Особенности развития международных перевозок в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 08:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы проследить основные тенденции влияния процессов глобализации на процесс международных перевозок.
Основные задачи:
1. Проанализировать основные тенденции изменения перевозочного процесса под влиянием процесса глобализации.
2. Сделать выводы о значении процесса глобализации для Российской транспортной системы.
3. Рассмотреть основные тенденции развития отдельных видов транспорта в условиях глобализации мировой экономики.
4. Сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 3
2. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА 11
2.1 НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ 11
2.2 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ 15
2.3 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ 16
2.4 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МЭ.docx

— 452.65 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития международных экономических отношений, транспортная система оказывает влияния на все сферы деятельности современного общества. Страны осознают необходимость взаимодействия друг с другом через различные формы международных отношений. Продолжающийся процесс глобализации требует развития и совершенствования процесса международных перевозок, для беспрепятственного сотрудничества стран с различных континентов.

Цель работы заключается в том, чтобы проследить основные тенденции влияния процессов глобализации на процесс международных перевозок.

Основные задачи:

  1. Проанализировать основные тенденции изменения перевозочного процесса под влиянием процесса глобализации.
  2. Сделать выводы о значении процесса глобализации для Российской транспортной системы.
  3. Рассмотреть основные тенденции развития отдельных видов транспорта в условиях глобализации мировой экономики.
  4. Сделать выводы по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

На сегодняшний день, складываются тенденции усиления развития связей между различными странами. Интернационализация  и глобализация мировой экономики проявляются в различных формах. В отдельную форму выделяют торговлю товарами и услугами. Именно глобализация международной торговли и транснационализация различных корпораций предполагают постоянное, беспрепятственное и  оперативное перемещение товаров и услуг между границами стран. Таким образом, развитие международного сообщения становится необходимым условием для осуществления международного обмена. Глобализация на транспорте характеризуется следующими процессами:

  • Практическое воплощение интернационализации транспортной инфраструктуры;
  • Интеграция средств транспорта;
  • Универсализация технологии и способов обмена, происходящих в результате формирования единой транспортной методологии и документации.

К движущим силам глобализации международных перевозок относят:

  • Общие тенденции к экономическому росту, сложившиеся в последние годы;
  • Перспективы развития мировых рынков;
  • Процессы регионализации и глобализации конкуренции;
  • Экспансия технологий;
  • Дерегулирование транспорта и др.

Глобализация мировой транспортной системы имеет ряд особенностей:

  1. Быстрое увеличение объемов международных перевозок.
  2. Высокий уровень концентрации транспортной деятельности на отдельных направлениях.
  3. Формирование национальных, международных и трансконтинентальных  транспортных коридоров на основных направлениях грузопотоков между странами и континентами.
  4. Контейнеризация перевозок и широкомасштабное развитие территориального хозяйства.
  5. Отделение транспортно-экспедиционной деятельности от перевозочной;  развитие рынка провайдеров логистических услуг.
  6. Применение логистических методов организации и управления транспортных потоков.
  7. Развитие мультимодальных и интермодальных перевозок груза.

На сегодняшний день основными экспортерами и одновременно импортерами транспортных услуг являются страны ЕС и США (рис.1). Что обусловлено большими объемами экспорта и импорта товарами между странами.

Рисунок 1 – Основные потребители и производители транспортных услуг.

В течение последних лет возрастали объемы, как экспорта, так и импорта (рис.2), что также обусловлено усилением интеграции между странами. Транспорт выполняет важнейшую роль в процессе обмена товарами и услугами между различными странами. Развитие промышленности, международного разделения труда, тенденции к экономическому росту ведут к развитию транспортно-логистических технологий, а также к расширению рынка международных перевозок. Так, в 2005 году, объем мирового экспорта составлял 900 миллионов долларов, то уже к 2013 году, мировой экспорт составил 1,143 миллиард долларов.  В случае с импортом, объем международных перевозок в период с 2005 года по 2013 увеличился почти на 500 миллионов долларов и составил 1,171 миллиард.  Интересно отметить, что в период кризиса 2008 года, наблюдается тенденция спада, как экспорта, так и импорта транспортных услуг.

Рисунок 2 – Объем мирового экспорта и импорта 2005-2013 гг. (млн.долл.).

Основными мировыми поставщиками транспортных услуг являются страны ЕС и Северной Америки (рис.3). В Азии основными импортерами и экспортерами, на сегодняшний день являются Сингапур, Корея, Китай, Япония (рис. 4).

Рисунок 3 – Объем экспорта и импорта в 2013 году стран ЕС и Северной Америки (млн. долл.).

 

Рисунок 4 – Объем экспорта и импорта стран Азии за 2013 год (млн.долл.).

Среди стран СНГ, Российская Федерация занимает лидирующие позиции по объему предоставления и потребления транспортных услуг, что обусловлено более высокими темпами экономического роста, в сравнении с другими странами СНГ, а также наличием более развитой промышленности и инфраструктуры.

Рисунок 5 – Объем экспорта/ импорта в 2013 году (млн.долл.).

 

Развитие  транспортной системы определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров (рис.6).  Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.

Рисунок 6 – Структура мирового грузо- пассажирооборота.

Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000–2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.

Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Наряду с таким подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.

Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 – на железнодорожный, 18 – на водный (речной и каботажный морской) и 28 % – на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 – воздушным и только на 2 – автобусным и на 1 % – железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США – 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.

Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

В 2013году, «мировая общественность» признала ошибочность называть транспортное экспедирование «логистическим операторством».  Логистика транспорта как неотъемлемая составная часть логистики товародвижения ориентирована на планирование, организацию и управление товароматериальными и сопутствующими потоками и является практическим инструментом бизнеса комплексного координирующего порядка, который ориентирует всех участников транспортно-распределительного процесса на увязку во времени и в пространстве всех материальных и сопутствующих потоков, последовательно проходящих через стадии хранения, транспортировки, перевалки, складирования, грузопереработки и доставки готовой продукции непосредственным потребителям.

В условиях рыночной конкуренции и глобализации мировой экономики в качестве приоритетной сформировалась концепция интегрированной логистики, основанная на консолидации участников системы грузо- и товародвижения для обеспечения непрерывности и бесперебойности движения товаров, снижения совокупных издержек во всей логистической цепи от производителя к потребителю при удовлетворении запросов клиентуры в качестве товаров и услуг и максимизации общего синергетического эффекта.

Глобализация мировой экономики и расширение международного сотрудничества, развитие транспортных сообщений, системы информационного и коммуникационного обеспечения способствовали формированию крупных транснациональных корпораций, при этом важнейшим фактором экономического роста становится интеграция, осуществляемая как на отраслевом и региональном, так и на межотраслевом, межрегиональном и международном уровнях.

Глобализация и интеграция способствуют развитию новых технологий, используемых для доставки грузов. Примером может служить новая технология отправления и доставки грузов – «парцеллизация» и «депарцеллизация». К парцелльным операциям относятся перевозки товарных и нетоварных грузов мелкими партиями, но с их консолидацией отправок специализированными фирмами в контейнеры, как в стандартные, так и в авиационные, с централизованной транспортировкой наиболее эффективными средствами транспорта с точки зрения оптимизации сроков перевозок и деконсолидации грузов при доставке получателям. Технологии перевозок таких грузов стали базироваться на использовании новейших технических устройств, таких как автоматические сортировочные машины, системы электронного обмена информацией и т.д. Конкуренция заставляет транспортные компании непрерывно совершенствовать технологические процессы. Не прекращается процесс конструирования и внедрения в практику специализированных контейнеров для доставки скоропортящихся и химических товаров, массовых, насыпных и жидких грузов.

Информация о работе Особенности развития международных перевозок в условиях глобализации