Мировая политика и международные отношения: тенденции развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 18:24, доклад

Краткое описание

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне - глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем - различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая политика и международные отношения.docx

— 28.40 Кб (Скачать файл)

Мировая политика и международные отношения: тенденции развития в современных условиях.

 

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне - глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем - различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остаётся взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Всё более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определённой согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определённые особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

  • региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств(ЛАГ) и т. д.;

  • организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), МБРР;

  • организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

  • политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

  • профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

  • демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

  • организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединённых Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

  • военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

  • профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов(МКСП), Всемирная конфедерация труда(ВКТ);

  • различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагуошское движение учёных, Международный Институт Мира;

  • религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

  • Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

  • экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединённых Наций(ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Её членами являются 192 государства, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединённых Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

  • ВОЗ(Всемирная Организация Здравоохранения);

  • МОТ(Международная Организация Труда);

  • МВФ(Международный Валютный Фонд);

  • ЮНЕСКО(Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

  • МАГАТЭ(Международная Организация по Атомной Энергии);

  • ЮНКТАД(Конференция ООН по торговле и развитию);

  • Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Геополитический фактор значительно влияет на экономическую ситуацию в России, где по-прежнему сохраняется высокая зависимость от динамики Еврозоны.

С начала Крымского кризиса позиция западного сообщества («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы) состояла в осуждении российского вмешательства во внутренние дела Украины («российской агрессии») и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. России были предъявлены требования: соблюдать нормы международного права и существующие международные обязательства, в том числе в рамках Будапештского меморандума, прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог — в частности, в рамках так называемой контактной группы по Украине. Российское руководство, со своей стороны, отказывалось признавать легитимность фактических новых властей Украины, которые, по его мнению, пришли к управлению страной путём неконституционного вооружённого переворота и не обладают общенациональным мандатом, а поэтому Россия отказывалась рассматривать их как равноправного участника внешнеполитического диалога.

В середине марта 2014 год, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам.

Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины — ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести экономический ущерб[4], к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС. Высказываются мнения, что по вопросу наложения санкций руководство США оказывало давление не только на Евросоюз.

В связи с событиями на Украине и усилившимся противостоянием между Россией и Западом сегодня наблюдается высокая волатильность, отток капитала и существенное ценовое давление. В то же время по торговому балансу есть и позитивные предпосылки - ситуация выравнивается, например, в рамках Евразийского сообщества, которое вступит в силу с 1 января 2015 года. Таким образом, Россия, Казахстан и Белоруссия получат возможность свободно перемещать свои товары.

Необходимо смотреть правде в глаза: санкции - это негатив в экономике и для тех, на кого они направлены, и на тех, кем они направляются. И уж если говорить о нашей экономике, нельзя наивно предполагать, будто все останется “как прежде”. Уже сейчас санкции оказали мощное влияние на многие кредитные позиции для страны: инвесторы выжидают и, соответственно, перестали делать какие-либо вложения в инвестиционные проекты на территории России, в наши облигации. Подобное давление оказывает влияние в двустороннем порядке: меняется не только российская экономика, но и ситуация в странах, где российские предприниматели имели определенные договоренности. ВВП заметно падает.

Эксперты в сфере экономики уверенно говорят о том, что новые заградительные меры, а также ранее введенные санкции и ответные санкции России приведут к постепенному уменьшению всего рынка сбыта отечественной продукции за границу. Кроме того, станут ниже и показатели капиталовложений различных направлений в экономику страны. Уменьшение объемов потоков финансов заметно уже сейчас. В ближайшие месяцы будет ограничено и обслуживание российских компаний и производственных предприятий со стороны зарубежных партнеров. Потери страны на сегодняшний день оцениваются в сотни миллиардов долларов, если принимать во внимание введение санкций в нефтегазовой отрасли, являющейся ведущей для Российской Федерации. Пока еще экономика страны поддерживается со стороны созданных ранее государственных Фондов и федеральных бюджетов, однако такой ситуация может сохраняться на протяжении всего нескольких месяцев. Если в мировой политике не произойдут положительные изменения, экономическое развитие России таки будет подорвано.

Последствия санкции и их сегодняшний эффект

Глубокий анализ действующих санкций сегодня демонстрирует абсолютную их направленность на ограничение присутствия государственных компаний РФ по всем сегментам мирового рынка (в первую очередь это касается рынков европейских). Важно понимать, что в недавнем времени внешнеторговый оборот нашей страны был на 50% направлен именно на европейский рынок.

Запад сегодня опирается не на рыночную конкуренцию, он пытается лоббировать именно информационные и политические механизмы влияния. В то же время британские и американские компании стараются сделать более весомой собственную сферу влияния в тех сегментах рынка Европы, которые их интересуют в первую очередь. И в данной ситуации политическая ситуация в Украине, а также гражданская война на границе с РФ является только формальной причиной действовать.

Борьба за европейский рынок завязана на том, что внутри США сегодня происходит стремительное увеличение добычи газа и нефти. Если санкции будут сохранены или расширены в ближайшем будущем, можно будет смело говорить о том, что доля нефтяных компаний (газовых пока только в перспективе) России на европейском рынке будет снижаться и постепенно замещаться компаниями Британии и США. Причем, с США Европе в данной сфере ранее работать и не приходилось.

Для экономики Российской Федерации сегодня крайне важно проведение диверсификации рынка сбыта. Зависимость России от поставок сырья в страны Европейского Союза так или иначе сказалась бы на российской экономике. Однако важно понимать, что ввиду огромной глубины интеграции мировых капиталов полностью изолировать Россию в экономическом плане не представляется возможным. Обратите внимание, как только ЕС и США начали вводить санкции против “Роснефти”, стали страдать интересы одной из британских компаний. И так во всем: страдает российская экономика - страдает и европейская. На рынке стран Европейского Союза в принципе невозможно сегодня ограничить поставки газа, поскольку 27% акций нашего “Газпрома” принадлежат “Bank of New York”. Нетронутыми могут остаться только те компании, в которых доля иностранного капитала сведена к минимуму.

От экономической конфронтации США и ЕС с Россией пострадает мировая экономика в целом. Развитые капиталистические экономики не просто пошатнутся - они способны вернуться в тяжелое посткризисное экономическое положение, если эскалация конфликта будет продолжаться.

 

Чтобы понимать сущность санкций в газовой сфере, необходимо обратить внимание на тот факт, что экспортировать на рынок Европы американский газ в ближайшие годы не представляется возможным. В Европе на сегодняшний день нет достаточного числа регазификационных СПГ-терминалов. По сути их всего 20 и пропускная способность таких терминалов не слишком велика - не более 198 миллиардов кубометров газа в год. Еще шесть терминалов будет построено в ближайшие годы, что позволит увеличить ежегодную пропускную способность лишь на 30 миллиардов. Однако экспортные терминалы в США отсутствуют полностью на данный момент.

Информация о работе Мировая политика и международные отношения: тенденции развития в современных условиях