Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:17, реферат
Для эвентуального политического объединения на добровольной и равноправной основе потребуются совпадающая воля многих участников, широкая общественная поддержка и существенные ресурсы, которые Россия должна будет готова направить на реализацию этого проекта. Особо сложной задачей представляется передача значительной части суверенитета наднациональному органу и определение «долей» в управлении общим государством. В обозримом будущем — до 2020 г. — эти требования выглядят невыполнимыми. В этих условиях российская политика в отношении отдельных стран СНГ будет определяться не ностальгическими воспоминаниями и не грандиозными геополитическими планами, а конкретными интересами и потребностями руководства Российской Федерации, а также складывающейся ситуацией.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Политика России в отношениях со странами СНГ……………………………..5
Экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ...10
Заключение……………………………………………………….………………12
Будущее ОДКБ зависит не от того, включит ли она в свой состав новых членов (что мало вероятно) или, напротив, лишится кого-то из нынешних. Не имеет принципиального значения и вопрос о признании ОДКБ со стороны НАТО, чего неустанно добивается Москва. Главная задача ОДКБ — превратиться в действенный региональный союз безопасности XXI в. Для этого организация должна стать реальным, а не ритуальным приоритетом для Москвы; для этого сама Москва должна научиться выстраивать равноправные отношения в чувствительной сфере с недавними окраинными провинциями; для этого союзники Москвы должны проявить готовность к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности с Россией и друг с другом.
Наиболее реальной миссией ОДКБ в 2010-е годы представляется обеспечение безопасности Центральной Азии в условиях вывода американских и натовских войск из Афганистана, а также нарастания напряженности вокруг Ирана, шиитско-суннитских противоречий в мусульманском мире и долговременной нестабильности в арабских странах, порожденных начавшейся в 2011 г. исламистской революцией.
Огромную угрозу национальной безопасности
России и других стран-участниц ОДКБ
представляет поток наркотиков, идущий
из Афганистана. Опасность представляют
собой экстремистские движения под
религиозными лозунгами, а также
внутристрановые и
Для того чтобы быть способным выполнить эту миссию, ОДКБ требуется обеспечить гораздо более тесное сотрудничество не только в оперативно-тактическом звене в военной области, но прежде всего на стратегическом уровне в политической сфере. Ключевым механизмом, соответственно, представляется постоянное взаимодействие между советами национальной безопасности стран-участниц и их аппаратами.
Чтобы такое взаимодействие стало
эффективным, Москва должна научиться
относиться к союзникам как к
равным партнерам, а союзники — отказаться
от практики неисполнения взятых на себя
обязательств. С учетом значения центральноазиатского
направления Москве имеет смысл
развивать привилегированные
Помимо превращения ОДКБ в функционирующую
систему безопасности главным образом
на центрально-азиатском
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ СНГ.
Гуманитарная область — сфера применения российской «мягкой силы». Пространство СНГ — и шире, все бывшее пространство СССР — представляет собой наиболее удобную площадку для реализации сравнительных преимуществ России в этой области. Русский язык, русская культура — в том числе массовая культура — являются традиционными инструментами российской «мягкой силы». Несмотря на существенные потери в степени распространения русского языка и русской культуры, эти факторы в 2010-е годы будут сохранять существенное значение. Тем не менее, решающую роль будет играть способность России в 2010-е годы стать лидером среди постсоветских стран в таких областях, как экономическое развитие, образование, наука и техника.
Особую роль в этом ряду играет
качественное высшее образование. Если
российские университеты смогут к 2020 г.
существенно подняться в
Другим направлением повышения действенности российской «мягкой силы» в странах СНГ является развитие российских средств массовой информации, русскоязычного сегмента Интернета, их превращение в наиболее авторитетный источник информации и важное средство распространения новых идей на всем пространстве бывшего СССР. Особое значение этот элемент «мягкой силы» имеет для стран с более жесткими, чем в России, политическими режимами.
Особо стоит вопрос о роли религиозных конфессий. Русская православная церковь (РПЦ) считает своей канонической территорией, помимо России, также Украину, Белоруссию и Молдавию. Перед РПЦ стоит трудная дилемма: развиваться и дальше в направлении превращения в национальную российскую православную церковь или заново переосмыслить свою роль в XXI в. в качестве церкви наднациональной. В 2010-е годы станет ясно, в котором из этих направлений будет развиваться политика Московской Патриархии. Не менее большое значение будет иметь в этот период развитие ситуации в мусульманской среде. От того, сумеют ли мусульманские круги в России выработать модель современного умеренного ислама, которая стала бы привлекательной для всех единоверцев внутри Российской Федерации, а также за ее пределами — прежде всего в Центральной Азии, будет зависеть стабильность самой России и некоторых сопредельных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что новые вызовы, с которыми столкнулась Россия во втором десятилетии XXI в., требуют от ее политического класса, экономических кругов, гражданского общества качественно новых подходов. Необходимо, наконец, запустить модель экономического развития, которая помогла бы создать в стране современную экономику. Требуется окончательное закрепление прав собственности и обеспечение реального равенства всех перед законом. Необходимы подотчетность властей перед избирателями и настоящая политическая конкуренция. Необходимо, наконец, сотрудничество всех политических и экономических сил на базе общенациональных интересов и разделяемых всеми базовых ценностей. В этом смысле 2010-е годы станут периодом, в течение которого, вероятно, определится судьба России на десятилетия вперед, а вместе с этим — и положение страны в мире, в том числе на пространстве, которое занимал Советский Союз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ