Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:03, научная работа
Создание и деятельность Европейской ассоциации свободной торговли, основанной в 1960 г. в качестве альтернативного проекта европейской интеграции, в отечественной исследовательской литературе затрагивалась недостаточно. Как правило, основное внимание уделялось становлению и деятельности сначала Европейских Сообществ, а в дальнейшем созданному на их основе Европейскому Союзу. Часто исследователями истории европейской интеграции упускался либо в недостаточном объеме рассматривался факт существования на территории Европы такой международной организации как ЕАСТ, хотя история создания ЕАСТ является неотъемлемой частью истории европейской интеграции. Сегодня доступны документы, которые позволяют по-новому взглянуть на историю развития интеграционных процессов в Европе.
Источник: GDP by type of expenditure and Value Added by kind of economic activity, annual, 1970-2011, UNCTAD
Сфера услуг составляет основную часть ВВП стран ЕАСТ. Наименьшая доля приходится на сельское хозяйство.
Таблица 11
Товарный экспорт стран ЕАСТ,млн.долл. 2002-2012
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Исландия |
2229 |
2381 |
2839 |
3091 |
3453 |
4783 |
5382 |
4057 |
4604 |
5347 |
5064 |
Норвегия |
59662 |
68321 |
82527 |
103759 |
122208 |
136354 |
171764 |
116778 |
130669 |
160305 |
161026 |
Швейцария |
91699 |
104822 |
122844 |
130930 |
147856 |
172078 |
200759 |
172474 |
195609 |
234819 |
225949 |
ЕАСТ |
153590 |
175524 |
208210 |
237780 |
273518 |
313215 |
377906 |
293309 |
330883 |
400472 |
392038 |
Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD
Товарный экспорт стран ЕАСТ увеличился в два раза. Лидером по данному показателю является Швейцария.
Таблица 12
Товарный импорт стран ЕАСТ, млн.долл,2002-2012
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Исландия |
2275 |
2827 |
3643 |
4979 |
6137 |
6738 |
6205 |
3604 |
3920 |
4841 |
4772 |
Норвегия |
34873 |
40055 |
48534 |
55488 |
64261 |
80297 |
90293 |
68970 |
77326 |
90787 |
87316 |
Швейцария |
87189 |
100239 |
115799 |
126574 |
141400 |
161180 |
183574 |
155378 |
176281 |
208220 |
197787 |
ЕАСТ |
124337 |
143121 |
167976 |
187041 |
211797 |
248216 |
280072 |
227952 |
257526 |
303849 |
289875 |
Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD
Товарный импорт стран ЕАСТ не превышает товарный экспорт. Лидером же по этому показателю все также является Швейцария.
Таблица 13
Темп роста товарного экспорта стран ЕАСТ, 2003-2012
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Исландия |
1,07 |
1,19 |
1,09 |
1,12 |
1,39 |
1,13 |
0,75 |
1,14 |
1,16 |
0,95 |
Норвегия |
1,15 |
1,21 |
1,26 |
1,18 |
1,12 |
1,26 |
0,68 |
1,12 |
1,23 |
1,00 |
Швейцария |
1,14 |
1,17 |
1,07 |
1,13 |
1,16 |
1,17 |
0,86 |
1,13 |
1,20 |
0,96 |
ЕАСТ |
1,14 |
1,19 |
1,14 |
1,15 |
1,15 |
1,21 |
0,78 |
1,13 |
1,21 |
0,98 |
Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD
Динамика темпа роста товарного экспорта схожа с динамикой темпа роста ВВП. Показатель то увеличивался, то уменьшался. На 2012 год товарный экспорт был меньше, чем в 2011 году.
Таблица 14
Темп роста товарного импорта стран ЕАСТ, 2003-2012
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Исландия |
1,24 |
1,29 |
1,37 |
1,23 |
1,10 |
0,92 |
0,58 |
1,09 |
1,24 |
0,99 |
Норвегия |
1,15 |
1,21 |
1,14 |
1,16 |
1,25 |
1,12 |
0,76 |
1,12 |
1,17 |
0,96 |
Швейцария |
1,15 |
1,16 |
1,09 |
1,12 |
1,14 |
1,14 |
0,85 |
1,13 |
1,18 |
0,95 |
ЕАСТ |
1,15 |
1,17 |
1,11 |
1,13 |
1,17 |
1,13 |
0,81 |
1,13 |
1,18 |
0,95 |
Источник: Values and shares of merchandise exports and imports, annual, 1948-2012,UNCTAD
Аналогичная ситуация наблюдается и с темпом роста товарного импорта стран ЕАСТ.
Таблица 15
Торговый баланс стран ЕАСТ, 2002-2012
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Исландия |
-46 |
-446 |
-803 |
-1888 |
-2684 |
-1955 |
-822 |
453 |
685 |
506 |
292 |
Норвегия |
24789 |
28266 |
33993 |
48271 |
57947 |
56057 |
81471 |
47808 |
53344 |
69518 |
73710 |
Швейцария |
4510 |
4583 |
7045 |
4356 |
6457 |
10898 |
17185 |
17096 |
19329 |
26599 |
28162 |
ЕАСТ |
29253 |
32403 |
40235 |
50739 |
61720 |
65000 |
97834 |
65357 |
73357 |
96624 |
102163 |
Источник: Merchandise trade balance, annual, 1948-2012, UNCTAD
Торговый баланс всех стран интеграционного блока является положительным, что означает преобладание импорта над экспортом.
Таблица 16
Экспорт услуг стран ЕАСТ, млн.долл,2002-2012
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Исландия |
1111 |
1376 |
1620 |
2034 |
1863 |
2273 |
2115 |
2349 |
2490 |
2969 |
3057 |
Норвегия |
19488 |
21663 |
25513 |
29318 |
33278 |
40399 |
44848 |
38446 |
39721 |
42445 |
43871 |
Швейцария |
30903 |
36249 |
43893 |
49821 |
54838 |
65835 |
77190 |
76247 |
83498 |
96419 |
92680 |
ЕАСТ |
51502 |
59288 |
71026 |
81173 |
89980 |
108506 |
124152 |
117042 |
125709 |
141832 |
139610 |
Источник: Exports and imports of goods and services, annual, 1980-2012, UNCTAD
Экпорт услуг стран ЕАСТ на 2012 год составил около 140 млрд.долл. Больше всех экспортировали свои услуги Швейцария.
Таблица 17
Импорт услуг стран ЕАСТ, млн.долл, 2002-2012
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Исландия |
1117 |
1501 |
1835 |
2550 |
2552 |
2962 |
2432 |
2036 |
2206 |
2610 |
2780 |
Норвегия |
17972 |
20569 |
23055 |
29568 |
31871 |
39538 |
44570 |
36724 |
42911 |
46057 |
49018 |
Швейцария |
12811 |
14782 |
19477 |
22862 |
23464 |
27943 |
30821 |
34043 |
36461 |
45103 |
46819 |
ЕАСТ |
31900 |
36852 |
44367 |
54980 |
57886 |
70444 |
77823 |
72802 |
81578 |
93771 |
98616 |
Источник: Exports and imports of goods and services, annual, 1980-2012, UNCTAD
Импорт услуг значительно превышает показателя экспорта услуг стран ЕАСТ. За рассматриваемый период показатель вырос в три раза.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в качестве альтернативы для тех западноевропейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейским Сообществам и считали планы создания европейского «Общего рынка» слишком амбициозными. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. Таможенная политика ЕАСТ первоначально распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя, таким образом, самостоятельную торговую политику. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском Экономическом Сообществе. Ключевой страной на первом этапе развития ЕАСТ была Великобритания, а Швейцария играла почетную и достойную, но не первую роль.
Влияние Швейцарии во вновь созданной организации проявлялось уже в том, что Женева сразу стала штаб-квартирой важнейших органов ЕАСТ: Совета, комитетов и секретариата. Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Европейской Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно и обязательны для всех государств-членов, рекомендации - для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции.
Успехи в развитии общеевропейской интеграции, особенно экономической, стимулировали появление в начале 90-х годов нового образования — Европейского экономического пространства (ЕЭП), направленного на преодоление «раскола» Западной Европы на две интеграционные группировки: Европейские Сообщества и Европейскую ассоциацию свободной торговли. В результате сложился единый рынок, функционировавший на территории 19 стран. Подключение стран ЕАСТ к процессу общеевропейской интеграции было весьма успешным. Главная цель Соглашения о ЕЭП состояла в том, чтобы укрепить экономические и особенно торговые отношения между участниками на равных (по возможности) условиях. Во имя достижения этой цели страны ЕАСТ принимали переходные и предварительные меры, направленные на то, чтобы установить у себя в скором времени положения о четырех свободах (свободе движения товаров, лиц, услуг и капиталов), действующие в праве Сообществ. Особое значение придавалось обеспечению равных условий конкуренции, что также было связано с воспроизведением в странах ЕАСТ норм права Сообществ. В ряде других сфер, например в сфере образования и технологического развития, имелось в виду усилить и расширить сотрудничество. Результатом же стало распространение норм европейского права на страны ЕАСТ. Можно сказать, что, благодаря Соглашению о ЕЭП, единый внутренний рынок Европейского Союза ныне охватывает также страны ЕАСТ - без их вступления в Сообщества, что знаменует собой определенный успех общеевропейской интеграции. Швейцария является одной из четырех оставшихся стран Ассоциации и единственная, не связанная напрямую с ЕС механизмом ЕЭП. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, Швейцария не участвует в деятельности Наблюдательного органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ, которые расположены не в Женеве, а в Брюсселе и Люксембурге. Это несколько снижает способность Швейцарии влиять на европейский интеграционный процесс, особенно если учесть, что сегодня деятельность Европейской ассоциации свободной торговли практически полностью завязана на обеспечении функционирования Европейского экономического пространства. С другой стороны, Швейцария сохраняет известную свободу маневра и остается самым преданным ЕАСТ государством, а также самым населенным и богатым в Ассоциации. Крохотный Лихтенштейн в сфере экономики по-прежнему зависит от Швейцарии. Исландия и Норвегия уступают Швейцарии - и по численности населения, и по такому важнейшему показателю, как ВНП на душу населения. Наконец, штаб-квартира ЕАСТ по-прежнему расположена в Женеве. Таким образом, если термин «доминирование» кому-то покажется мало подходящим, роль Швейцарии в современной Ассоциации можно по праву назвать «ключевой». •
Информация о работе Место и роль Европейской Ассоциации Торговли в мировой экономике