Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:01, реферат
Целью данной работы является изучение внешнеполитических процессов Республики Беларусь в 2000-е гг.
Задачи:
- рассмотреть внешнюю политику Белоруссии в отношении СНГ и России;
- проанализировать внешнеполитическую деятельность Республики Беларусь с ЕС и взаимоотношения с НАТО.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Отношения Республики Беларусь со странами СНГ. . . . . . . . . . . . . 4
Белорусско-Российские отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Взаимоотношения с ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Отношения Беларусь – НАТО на современном этапе. . . . . . . . . . . 15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Отношения Республики Беларусь со странами СНГ. . . . . . . . . . . . . 4
Белорусско-Российские отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Взаимоотношения с ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Отношения Беларусь – НАТО на современном этапе. . . . . . . . . . . 15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что для Республики Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех иностранных инвестиций, которые можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС.
Отказ от ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией, уклонение от конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе – все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого момента ее провозглашения.
Основными направлениями политики на международной арене являются:
Целью данной работы является изучение внешнеполитических процессов Республики Беларусь в 2000-е гг.
Задачи:
- рассмотреть внешнюю
политику Белоруссии в
- проанализировать
В данной работе была использована литература:
Минск, БГУ, 2011
Вильнюс, 2011 г. под редакцией Ханса – Георга Вика, Штефана Малериуса
Минск, «Издательский центр БГУ», 2010
ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СО СТРАНАМИ СНГ
Республика Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами – участниками СНГ. Важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие. По итогам января 2012 г. объем экспорта товаров в страны СНГ составил $1,4 млрд., что на $356,5 млн. (34%) больше, чем за январь 2011 года. Объем импорта также увеличился: с $1,38 млрд. до $2,32 млрд., или на 68,4% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. При этом сальдо внешней торговли со странами СНГ сложилось отрицательным - $919,4 млн. (увеличение на $587,6 млн.). [1] Ключевыми торговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова и Туркменистан. На долю которых приходилось более 90% белорусского экспорта в регионе СНГ (без учеба России). Между Беларусью и странами СНГ в настоящее время действуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В рамках СНГ и ЕвразЭС Беларусь инициировала рассмотрение вопроса о совместных мерах по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса. В результате был принят План реализации совместных мер государств – участников СНГ по преодолению последствий кризисных явления в экономике.
В ноябре 2009 г. Беларусь, Казахстан и Россия приняли решения, необходимые для обеспечения начала функционирования таможенного союза ( подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержден План мероприятий по введению в действие, Таможенного кодекса Таможенного союза; утверждены единый таможенный тариф и Товарная номенклатура Таможенного союза и др.) Стороны также достигли договоренности о скоординированном единовременном вступлении государств – участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию. Принят также План действий по формировании. Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Создание и начало деятельности Таможенного союза в случае успешной реализации проекта способны ускорить интеграционные проекты на постсоветском пространстве и создать в перспективе реально действующий взаимовыгодный экономический союз. Вместе с тем сохранение российских пошлин на поставляемую в Беларусь нефть, фактически существование на первом этапе двух форматов в рамках Таможенного союза (Беларусь – Россия, Россия – Казахстан), другие противоречия ставят под сомнение целесообразность реализации данного проекта. [2]
Важнейшим партнером Беларуси, наряду с Россией и Казахстаном, является соседняя Украина. Она занимает вторую позицию по внешней торговле. Товарооборот с этой страной увеличился на $154,4 млн. и составил $413,4 млн. Экспорт белорусской продукции в Украину увеличился на $176,6 млн. (более чем в 2 раза) и составил $305,8 млн. Импорт уменьшился на 17,1% и составил $107,6 млн. Сальдо с отрицательного ($0,7 млн. в январе 2011 года) сменилось на положительное в размере $198,2 млн. Значительно вырос экспорт в Украину по сравнению с январем 2011 года нефтепродуктов, газа сжиженного, масла сливочного, молока и сливок сгущенных и сухих. [1]
Двусторонние отношения строятся на принципах добрососедства, взаимного учета интересов и взаимовыгодного партнерства. Между государствами действует более 170 двусторонних договоров и соглашений. Активно развивается политический диалог на всех уровнях. Окончательное решение вопроса о границах между государствами и долгах Украины позволит снять нерешенные проблемы двусторонних отношений. Геополитически Украина и Беларусь преследует общие интересы – как государства, имеющие общую границу, находящиеся между двумя центрами силы – Россией и ЕС, участвующие в «Восточном партнерстве» и сформировавшие «особые» отношения с Россией. Украина с учетом опыта отношений с ЕС и США стремится выступить как посредник в нормализации и развитии
Отношений Беларуси с Европейским союзом и Соединенными Штатами, оказать поддержку Беларуси при вступлении в Совет Европы. Оба государства активно взаимодействуют в сфере борьбы с преступностью, охраны границ, военно-технической области, заинтересованы в развитии приграничного сотрудничества. Несмотря на
Мировой финансово-экономический кризис, сотрудничество двух государств сохраняется на высоком уровне. Значительная степень координации и выработки единых подходов возможна между государствами в вопросах транзита российской нефти и газа через белорусскую и украинскую территорию. Беларусь в последнее время заинтересована в использовании железнодорожного транспорта и в перспективе – нефтепровода через территорию Украины для транзита венесуэльской нефти. Крупными проектами двустороннего сотрудничества являются строительство автотрассы север – юг с помощью ЕС, транзит украинской электроэнергии в Литву через Беларусь. Развивается трехстороннее сотрудничество между Украиной, Беларусью и Польшей. Приоритетными направлениями белорусско-украинского научного сотрудничества на ближайшие годы определены информационные, космические и лазерные технологии; новые материалы; медицина и фармация; биотехнологии; охрана окружающей среды; нанотехнологии. Все это позволяет говорить о стратегическом партнерстве двух стран. [2]
Взаимодействие с Казахстаном приобретает новое качество после создания Таможенного союза. Руководство Республики Беларусь традиционно рассматривает Республику Казахстан в качестве одного из основных своих стратегических партнеров. В последние годы двусторонние отношения между Казахстаном и Беларусью получили новый импульс и активное развитие. Сотрудничество между странами осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной сферах. Беларусь и Казахстан ведут активный двусторонний политический диалог, взаимодействуют в рамках СНГ, ЕвразЭС и ОДКБ. Осуществляется сотрудничество в рамках международных организаций. Казахстан занимает третье место в объеме внешней торговли Республики Беларусь со странами СНГ после России и Украины. Товарооборот с этой страной сложился в размере $59,7 млн. (увеличился на $17,2 млн., или на 40,5%). При этом экспорт составил $49 млн., увеличившись на $20,6 млн., или на 72,6%; импорт - $10,6 млн., снизившись на $3,5 млн., или на 24,3%. Сальдо сложилось положительным в размере $38,4 млн. и увеличилось на $24,1 млн. [1]. Между государствами был подписан План совместным мероприятий на 2010 – 2011 гг. по реализации Программы экономического сотрудничества на 2009 – 2016 гг., в котором определено 28 совместных проектов, реализация которых увеличит взаимный товарооборот. Казахстан заинтересован в сотрудничестве в сфере сельскохозяйственного машиностроения, переработки агропромышленной продукции, агропромышленного комплекса в целом. Для Казахстана представляет интерес возможность создания предприятий в Беларуси, что с учетом формирования единой таможенной территории позволит расширить действующие рынки сбыта и открыть новые – азиатские рынки для Беларуси и рынки ЕС для Казахстана. Перспективным является сотрудничество в энергетической сфере, учитывая наращивание добычи нефти в Каспийском регионе. [2]
Важным фактором внешней политики Беларуси являются отношения с Молдовой. Между двумя государствами заключено около 60 двусторонних договоров. Молдова является одним из основных торговых партнеров Беларуси, занимая по объему двустороннего товарооборота четвертое место среди стран СНГ. Товарооборот Беларуси и Молдовы в январе-сентябре 2012 г. составил $250,9 млн., увеличившись на 10,8% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. Объем белорусского экспорта в Молдову за девять месяцев сложился в сумме $192,7 млн., превысив показатели того же периода прошлого года на 9,9%, а поставки молдавских товаров в Беларусь выросли на 13,9% до $58,2 млн.
Положительное сальдо торговли
Беларуси с Молдовой в январе-сентябре
составило $134,5 млн., увеличившись на 8,2%
по сравнению с аналогичным
Как перспективный партнер в энергетической сфере может рассматриваться Туркменистан. Договорно-правовую базу составляют 32 международных договора. Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество Беларуси с Туркменистаном выходит на новый уровень стратегического партнерства. В 2011 году внешнеторговый оборот Республики Беларусь с Туркменистаном составил 238,1 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2010 годом в 2,6 раза. Белорусский экспорт составил 230,1 млн. долларов США, увеличившись в 2,6 раза. За январь – март 2012 года экспорт белорусских товаров в Туркменистан – 47,5 млн. долларов (рост к аналогичному периоду 2011 года – 140,4%). [6]. В целом по итогам первой половины 2010 г. Туркменистан занимает семнадцатое место во внешнеторговом обороте Беларуси (0,1 % в общем товарообороте Беларуси, соответственно 34,2 млн долл. США). Значимым проектом сотрудничества является строительство белорусскими специалистами горно-обогатительного комплекса по выпуску калийных удобрений в Туркменистане. Стороны в настоящее время имеют близкие позиции по актуальным проблемам международного энергетического сотрудничества, в связи с чем перспективной является возможность расширения взаимодействия в топливно-энергетической сфере. Реализуются и являются достаточно перспективными проекты по обучению в белорусских вузах туркменских студентов. [2]
БЕЛОРУССКО – РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Российская Федерация
является важнейшим внешнеполитическим
и экономическим партнером
Информация о работе Отношения Республики Беларусь со странами СНГ