Понятие и виды международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Вложенные файлы: 1 файл

Международный бизнес.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

ТНК в своем развитии и  функционировании опираются на всевозможные организационные формы ведения  международного бизнеса. Осуществляя  экспансию российского рынка, перед  корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в нашей  стране наиболее эффективных организационных  форм осуществления международного бизнеса с учетом действующих  объективных и субъективных факторов. [6, с. 55]

Среди всего разнообразия организационных форм международного бизнеса в России можно выделить три группы:

  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их юридического статуса в стране базирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);
  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);
  • организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).

Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что они  могут быть созданы путем учреждения новой фирмы в соответствии с  российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в уже действующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе в процессе приватизации.

Из первой группы форм осуществления  международного бизнеса, представляющих собой предприятия с иностранными инвестициями, можно выделить две  группы компаний:

  • предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору;
  • предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании).

Кроме того организационные  формы осуществления международного бизнеса с закреплением их юридического статуса могут быть созданы в  виде дочерней, ассоциированной или  полностью самостоятельной компании.

В России ТНК пока еще  в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое  число компаний, аналогичных современным  транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это "Ингосстрах", "Аэрофлот" и многие внешнеэкономические  объединения. Так, современный "Ингосстрах" с его дочерними фирмами и  ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик  представляет собой российскую ТНК  в финансовой сфере. Он активно расширяет  свои партнерские отношения с  российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную  страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные  компании России, такие как "Газпром", "ЛУКойл", "Алроса" и др.

Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является Гигантская организационно-хозяйственная структура  РАО "Газпром" - 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов  природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в  этом сырье. "Газпром" является самым  крупным в России источником поступления  конвертируемой валюты, экспортируя  ежегодно газа на сумму от 6 до 7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. "Газпром" имеет фирмы со своим  участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности "Газпрома" стала Германия. Ценность германского  рынка заключается в том, что  через эту страну проходят все основные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. "Газпром" через совместное предприятие с дочерней компанией концерна "БАСФ" контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию "Газпрома" входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.

Успешная деятельность российского  газового гиганта на мировых рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного  успеха в рыночной экономике. Несколько  десятков крупных транснациональных  корпораций, несомненно, укрепили бы позиции  России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером  является крупнейшая в России нефтяная компания "ЛУКойл", в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята  вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и  авиационный керосин. Совместные предприятия  и акционерные компании с участием "ЛУКойл" образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также  в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве.

К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести  акционерную компанию "Алроса". Она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив южно-африканский  концерн "Де Бирс" и ряд других западных компаний. Совместно с ангольской государственной компанией "Эндиама" и бразильской "Одебрехт майнинг  сервис" она участвовала там  в строительстве горно-обогатительного  комбината производительностью 1,6 млн  т руды в год. Первая очередь комбината  в Катоке была введена в эксплуатацию осенью 1997 г. Затем компания "Алроса" приступила к разработке месторождений  алмазов в другой африканской  стране - Намибии.

В наши дни базой создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). В любой стране крупные  корпорации - основа научно-технического прогресса и ускоренного развития экономики.

Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся  под юрисдикцией государств - членов СНГ, регистрируются как транснациональные  ФПГ (ТФПГ).

Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными  предприятиями, которые не имели  средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского  капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги - банковские империи, по своим характеристикам  соответствующие ТНК. Примером может  служить ТФПГ "Интеррос", сложившаяся  вокруг ОНЭКСИМбанка. В рамках этой холдинговой компании выделяются три  основных направления деятельности: финансовое, промышленное и медиа. В  структурах группы "Интеррос" занято около 400 тыс. человек. Результат ее деятельности оценивается приблизительно в 4% российского ВВП и около 7% экспорта.

В последние годы заметно  усилилась интеграционная активность в металлургическом комплексе России и стран - членов СНГ. При этом одним  из важнейших компонентов интеграционного  взаимодействия стран Содружества  в сфере металлургии, возможно, станут транснациональные корпорации. Они  создаются, чтобы противостоять  на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен  пример мирового рынка алюминия, где  семь-восемь транснациональных компаний, интегрированных по вертикальному  технологическому принципу, контролируют более 70% мирового производства алюминия. В этом аспекте, несомненно, заслуживает  внимания созданная в 1996 г. транснациональная  компания "Сибирский алюминий" с уставным капиталом в сумме 5 млрд. руб. В ее состав входят металлургические заводы и финансовые институты из России, стран - членов СНГ и дальнего зарубежья: Залогбанк (крупнейшая доля уставного капитала - 22,5%), Братский, Саянский (Россия) и Павлодарский (Казахстан) алюминиевые заводы, английская компания "Транс Уорлд Алюминиум", Самарская металлургическая компания "Самеко", Уральский криолитовый и Челябинский электродный заводы. [2, с. 38]

Эта вертикально интегрированная  структура создана с целью  сформировать внутренний рынок как  первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности  на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ "Сибирский  алюминий" достигла соглашения о  стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК "Рейнольде" для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия. [12, с. 22]

По примеру иностранных  автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы - ГАЗ и ВАЗ - начинают создавать  сборочные предприятия в некоторых  импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины  на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский  автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие "КременчугавтоГАЗ", на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей "ГАЗ-3302" - "Газель". АвтоВАЗ  организовал сборку автомобилей "Евро-Лада" (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой "Валмет". Заводы "Валмет", где собираются машины всемирно известных  фирм "Опель", "Сааб", "Дженерал моторе", считаются одним из самых  технологически гибких производств  в Европе. [2, с. 39]

Можно надеяться, что на трудном  пути интеграции страны в мировую  экономику российские международные  компании будут играть роль катализаторов  преодоления внутреннего экономического кризиса и реализации реформ во внешнеэкономической  сфере.

Позиции России как международного инвестора заметно укрепляются (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика накопленных зарубежных инвестиций российских компаний (Млрд. долл. на конец года) [4, c. 22]

Процесс транснационализации  бизнеса российских компаний сопровождался  модификацией и развитием их организационных  форм. Изменение организационной  структуры российских компаний диктовались  как внутренними, так и внешними причинами развития национального  бизнеса. В этом процессе российская специфика постепенно во все большей  степени уступала место глобализированным  стандартам организационных структур и ведения бизнеса. В ходе экономической  реформы и небезуспешных попыток  транснационализации российского  бизнеса происходила эволюция ФПГ  к вертикально-интегрированным структурам (ВИС). В итоге, в настоящее время  в России существует три основные формы крупного бизнеса, нацеленного  на зарубежную экспансию: ФПГ, компании и предприятия. Среди факторов, наиболее активно воздействующих на организационную  перестройку российских хозяйственных  структур, внешний фактор (а именно: глобально-ориентированная стратегия  компаний) становится решающим.

Рисунок 4. Позиции России и крупнейших развивающихся стран как источников международного инвестирования: динамика накопленных ПИИ за рубежом в 2005–2011 гг., млрд. долл.[11, с. 63]

Вслед за топливно-сырьевыми  и металлургическими компаниями начинает создаваться второй эшелон развивающихся российских международных  компаний. Зарубежная инвестиционная активность распространяется на компании среднего размера, работающие в сфере  розничной торговли, страхования, финансов, риэлтерские и девелоперские  предприятия и др. Сформировавшиеся в самом начале XXI века российские ТНК, согласно некоторым расширительным трактовкам этого феномена, тем не менее, представляют в строгом смысле лишь оболочки реальных ТНК. По ряду критериев, таких как капитализация, уровень  прозрачности, затраты на НИОКР, рекламная  деятельность и др., российские компании, как правило, уступают ведущим мировым  ТНК. Ведущие ТНК (и прежде всего  глобальные) предполагают наличие достаточно сложной «начинки», включающие ее внутреннюю корпоративную, экологическую культуру, бизнес-культуру, миссию компании.[5, с. 33] Разница между реальной и формальной ТНК достаточно велика и проявляется также в значительной степени в инфраструктурном аспекте: в наличии или отсутствии традиций, стратегическом планировании (на десятки лет вперёд), устойчивой социальной деятельности (не сводимой к благотворительности).

Российские компании, достигнув  формального статуса ТНК, имеющих  за рубежом подразделения в одной  и более зарубежных стран (в настоящее  время порядка 50 компаний), пока во многом остаются незрелыми.

 

    1. Совершенствование   развития   международного  бизнеса с помощью развития управления им

Для успешного развития международного бизнеса, необходимо внедрять стратегический маркетинг.

Международный стратегический менеджмент предполагает разработку различных  международных стратегий, представляющих собой комплексную основу для  достижения фундаментальных задач  компании. На уровне концепции между  разработкой стратегии конкурентной борьбы в одной стране и стратегии  конкурентной борьбы во многих странах  существует много общего. В обоих  случаях специалисты компании, занимающиеся вопросами стратегического планирования, должны ответить на одни и те же вопросы.

Однако в действительности разработка международной стратегии - процесс намного более сложный, чем формирование стратегии деятельности компании на отечественном рынке. Менеджеры, разрабатывающие стратегию для  отечественной компании, имеют дело с одним национальным правительством, одной валютой, одной системой бухгалтерского учета, одной политической и правовой системой и, как правило, одним языком и одной сравнительно однородной культурой. Напротив, менеджерам, в  обязанности которых входит разработка стратегии для международной  компании, приходится иметь дело со многими правительствами, многими  валютами, многими системами бухгалтерского учета, многими политическими системами, многими правовыми системами, а также с широким разнообразием языков и культур[4, с. 17]. 

Информация о работе Понятие и виды международного бизнеса