Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:59, реферат
Цель работы – на основе всестороннего анализа особенностей деятельности интеграционного объединения стран МЕРКОСУР сделать вывод о месте и роли группировки в мировой экономике и международных экономических отношениях.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
• Рассмотреть предпосылки создания и охарактеризовать основные черты интеграции;
• Рассмотреть достигнутые соглашения и отменные ограничения;
• Обозначить современные достижения, проблемы и перспективы развития объединения;
• Проанализировать основные макроэкономические показатели;
• Проанализировать участие в международной торговле по основным показателям;
• Сделать вывод на основании данных.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Данные по интеграционному блоку …………………………..5
Глава 2. Особенности экономического положения МЕРКОСУР в системе МХ и МЭО………………………………………………………10
Глава 2.1. Основные макроэкономические показатели………………10
Глава 2.2. Участие в международной торговле………………………..23
Глава 3. Перспективы углубления экономической интеграции и экономического сотрудничества МЕРОКОСУР ……………………....61
Заключение………………………………………………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………67
Источник: WTO, Merchandise trade matrix - product groups, exports
Нефть, кофе и какао
Таблица 16.9
Основные
партнеры Венесуэлы по Импорту
(объем в млн. долл. США и в % от общего Импорта)
США |
ЕС |
Бразилия |
Мексика |
Колумбия |
Китай | |
2003 |
2754.00 (29.75) |
1818.20 (19.64) |
555.40 (6.00) |
416.30 (4.50) |
713.00 (7.70) |
- |
2004 |
4579.30 (27.45) |
2631.50 (15.78) |
1238.40 (7.42) |
686.40 (4.12) |
1563.40 (9.37) |
- |
2005 |
6897.50 (28.71) |
3011.70 (12.53) |
1988.70 (8.28) |
1514.80 (6.30) |
2409.20 (10.03) |
- |
2006 |
7393.30 (21.99) |
3211.00 (9.55) |
2456.60 (7.31) |
- |
2420.70 (7.20) |
1652.40 (4.92) |
2007 |
8462.20 (18.36) |
3803.60 (8.25) |
3003.40 (6.52) |
- |
3729.50 (8.09) |
2076.30 (4.50) |
2008 |
12651.30 (25.08) |
6903.40 (13.68) |
4275.50 (8.47) |
- |
6903.40 (13.68) |
4527.50 (8.97) |
2009 |
10545.40 (25.39) |
5158.60 (12.42) |
3396.40 (8.18) |
- |
4417.60 (10.63) |
4034.50 (9.71) |
2010 |
9866.00 (25.30) |
4713.50 (12.09) |
3180.50 (8.16) |
1445.60 (3.71) |
- |
3593.30 (9.21) |
2011 |
10152.90 (21.15) |
5031.90 (10.48) |
3139.70 (6.54) |
- |
1521.80 (3.17) |
4354.90 (9.07) |
2012 |
10360.60 (17.12) |
5400.10 (8.93) |
3100.50 (5.12) |
- |
1640.80 (2.71) |
4426.25 (7.32) |
2013 |
10420.20 (19.48) |
5345.90 (9.99) |
3150.20 (5.89) |
1576.50 (2.95) |
1690.40 (3.16) |
4565.20 (8.53) |
Источник: WTO, Merchandise trade matrix - product groups, imports
Основными партнёрами Венесуэлы по импорту является США (19, 48%), ЕС (9, 99%), Китай (8, 53%), Колумбия (3, 16%) и Мексика (2, 95%). Внутри группировки географическая структура импорта представлена Бразилией (5, 89%). Основные статьи импорта Венесуэлы являются агропродукция, машины и оборудования, транспортные средства.
Глава 3. Перспективы углубления экономической интеграции и экономического сотрудничества МЕРОКОСУР
На современном этапе МЕРКОСУР проводит активную политику расширения экономических связей со странами различных континентов, что также способствует росту влияния группировки в мире. Первоочередное внимание уделяется отношениям с крупнейшими странами развивающегося мира – Китаем, Индией, ЮАР. В 2004–2009 годах были подписаны торговые соглашения с Индией, Южноафриканским таможенным союзом, Египтом, Марокко, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Иорданией, Кубой, Малайзией. В декабре 2007 года соглашение о свободной торговле было заключено с Израилем, оно вступило в силу в 2010 году. В течение многих лет с 1995 года ведутся переговоры с ЕС с целью заключения соглашения об экономическом и политическом сотрудничестве, препятствием чему служат противоречия по поводу субсидий сельскому хозяйству в сообществе.
Происходит постепенный переход стран Южного конуса от межправительственной к смешанной форме управления. Созданы такие наднациональные институты, как Постоянный арбитражный суд как центральный элемент современного механизма разрешения торговых конфликтов, Комиссия постоянных представителей для ведения переговорного процесса с третьими странами. Вместе с тем, препятствия для дальнейшего развития интеграции представляют: пересечение функций существующих управленческих структур, отсутствие у них достаточных полномочий для реализации общей политики группировки в той или иной области, а так же не гибкость судебной системы блока.
Руководство стран-членов сталкивается с трудностями перехода на более высокие ступени интеграции. Есть несколько тому причин: во-первых, общий курс на либерализацию торговли все еще сочетается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам. Кроме того, сохраняются очаги торговых конфликтов, «разжигаемые» односторонним введением участниками блока ситуационных защитных мер. Во-вторых, формированию общей таможенной политики препятствуют разногласия сторон в области выработки единых принципов применения антидемпинговых мер, норм конкуренции, технических нормативов, стандартов качества. В-третьи, усиления по углублению интеграции посредством проведения политики ликвидации асимметрий, макроэкономического и валютно-финансового сближения характеризуется непоследовательностью, несистематичностью, отсутствием единой стратегии движения к поставленным целям. В-четвертых, многие совместные документы «остаются на бумаге» по причине невыполнения странами взятых на себя обязательств.
Достижение более глубокого уровня интеграции и непосредственно экономического сближения будет зависеть от эффективности гармонизации инструментов государственного регулирования в таких областях, как инвестиции, государственные заказы, защита интеллектуальной собственности и т.д.
Тенденция диверсификации внешнеэкономических связей, о которой говорится в актуальности работы, находит свое отражение в углублении сотрудничества с нетрадиционными торговыми партнерами – государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки. В последние годы объемы торговли с этими странами возрастают на 20% ежегодно. Этому способствуют открывающиеся для МЕРКОСУР на данных рынках реальные возможности экспортной сельскохозяйственной экспансии, удовлетворения потребностей в компьютерных, коммуникационных и медицинских технологиях, продукции фармацевтической и автомобильной промышленностей и т.д.
Президенты стран Южноамериканского общего рынка планируют подписать общий Таможенный кодекс, подготовка которого ведется уже на протяжении нескольких лет, а также согласовать соглашения об избегании двойного налогообложения и распределении таможенной ренты.
Отражением позитивных сдвигов в экономике интеграции стал и тот факт, что валютный сектор ряда латиноамериканских государств, прежде всего в лице ведущих кредитных институтов, начинает выходить на качественно иной уровень, по степени диверсифицированности и рыночной капитализации приближающийся к международным показателям. В первую очередь, это рынок Бразилии (дневной оборот 5 млрд. долл. США), с оборотом внутренних валютных рынков, достигших размеров рынков таких стран, как Греция, Финляндия, Южная Корея, Испания и Бельгия, и высокой степенью диверсификации. С другой стороны, рынки Колумбии и Перу с быстро развивающимся внешнеторговым сектором все ещё характеризуются низкой рыночной капитализацией, свойственной и для российского рынка.
Кроме того, финансовые кризисы последних десятилетий наглядно продемонстрировали, что валютные системы большинства латиноамериканских стран пока ещё не достигли того уровня устойчивости и эффективности, который позволял бы им своевременно абсорбировать негативное влияние внешних факторов, выявлять и купировать диспропорции, возникающие в других секторах национальной экономики. Поэтому усиление процесса глобализация для валютной сферы региона стало своеобразным катализатором давно назревавших проблем и противоречий, объективным следствием чего стало процесс формирования в регионе одного из очагов зарождения валютно-финансовых кризисов параллельно расширению доминирующей роли доллара США. В этой связи изучение процесса долларизации для определения его преимуществ и недостатков является необходимым и значимым, во-первых, как ответной реакции на негативные последствия финансовой либерализации - следовательно, для выявления каналов и характера её влияния на экономику страны в целом.
Несмотря на происходящие интеграционные процессы в регионе, между членами блока существуют острые противоречия. Их суть, в первую очередь, заключается в экономической асимметрии в пользу наиболее развитых стран МЕРКОСУР, таких как Бразилия и Аргентина. Уругвай и Парагвай неоднократно высказывали сомнения в целесообразности их участия в объединении.
Заключение
Формирование МЕРКОСУР стало исторически, экономически и политически обусловленным событием. Среди внутренних предпосылок его создания можно выделить преодоление исторического соперничества между Аргентиной и Бразилией, энергетическое сотрудничество пяти стран субрегиона и процессы демократизации. В качестве внешних факторов влияния первостепенное значение имели достижения и неудачи более ранних латиноамериканских интеграционных блоков, успешный пример создания ЕС, а также стремление противостоять политическому и экономическому доминированию США в регионе.
Первые семнадцать лет
Современное развитие
Оптимизация интеграционных процессов в рамках МЕРКОСУР видится возможной в случае реализации ряда мероприятий в следующих областях:
В обозримой перспективе
МЕРКОСУР, по-видимому, будет оставаться
ядром интеграционных
В последние годы блоковый переговорный потенциал растет. При ведущей роли Бразилии государства Южного конуса отстаивают свои интересы в межрегиональном диалоге с традиционными партнерами, в многосторонних переговорах в рамках ВТО, а также посредством участия Бразилиа в Группе 20, «Группе трех» и других формальных и неформальных объединениях крупных региональных держав. На международные позиции МЕРКОСУР оказывает непосредственное влияние экономическая составляющая, а именно расширение их участия в МЭО благодаря поступательному движению к более глубокой интеграции и увеличению поставок продовольствия на мировой рынок.
Экономические взаимосвязи с ЕС и США становятся более прагматичными, не «зацикливаются» на создании ЗСТ, а ориентированы на развитие разностороннего равноправного экономического и инвестиционного сотрудничества, что подтверждает стратегическую важность этих государств для МЕРКОСУР. Политика «открытого регионализма» способствует диверсификации внешних связей объединения, заключению соглашений о преференциальной и свободной торговле с нетрадиционными для южноамериканцев рынками. Особое значение приобретает «фактор Китая»: их стремительно растущие взаимные поставки, похоже, могут в ближайшие годы существенно скорректировать географическую структуру внешней торговли стран Южного конуса.
Информация о работе Место и роль МЕРКОСУР в мировой экономике