Место и роль Европейской Ассоциации Торговли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:03, научная работа

Краткое описание

Создание и деятельность Европейской ассоциации свободной торговли, основанной в 1960 г. в качестве альтернативного проекта европейской интеграции, в отечественной исследовательской литературе затрагивалась недостаточно. Как правило, основное внимание уделялось становлению и деятельности сначала Европейских Сообществ, а в дальнейшем созданному на их основе Европейскому Союзу. Часто исследователями истории европейской интеграции упускался либо в недостаточном объеме рассматривался факт существования на территории Европы такой международной организации как ЕАСТ, хотя история создания ЕАСТ является неотъемлемой частью истории европейской интеграции. Сегодня доступны документы, которые позволяют по-новому взглянуть на историю развития интеграционных процессов в Европе.

Вложенные файлы: 1 файл

EAST.docx

— 288.24 Кб (Скачать файл)

 

Источник: GDP by type of expenditure and Value Added by kind of economic activity, annual, 1970-2011, UNCTAD

 

Сфера услуг составляет основную часть ВВП стран ЕАСТ. Наименьшая доля приходится на сельское хозяйство.

 

Таблица 11

Товарный экспорт стран ЕАСТ,млн.долл. 2002-2012

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Исландия

2229

2381

2839

3091

3453

4783

5382

4057

4604

5347

5064

Норвегия

59662

68321

82527

103759

122208

136354

171764

116778

130669

160305

161026

Швейцария

91699

104822

122844

130930

147856

172078

200759

172474

195609

234819

225949

ЕАСТ

153590

175524

208210

237780

273518

313215

377906

293309

330883

400472

392038


 

Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD

 

Товарный экспорт стран ЕАСТ увеличился в два раза. Лидером по данному показателю является Швейцария.

 

 

 

Таблица 12

Товарный импорт стран ЕАСТ, млн.долл,2002-2012

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Исландия

2275

2827

3643

4979

6137

6738

6205

3604

3920

4841

4772

Норвегия

34873

40055

48534

55488

64261

80297

90293

68970

77326

90787

87316

Швейцария

87189

100239

115799

126574

141400

161180

183574

155378

176281

208220

197787

ЕАСТ

124337

143121

167976

187041

211797

248216

280072

227952

257526

303849

289875


 

Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD

 

Товарный импорт стран ЕАСТ не превышает товарный экспорт. Лидером же по этому показателю все также является Швейцария.

 

Таблица 13

Темп роста товарного экспорта стран ЕАСТ, 2003-2012

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Исландия

1,07

1,19

1,09

1,12

1,39

1,13

0,75

1,14

1,16

0,95

Норвегия

1,15

1,21

1,26

1,18

1,12

1,26

0,68

1,12

1,23

1,00

Швейцария

1,14

1,17

1,07

1,13

1,16

1,17

0,86

1,13

1,20

0,96

ЕАСТ

1,14

1,19

1,14

1,15

1,15

1,21

0,78

1,13

1,21

0,98


 

Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD

Динамика темпа роста товарного экспорта схожа с динамикой темпа роста ВВП. Показатель то увеличивался, то уменьшался. На 2012 год товарный экспорт был меньше, чем в 2011 году.

 

Таблица 14

Темп роста товарного импорта стран ЕАСТ, 2003-2012

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Исландия

1,24

1,29

1,37

1,23

1,10

0,92

0,58

1,09

1,24

0,99

Норвегия

1,15

1,21

1,14

1,16

1,25

1,12

0,76

1,12

1,17

0,96

Швейцария

1,15

1,16

1,09

1,12

1,14

1,14

0,85

1,13

1,18

0,95

ЕАСТ

1,15

1,17

1,11

1,13

1,17

1,13

0,81

1,13

1,18

0,95


 

 

Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD

Аналогичная ситуация наблюдается и с темпом роста товарного импорта стран ЕАСТ.

Таблица 15

Торговый баланс стран ЕАСТ, 2002-2012

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Исландия

-46

-446

-803

-1888

-2684

-1955

-822

453

685

506

292

Норвегия

24789

28266

33993

48271

57947

56057

81471

47808

53344

69518

73710

Швейцария

4510

4583

7045

4356

6457

10898

17185

17096

19329

26599

28162

ЕАСТ

29253

32403

40235

50739

61720

65000

97834

65357

73357

96624

102163


 

Источник: Merchandise trade balance, annual, 1948-2012, UNCTAD

 

Торговый баланс всех стран интеграционного блока является положительным, что означает преобладание импорта над экспортом.

 

Таблица 16

Экспорт услуг стран ЕАСТ, млн.долл,2002-2012

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Исландия

1111

1376

1620

2034

1863

2273

2115

2349

2490

2969

3057

Норвегия

19488

21663

25513

29318

33278

40399

44848

38446

39721

42445

43871

Швейцария

30903

36249

43893

49821

54838

65835

77190

76247

83498

96419

92680

ЕАСТ

51502

59288

71026

81173

89980

108506

124152

117042

125709

141832

139610


 

Источник: Exports and imports of goods and services, annual, 1980-2012, UNCTAD

 

Экпорт услуг стран ЕАСТ на 2012 год составил около 140 млрд.долл. Больше всех экспортировали свои услуги Швейцария.

 

Таблица 17

Импорт услуг стран ЕАСТ, млн.долл, 2002-2012

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Исландия

1117

1501

1835

2550

2552

2962

2432

2036

2206

2610

2780

Норвегия

17972

20569

23055

29568

31871

39538

44570

36724

42911

46057

49018

Швейцария

12811

14782

19477

22862

23464

27943

30821

34043

36461

45103

46819

ЕАСТ

31900

36852

44367

54980

57886

70444

77823

72802

81578

93771

98616


 

Источник: Exports and imports of goods and services, annual, 1980-2012, UNCTAD

 

Импорт услуг значительно превышает показателя экспорта услуг стран ЕАСТ. За рассматриваемый период показатель вырос в три раза.

Глава 3. Перспективы углубления экономической интеграции и экономического сотрудничества в рамках данной группировки.

 

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в качестве альтернативы для тех западноевропейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейским Сообществам и считали планы создания европейского «Общего рынка» слишком амбициозными. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. Таможенная политика ЕАСТ первоначально распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя, таким образом, самостоятельную торговую политику. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском Экономическом Сообществе. Ключевой страной на первом этапе развития ЕАСТ была Великобритания, а Швейцария играла почетную и достойную, но не первую роль.

Влияние Швейцарии во вновь созданной организации проявлялось уже в том, что Женева сразу стала штаб-квартирой важнейших органов ЕАСТ: Совета, комитетов и секретариата. Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Европейской Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно и обязательны для всех государств-членов, рекомендации - для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции.

Успехи в развитии общеевропейской интеграции, особенно экономической, стимулировали появление в начале 90-х годов нового образования — Европейского экономического пространства (ЕЭП), направленного на преодоление «раскола» Западной Европы на две интеграционные группировки: Европейские Сообщества и Европейскую ассоциацию свободной торговли. В результате сложился единый рынок, функционировавший на территории 19 стран. Подключение стран ЕАСТ к процессу общеевропейской интеграции было весьма успешным. Главная цель Соглашения о ЕЭП состояла в том, чтобы укрепить экономические и особенно торговые отношения между участниками на равных (по возможности) условиях. Во имя достижения этой цели страны ЕАСТ принимали переходные и предварительные меры, направленные на то, чтобы установить у себя в скором времени положения о четырех свободах (свободе движения товаров, лиц, услуг и капиталов), действующие в праве Сообществ. Особое значение придавалось обеспечению равных условий конкуренции, что также было связано с воспроизведением в странах ЕАСТ норм права Сообществ. В ряде других сфер, например в сфере образования и технологического развития, имелось в виду усилить и расширить сотрудничество. Результатом же стало распространение норм европейского права на страны ЕАСТ. Можно сказать, что, благодаря Соглашению о ЕЭП, единый внутренний рынок Европейского Союза ныне охватывает также страны ЕАСТ - без их вступления в Сообщества, что знаменует собой определенный успех общеевропейской интеграции. Швейцария является одной из четырех оставшихся стран Ассоциации и единственная, не связанная напрямую с ЕС механизмом ЕЭП. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, Швейцария не участвует в деятельности Наблюдательного органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ, которые расположены не в Женеве, а в Брюсселе и Люксембурге. Это несколько снижает способность Швейцарии влиять на европейский интеграционный процесс, особенно если учесть, что сегодня деятельность Европейской ассоциации свободной торговли практически полностью завязана на обеспечении функционирования Европейского экономического пространства. С другой стороны, Швейцария сохраняет известную свободу маневра и остается самым преданным ЕАСТ государством, а также самым населенным и богатым в Ассоциации. Крохотный Лихтенштейн в сфере экономики по-прежнему зависит от Швейцарии. Исландия и Норвегия уступают Швейцарии - и по численности населения, и по такому важнейшему показателю, как ВНП на душу населения. Наконец, штаб-квартира ЕАСТ по-прежнему расположена в Женеве. Таким образом, если термин «доминирование» кому-то покажется мало подходящим, роль Швейцарии в современной Ассоциации можно по праву назвать «ключевой». •

Информация о работе Место и роль Европейской Ассоциации Торговли в мировой экономике