. Китай  значительно увеличит свой военный  потенциал. Китаю в любом случае  придется искать асимметричный  ответ на выход США из Договор по ПРО и модернизировать свои вооруженные силы так, чтобы они были способны эффективно выполнять задачу ядерного сдерживания, особенно в отношении США и Индии--двух явных стратегических соперников. Как известно, район радарного наблюдения и перехвата пилотной американской системы ПРО на Аляске будет покрывать возможные точки пуска не только северокорейских, но и китайских ракет. В данной связи очевидно, что проблема ПРО заставляет Китай вернуться к серьезной переоценке своих ядерных арсеналов, стратегии их развития в контексте общей модернизации вооруженных сил и ВПК, а также к осмылению меняющейся логики ядерной эры.

 

  Надо отмечать,что обеспечение высокого стабильного экономического роста и увеличение свого военного потенциала не значет ,что китай предентует на роль мирного лидера. Оценивая международную обстановку, руководители Китая считают, что ключевым пунктом мировой политики в наше время по-прежнему остается проблема мира и развития. Китай исходит из того, что в настоящее время международное положение в целом демонстрирует тенденцию к разрядке, отношения между ведущими державами развиваются в сторону стабилизации, основа политического диалога и сотрудничества постепенно укрепляется. Долгосрочной целью внешней политики китайского правительства является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения модернизации страны.

  Одной из ключевых стратегических целей китайской внешней политики является формирование многополярного мира и утверждение Китая в качестве одного из признанных полюсов. Согласно высказываниям китайских политологов, «в настоящее время система международных отношений претерпевает сложные изменения, однако тенденция к многополярности мира не исчезает. Трудно представить себе объединение «под руководством» одного государства разных стран с их неповторимыми культурными ценностями, религиями, экономическими уровнями и политическими строями. Утвержденные в «Уставе ООН» суверенитет, равенство, взаимное невмешательство во внутренние дела государств и другие основополагающие нормы международных отношений не исчерпали себя и не вышли из моды. История и культура каждого государства, его социальный строй и модель развития непременно заслуживают уважения. Формирование многополярного мира может занять достаточно много времени, проходить путем борьбы и длительных задержек, но этот процесс не является стимулированной чьей-то волей исторической тенденцией, он соответствует желаниям и интересам множества государств, отвечает стремлению к всеобщему миру и международной безопасности».5

  По мнению китайских специалистов в области китайской внешней политики, в условиях многополярности Китай обретет больше возможностей для игры на противоречиях между другими странами, одновременно стараясь всеми силами избегать ограничений, налагаемых многополярностью. Иными словами, в мире, сцементированном американской гегемонией, Китай имеет меньше пространства для маневра и постоянно находится под угрозой того, что в ответ на действия, которые, по мнению развитых стран, могут угрожать стабильности в мире, западные демократии могут попытаться проводить политику изоляции и сдерживания Китая. Как было отмечено, Пекин никогда не отказывался от политики игры на противоречиях между соперниками, это проявилось и в знаменитом высказывании Дэн Сяопина, призвавшего Китай «не высовываться».   В свете таких высказываний многополярность — это свобода рук для Пекина на мировой арене, которая в полной мере позволит реализовать весь внешнеполитический потенциал от успеха экономических реформ внутри страны. 6Таким образом, основным мотивом внешнеполитических задач Пекина на современном этапе можно считать стремление содействовать появлению новой системы международных связей, в которой Китай, вне зависимости от желаний и предпочтений других стран, занимал бы одну из ключевых позиций, не мог быть изолирован, не являлся бы объектом давления и манипуляций и с полным правом мог рассчитывать на учет своих интересов другими ключевыми игроками. Путь к достижению этой цели — формирование регионального сообщества, в котором Китай в силу географических причин и размеров внутреннего рынка являлся бы естественным центром притяжения.

Информация о работе Китай в региональной подсистеме международных отношений