Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:17, реферат
Для эвентуального политического объединения на добровольной и равноправной основе потребуются совпадающая воля многих участников, широкая общественная поддержка и существенные ресурсы, которые Россия должна будет готова направить на реализацию этого проекта. Особо сложной задачей представляется передача значительной части суверенитета наднациональному органу и определение «долей» в управлении общим государством. В обозримом будущем — до 2020 г. — эти требования выглядят невыполнимыми. В этих условиях российская политика в отношении отдельных стран СНГ будет определяться не ностальгическими воспоминаниями и не грандиозными геополитическими планами, а конкретными интересами и потребностями руководства Российской Федерации, а также складывающейся ситуацией.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Политика России в отношениях со странами СНГ……………………………..5
Экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ...10
Заключение……………………………………………………….………………12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Политика России в отношениях со странами СНГ……………………………..5
Экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ...10
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
СНГ как отдельный регион мира фактически
не существует. В ближайшее десятилетие
в пространстве бывшего СССР будет
продолжаться формирование отдельных
регионов: Восточная Европа (Белоруссия,
Молдавия, Украина); Южный Кавказ (Азербайджан,
Армения, Грузия и стоящие особняком
Абхазия и Южная Осетия), Центральная
Азия (Казахстан, Киргизия, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан). Несмотря на
существенные межстрановые различия,
государства внутри каждого из этих
регионов обладают определенным набором
общих черт в экономике, политике,
культуре; в то же время в процессе
постепенного ухода поколений, хранивших
память о едином государстве, «дистанция»
между регионами будет
Российская Федерация в этом
контексте занимает особое положение
трансрегиональной евро-
Таким образом, в обозримом будущем
страны СНГ как региональное направление
внешней политики Российской Федерации
будут сохранять большое
При всей очевидной важности отношений
с непосредственными соседями страны
СНГ, однако, не станут главным объектом
внимания российской внешней политики.
Россия, встраиваясь в глобальный
мир, оставила имперский период своего
развития позади. Нового «издания»
империи уже не будет. Формирование
российского «центра силы» не
только стоит в ряду других геополитических
задач — создания «большой Европы
от Лиссабона до Владивостока» или
развития восточных регионов Российской
Федерации и занятия Россией
достойного места в Азиатско-
О новом «собирании земель вокруг Москвы» не может быть и речи. Даже ближайшие партнеры Российской Федерации не готовы отказаться от независимости, которую они по-прежнему воспринимают как независимость от России.
Для эвентуального политического
объединения на добровольной и равноправной
основе потребуются совпадающая
воля многих участников, широкая общественная
поддержка и существенные ресурсы,
которые Россия должна будет готова
направить на реализацию этого проекта.
Особо сложной задачей
В этих условиях российская политика
в отношении отдельных стран
СНГ будет определяться не ностальгическими
воспоминаниями и не грандиозными геополитическими
планами, а конкретными интересами
и потребностями руководства
Российской Федерации, а также складывающейся
ситуацией. Интеграция в рамках СНГ
стала приоритетным проектом в условиях
глобального кризиса 2008–2009 гг. и
крупных геополитических
Активизировавшийся по инициативе
Москвы интеграционный процесс может
быть успешным при условии проведения
Россией и ее партнерами реалистической
политики. В дальнейшем мы рассмотрим
среднесрочные перспективы
ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИЯХ СО СТРАНАМИ СНГ
Политическая реинтеграция стран СНГ представляется целью практически недостижимой. «Возвращения в СССР», т.е. по сути дела в унитарное государство, не будет ни в какой форме. Двигаться можно только вперед, но не назад. Речь в обозримом будущем не может также идти и о Евразийском союзе как о федерации, «супергосударстве». Ни Казахстан, ни Белоруссия — прежде всего политические и экономические элиты этих стран — не готовы будут отказаться от формальной независимости фактически в пользу наследника бывшего союзного центра. С другой стороны, Евразийский союз как конфедерация с неравным вкладом, но равными правами для всех ее членов вряд ли устроит Россию, реальный экономический, демографический, политический и военный вес которой многократно превосходит соответствующие показатели партнеров. Союзное государство двух максимально близких по отношению друг к другу стран — России и Белоруссии, формально провозглашенное на рубеже XXI столетия, но союзным государством так и не ставшее, является наглядной иллюстрацией возникающих в этой связи проблем.
Тем не менее, дальнейшее политическое
сближение России и других стран
СНГ, прежде всего Казахстана и Белоруссии,
необходимо и возможно. В условиях
углубляющейся экономической
Экономическая интеграция стран СНГ
реальна и уже происходит. Казахстан
и Белоруссия получают возможность
выхода на российский рынок, объем которого
в 8–15 раз превосходит их национальные
рынки. Россия также получает некоторые
существенные преимущества благодаря
доступу к активам на территории
стран-партнеров. В 2010-е годы интеграция
в сфере экономики может
По той же причине очень проблематично
создание единой валюты. Опыт российско-белорусских
отношений в валютно-финансовой
сфере свидетельствует именно об
этом. Единая валюта с единым эмиссионным
центром — разумеется, в Москве
— лишает партнеров финансовой,
а, следовательно, экономической и
политической независимости, в то время
как существование нескольких эмиссионных
центров способно подорвать экономику
всех интеграционных партнеров. Возможен,
однако, другой путь — постепенное
превращение российского рубля
в региональную резервную валюту.
При известных условиях, определяемых
финансово-экономическими успехами Российской
Федерации и созданием
Пространство реальной экономической
интеграции в 2010-е годы будет по-прежнему
включать, помимо России, только Белоруссию
и Казахстан. Проект присоединения
к этому пространству Украины
сопряжен с серьезными проблемами.
Российское руководство будет продолжать
усилия по привлечению Украины в
Таможенный союз, а в дальнейшем
— в Единое экономическое пространство
и Евразийский экономический
союз. Украинские элиты и значительная
часть общества, однако, осознают, по-видимому,
что слишком тесная экономическая
интеграция с Россией может привести
к фактическому свертыванию украинского
национального проекта. Можно представить
себе, что то или иное украинское
правительство, оказавшись в сложном
финансово-экономическом
Пути выхода из такого кризиса не
очевидны, но потери всех участников могут
быть велики. Подобный сценарий, впрочем,
выглядит маловероятным: Украина вряд
ли «развернется» в сторону
Расширение пространства интеграции
в направлении Молдавии могло
бы иметь смысл лишь в случае —
на наш взгляд, маловероятного —
присоединения к
Ситуация выглядит иначе с двумя
другими регионами, провозгласившими
независимость и, в отличие от
Приднестровья, получившими признание
Москвы, — Абхазией и Южной Осетией.
Эти регионы уже давно
Сама Грузия, выйдя в 2009 г. из СНГ,
в орбиту Москвы уже не вернется
— на этот счет есть консенсус внутри
грузинского общества. Особняком
по отношению к любым планам эконо-
мической интеграции в СНГ будет
по-прежнему стоять Азербайджан, опирающийся
на собственные углеводородные богатства.
Бедная ресурсами Армения, не имея общей
границы с Россией, также останется
за пределами интеграционного
Вместе с тем для полноценного участия в процессе экономической интеграции Киргизии и особенно Таджикистану предстоит пройти долгий и трудный путь. Не очевидно, что обе страны действительно смогут пройти его. Целесообразнее поэтому, чтобы в течение переходного периода Бишкек и Душанбе сохраняли своего рода ассоциированный статус по отношению к государствам ЕЭП. Такой статус могло бы давать, например, членство в ЕврАзЭС — если эта структура будет реорганизована в своего рода «подготовительный класс». Если, напротив, вопрос о Киргизии и Таджикистане будет решен волевым способом, это ослабит ТС и ЕЭП.
Узбекистан в 2010-е годы ожидает,
по-видимому, смена лидера, правившего
страной с момента получения
независимости. В этой связи возможны
разные повороты. Тем не менее, вероятно,
что курс президента И. Каримова на
превращение Узбекистана в