Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:18, реферат
Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций, не только на внутреннем рынке, но и на внешних.
Право предприятий на самостоятельность, не означает вседозволенность, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Американский национальный институт стандартов и технологии 4
2 Британский институт стандартов 8
3 Французская ассоциация по стандартизации 14
4 Немецкий институт стандартов 18
5 Японский комитет промышленных стандартов 30
Заключение 31
Перечень ссылок 32
В национальной системе стандартизации Франции под методическим руководством AFNOR действуют отраслевые бюро по стандартизации (их более 30). Их организует Административный совет AFNOR, а утверждают государственные органы управления. Отраслевые бюро выполняют основную нагрузку по стандартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли имеют бюро по стандартизации.
Если подобное отраслевое министерство принимает решение о проведении работ по стандартизации, то AFNOR создает специализированную комиссию из представителей промышленных предприятий, научно-исследовательских и технических центров, общества потребителей, которая и становится основным рабочим органом. Процедура подготовки и принятия национального стандарта проходит еледующие этапы:
- исследования, направленные на изучение потребности в стандарте и планирование работы;
-
разработка стандартов группами экспертов
в бюро или комиссиях по стандартизации;
- рассмотрение и оценка стандарта в национальной ассоциации;
- утверждение стандарта президентом AFNOR;
- регистрация и публикация. Весь период от разработки до публикации занимает 1-1,5 года.
Основным
принципом работ по стандартизации
во Франции считается
Постоянный штат AFNOR насчитывает около 400 сотрудников, но к работ привлекаются в качестве экспертов или консультантов около 25 тыс. специалистов из разных организаций, предприятий, научных центров, лабораторий и др.
В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. - Германский комитет стандартов и 1975 г. - Немецкий институт стандартизации (DIN).
Основополагающий стандарт DIN 820 определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:
- добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;
- гласность, реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критического замечания;
- участие всех заинтересованных сторон - равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц;
- единство и непротиворечивость, выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами;
- конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современному научно-техническому уровню;
- ориентированность на общую выгоду, определяется правилом:
- польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;
- ориентированность на экономические реальности, состоит в том, что в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация - не самоцель;
- международный характер стандартизации - деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандартов.
DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в общем штате института 750 человек. Членами DIN являются фирмы (предприятия) или другие юридические заинтересованные лица, а также отдельные специалисты, ученые, практики.
Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят президент и его заместители, председатель финансового комитета, директор института, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли и сферы услуг!, научно-исследовательских институтов, испытательных лабораторий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных учреждений.
Рабочие органы - комитеты DIN, которые не только разрабатывают национальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях.
В комитетах состоит около 40 тыс. внештатных сотрудников - специалистов фирм, институтов, предприятий и др.
Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли:
строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оптика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здравоохранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.
Дочерние организации DIN - издательство "Бойт", общество DIN "Программное обеспечение", Издательство нормативных документов, Немецкое общество по информации и продукции, Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими руководит Головной отдел института по административным делам, издательскому делу и информации.
Национальные
немецкие стандарты носят
Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды. Так, после принятия Закона о безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число национальных стандартов, принятых DIN в рамках договора о сотрудничестве с правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для немецких изготовителей, так и импортеров промышленной продукции. Аналогичную роль сыграло и правительственное постановление о безопасности медицинских приборов, которые применяются как в исследовательских, так и в лечебных целях. Когда вступил в силу Закон об охране окружающей среды (1980 г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню шума превратились в обязательные юридические нормы. Стандарты в области охраны здоровья населения стали обязательными на основании Закона о продуктах питания и товарах массового потребления.
Деятельность DIN финансируется на основе договоров с заинтересованными сторонами - заказчиками нормативных документов. Так, например, в первой половине 90-х годов Союз немецких металлургов заплатил 20 млн. марок за разработку стандартов по своей отрасли. Расходные статьи бюджета на 64% покрываются доходами от издательской деятельности, на 18% - взносами заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%.
Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного валового оборота, средние - 0,17%. В то же время с учетом прибыли крупных и средних фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на вложенный капитал.
Институт заинтересован в оптимизации расходов на стандартизацию, считая существующую структуру расходов несколько завышенной(табл. 4.1)
Таблица
4.1 – Заинтересованнлость
расходов
ПОИСК стандартов в фондах нормативных документов | 29 |
НАУЧНЫЕ исследования по стандартизации | 23 |
ОФОРМЛЕНИЕ и издание стандарта | 19 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ применение стандарта, а также прочие затраты | 19 |
Пути
оптимизации сопряжены с
Национальная организация по стандартизации Японии - Японский комитет промышленных стандартов (JISC) - основана в 1949 г. Это консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный Управлению науки и техники, которое утверждает планы работ JISC, а отдел стандартизации этого управления по существу выполняет роль секретариата JISC.
В состав JISC входят: Совет по стандартизации, советы отраслевых отделений, технические комитеты. Совет по стандартизации проводит генеральные конференции Комитета, планирует работу и контролирует выполнение планов. Советы отраслевых отделений и технические комитеты (их несколько сотен) разрабатывают стандарты для основных отраслей промышленности и строительства.
Члены
всех советов и технических
Деятельность JISC финансируется правительством.
Согласно Закону о стандартизации в Японии действуют национальные промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фирменные стандарты.
Национальные промышленные стандарты носят добровольный характер для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Но стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения обязательны.
Национальные промышленные стандарты утверждаются министрами отраслей, которые на это уполномочены Законом о стандартизации: внешней торговли и промышленности; здравоохранения и благосостояния; сельского, лесного хозяйства и рыболовства; транспорта, строительства, просвещения, почтовой связи, труда, внутренних дел. Для продукции лесного и сельского хозяйства разрабатываются сельскохозяйственные стандарты, которые утверждает Министерство лесного и сельского хозяйства.
Процедура разработки стандарта состоит из следующих этапов: любая организация, научное общество, ассоциация вносят предложение о разработке стандарта (или уже составленный его проект) министру соответствующей отрасли промышленности; один из технических комитетов обсуждает проект, передает его на дальнейшее рассмотрение совету отделения, который имеет право принять окончательное решение по одобрению (или отклонению) проекта стандарта. В сложных случаях окончательное решение по проекту принимает Совет по стандартизации.
Заключение по проекту стандарта за подписью президента Комитета вместе с проектом передается в Управление науки и техники Министерства внешней торговли и промышленности. Окончательный проект поступает к министру отрасли, который утверждает его в качестве национального стандарта. Информация о принятых новых или переработанных стандартах публикуется в правительственной газете, которая издается Японской ассоциацией по стандартам.
Национальные промышленные стандарты пересматривают один раз в три года.