Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 08:20, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы проследить основные тенденции влияния процессов глобализации на процесс международных перевозок.
Основные задачи:
1. Проанализировать основные тенденции изменения перевозочного процесса под влиянием процесса глобализации.
2. Сделать выводы о значении процесса глобализации для Российской транспортной системы.
3. Рассмотреть основные тенденции развития отдельных видов транспорта в условиях глобализации мировой экономики.
4. Сделать выводы по проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 3
2. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА 11
2.1 НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ 11
2.2 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ 15
2.3 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ 16
2.4 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Для российской транспортной системы глобализация рынка транспортных услуг будет означать:
- либерализацию всех сфер
- унификацию и универсализацию
транспортных средств, технологий,
технических требований, что будет
означать приведение условий
функционирования
- рост транспарентности
Железнодорожный транспорт. Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом – каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции – на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рельсовый контейнер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.
Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %).
Развитие железнодорожного транспорта, в ходе процесса глобализации, характеризуется строительством траснсконтинентальных и межконтинентальных железнодорожных магистралей, а также появление скоростных магистралей. Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) — выделенная (специлизированная) вновь построенная высокоскоростная железнодорожная линия, на которой по всей ее длине или на отдельных участках обращаются пассажирские поезда со скоростями свыше 200 км/ч. По этому показателю Китай обладает наибольшей в мире сетью скоростных и высокоскоростных железных дорог, превышающей таковые в Японии и Европе вместе взятые. По состоянию на декабрь 2013 г. общая протяженность таких дорог в КНР составила более 14400 км, включая участки (длиной 7268 км) с максимальной скоростью движения поездов 350 км/ч (рис. 7).
Рисунок 7 – Схема высокоскоростных железных дорог Китая.
Высокоскоростное железнодорожное сообщение России началось в 2009 году и имеет предысторию в виде ограниченно организованного в СССР скоростного сообщения. Первоначально высокоскоростное железнодорожное сообщение было запущено с использованием реконструированных имевшихся железнодорожных путей, а затем было начато создание национальной системы высокоскоростного движения (НСВД) на базе вновь сооружаемых высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСЖМ).
Рисунок 8 – Высокоскоростные железные дороги Москва - Адлер и Москва – Казань.
Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть — в Зап. Европе.
В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.
В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании — до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет. Мировой автопарк насчитывает 142 млн грузовых машин и 462 млн легковых машин и автобусов. Этот вид транспорта очень чутко реагирует на все изменения спроса, который, в свою очередь, зависит от состояния экономики, социального положения населения и т.д. В целом в последние годы потребности в автоперевозках возрастают. Соответственно увеличивается не только автопарк, но и объем перевезенных грузов, протяженность автодорог.
Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках, т.к. этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар “от двери до двери”, избавляя отправителя от необходимости лишних перегрузок. Грузовики – рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.
В 39 основных странах Европы и Северной Америки, на которые приходится более ¾ всего парка грузовых автомашин, сейчас перевозится ежегодно около 21 млрд т грузов. Основную массу составляют национальные перевозки, хотя постепенно автотранспорт все более расширяет свое участие и в международном сообщении (например в Европе) как самостоятельно, так и в тесной кооперации с другими видами транспорта в рамках интермодальных перевозок.
Простая конкуренция между автомобильным транспортом и железнодорожным, когда все большее количество контейнеризованных грузов переключалось с железных дорог на автомашины, уступает место сотрудничеству. Последнее позволило создать интермодальное сообщение и дало импульс для нового технического прогресса на транспорте. Одновременно возрастала протяженность дорог. В настоящее время общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в основных странах достигла 13 млн км. Наибольшей сетью автодорог обладают США, Канада, Франция и Россия, хотя качество покрытия дорог разное.
В России участие автомобильного транспорта как в общих перевозках, так и в загрансообщении в последние годы быстро расширялось. В целом в России зарегистрировано более 30 млн транспортных средств, но по имеющимся оценкам сейчас не хватает как минимум еще 15 млн автомашин. Между тем потребности РФ в международных автоперевозках в последние годы быстро возрастают. В настоящее время их объемы примерно в 10 раз превышают уровень 1990 г. Выход был найден в использовании услуг зарубежных транспортных фирм. Сейчас они осуществляют до 75 % всех перевозок российских экспортно-импортных грузов. Совокупный размер доходов всех автотранспортных фирм оценивается в 5 млрд долл., но из этой суммы на долю российских перевозчиков приходится всего около 0,9 млрд.
Наравне с автопарком серьезнейшей проблемой в РФ является нехватка автодорог и их состояние. Протяженность автомобильных дорог в России несколько превышает 900 тыс. км. Одна треть из них имеет гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное покрытие, 10% – грунтовые дороги. Плотность автодорог общего пользования составляет 25 км на тысячу кв. км территории, в то время как аналогичный показатель для Западной Европы – 1000 км, а для США – 800 км. Свыше половины дорог федерального значения не справляются с растущим грузопотоком. Потребность российской экономики в новых дорогах оценивается в 2 млн км. В 1999 г. Всемирный банк предоставил РФ заем в 400 млн долл. на реконструкцию шоссейных дорог Дальнего Востока и Сибири. Положительного результата для ряда магистралей можно ожидать и от мероприятий по созданию упоминавшихся транспортных коридоров.
Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.
Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов – скоропортящиеся продукты (свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку. На сегодняшний день лидерами по воздушным перевозкам являются: США, Великобритания, Япония, Россия и Франция. Доля регионов мира в авиа пассажироперевозках:
Рисунок 9 – Доля регионов мира по пассажироперевозкам воздушным транспортом.
Трубопроводы – специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.
Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше— 900 тыс. км. В настоящее время по этой сети прокачивается более 2 млрд т нефти и нефтепродуктов в год. Наиболее крупными владельцами нефтепроводов являются США и Россия. На США приходится свыше 320 тыс. км нефтепроводов с общим ежегодным объемом поставляемого топлива 1 млрд т. Сеть российских газопроводов, общей протяженностью 140 тыс. км, играет важную роль не только для внешней торговли России, но и для снабжения Европы российским газом (около 200 млрд куб. м ежегодно).
В России эксплуатируется созданная еще в советский период сеть, состоящая из более чем 60 тыс. км магистральных трубопроводов. Эта трубопроводная сеть дает возможность наравне с внутренними поставками осуществлять экспорт нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через территорию Белоруссии и Украины. Два других направления – через порты Балтики и Черного моря – также обеспечивают экспортные грузопотоки российского нефтяного топлива. Россия старается дифференцировать пути поставок нефти за рубеж, чтобы уменьшить свою зависимость от транзита, в частности через страны Прибалтики. Для этой цели проектируется строительство Балтийской трубопроводной системы – 2400 км и постройка нефтегазового порта в Приморске. На юге России продолжается строительство нефтепровода из Северного Казахстана к порту Новороссийск.
Развитие международных перевозок по средствам трубопроводного транспорта, неотделимо от процессов развития нефтяной и газовой промышленностей. В связи с увеличением добычи нефти и газа, планируется расширение трубопроводных путей сообщения по всему миру. В соответствии с данными журнала ‘Pipeline & gas’, на сегодняшний день планируется увеличить мировую трубопроводную сеть на 116,837 миль (188,037 км.). Ниже в таблице приведены данные о запланированном расширении трубопроводной сети в семи основных региональных группах:
Регион |
Протяженность трубопровода, тыс. км. (2013 год) |
Северная Америка |
67,2 |
Центральная и Южная Америка |
19.7 |
Африка |
12,8 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
54,4 |
Восточная Европа и страны СНГ |
16,5 |
Центральная Европа |
12,5 |
Западная Европа |
4,5 |
Таблица 1 – Перспективы расширения мировой трубопроводной сети.
Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики. Приоритетность морских перевозок вызвана прежде всего тем, что стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. Но с другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.
Рост мирового торгового флота явно обгонял динамику спроса, особенно с учетом возраставших технических возможностей новых, более современных судов. В этой ситуации сколько-нибудь существенное сокращение спроса на фрахтовом рынке может вызвать не только падение ставок, но и цепную кризисную реакцию, которая приведет к глубоким и болезненным последствиям на морском транспорте и других связанных с ним отраслях.
Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.
Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.
Информация о работе Особенности развития международных перевозок в условиях глобализации