Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение региональной валютной системы, проблем её функционирования в наше время, эволюции.
Постановка данной цели определяет следующие задачи:
1) Сравнительный анализ валютных систем;
2) Определение сущности региональной системы;
3) Определение причины расширения и последствия развития ЕВС.
Введение
ГЛАВА 1. Региональная валютная система в современной мировой экономике
1.1 Сравнительный анализ валютных систем
1.2 История создания и сущность региональной валютной системы
ГЛАВА 2. Эволюция Европейского валютного союза
2.1 Предпосылки создания ЕВС
2.2 Анализ состояния ЕВС
2.3 Причины расширения и последствия развития ЕВС
Заключение
Список используемой литературы
Введение «евро» - это стремлением поддержать стабильность, избежать очередного кризиса международной валютно-финансовой системы.
Международная роль «евро» проявляется в следующих основных аспектах:
1) Использование «евро» в самом Европейском союзе, что сократила информационные и транзакционные издержки. При широком использовании «евро» в международных торговых операциях европейские экспортеры не несут курсовые. «Евро» применяется в качестве валюты в коммерческих сделках, в которых не участвуют страны - члены Европейского валютного союза.
2) Европейский валютный союз сформировал один из самых широких в мире рынков государственных облигаций. С созданием Валютного союза любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц осуществляется в «евро». Вместе с тем европейские финансовые рынки, а значит и рынки государственных облигаций, сохраняют различия в налоговых системах.
3) Аспект связан со структурой активов инвесторов. Простой пересчет в «евро» активов, выраженных в европейских валютах, привел к тому, что более трети мирового портфеля данных активов деноминированы в «евро».
2.2 Анализ состояния ЕВС
Курс евро за последние годы существенно укрепился по отношению к ведущим мировым валютам. Единая европейская валюта стала своеобразным противовесом американскому доллару.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) - ответственный за проведение кредитно-денежной политики в Еврозоне. Первый в истории наднациональный центральный банк. С переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все центральные банки стран ЕС. Центральные банки государств, входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.
Европейскому
центральному банку принадлежит
ключевая роль в осуществлении кредитно-
Начавшийся в конце 2009г. кризис еврозоны продолжает набирать обороты. Долговые проблемы, зародившиеся в Греции, вскоре перекинулись на все южные государства Евросоюза. В результате власти союза были вынуждены вмешаться в происходящее и предоставить ряд стабилизационных кредитов – вначале Греции, а затем – Ирландии и Португалии.
Однако принятые меры не остановили распространение кризиса. Европейские лидеры без устали собираются на экстренные заседания, но дело становится только хуже. Греции простили часть ее долгов, а остальные продлили на десятки лет в обмен на жесткие экономические меры, но в спасение страны рынки уже не верят. Примечательно, что ведущие агентства уже опустили ее рейтинг до дефолтного или преддефолтного состояния6.
Дело медленно, но верно движется к дефолту Греции и возможному исключению ее не только из еврозоны, но и всего ЕС, что будет иметь самые плачевные последствия как для Европы, так и для единой европейской валюты. Ситуация усугубляется политическими кризисами, которые сотрясают проблемные государства еврозоны, и протестами населения, недовольного сокращением зарплат и социальных обязательств государства7.
Еврочиновники намерены лечить экономику Старого Света снижением бюджетного дефицита стран-участниц ЕС. Руководители 25 из 27 государств Евросоюза 2 марта 2012г. подписали так называемый Бюджетный пакт, предполагающий, что дефицит бюджета страны не должен превышать 0,5% номинального ВВП.
Для стран с низким уровнем госдолга этот потолок может быть увеличен до 1% ВВП. В отношении государств, чей годовой дефицит бюджеты превысит 3% ВВП, автоматически запускается процедура коррекции, отказаться от нее национальное правительство не в праве8.
Страны, подписавшие этот документ, берут на себя обязательство стремиться достичь этих показателей. По реалистичности и серьезности программ участники финансовых рынков смогут понять, насколько решительно государства настроены решать свои финансовые проблемы.
Собственно, успокоение финансовых рынков и биржевых спекулянтов – главная цель жесткой бюджетной дисциплины, то есть это своеобразный тактический шаг, призванный вернуть доверие инвесторов к еврозоне.
Благодаря тому, что Европейский центральный банк проводил долгосрочные операции рефинансирования, выдавая банкам льготные кредиты, МВФ теперь в меньшей степени нуждается в пополнении ресурсов, считают эксперты.
В декабре 2011г. страны еврозоны пообещали внести в МВФ 200 млрд. долл. для борьбы с кризисом суверенных долгов. Другие участники Евросоюза заявили о готовности выделить еще 50 млрд. долл. Кроме того, Япония и Китай ранее заявили о готовности сотрудничать по вопросу взносов в МВФ. По оценкам экспертов, их совместный взнос может составить 100 млрд. долл9.
Доклад «тройки» международных кредито
В 2011 году страна получила трехлетний заем объемом 78 млрд. евро от международных кредиторов. К экстренному финансированию «тройки» Португалию заставила обратиться чрезвычайно высокая стоимость заимствований, которая буквально отрезала страну от финансовых рынков. Инвесторы по-прежнему опасаются, что Лиссабон повторит сценарий Греции, учитывая высокий уровень госдолга страны и слабую возможность его погасить из-за медленного роста экономики10.
В этих условиях для евро
только один долгосрочный путь – вниз.
Европейский экспортно-
Евро оказался под давлением. Участники фиксируют длинные позиции, после того как стало ясно, что Греция спасена от неконтролируемого дефолта. В то же время в Европе разворачивается параллельная борьба за финансовое регулирование в еврозоне.
2.3 Причины расширения и последствия развития ЕВС
На протяжении
десятилетий европейская интеграция развивалась
по принципу синхронности и консенсуса.
Любые новшества вводились сразу на всей
территории ЕС, который благодаря этому
оставался единым экономическим и социокультурным
пространством. При этом отстающим странам
и регионам выделялись огромные средства,
чтобы они догоняли развитых и могли на
равных участвовать в жизни союза. Некоторая
асинхронность возникла из-за создания
в рамках ЕС валютного союза (еврозоны),
а также шенгенского визового пространства.
В этих важных инициативах участвуют не
все члены ЕС. С этим пришлось смириться,
но подразумевалось, что страны, не вошедшие
в еврозону и шенген, просто еще не готовы
к этому и в принципе стремятся туда.
Теоретики европейской интеграции давно предусматривали такие сценарии развития, как «Европа разных скоростей» или «Европа концентрических кругов». Их суть – в разделении ЕС на «ядро», осуществляющее самые смелые интеграционные проекты, и отстающую периферию. Имелось в виду, что этой периферией будут наименее развитые страны-члены, которые попросту не смогут угнаться за экономическими лидерами. Однако реальность, как всегда, оказалась шире всех наших представлений о ней. Например, экономическая отсталость (по европейским меркам) Греции и Испании не помешали им войти в интеграционное ядро ЕС – еврозону. А третья по величине и едва ли не самая конкурентоспособная экономика Европы – Великобритания – оказалась периферией интеграции. По собственному желанию.
Последние годы показали, что недоинтегрированная Европа способна порождать кризисы. Наличие единой валюты и отсутствие единой или сближенной бюджетной политики является фактором риска. Иными словами, важна даже не конкретная цифра предельного размера дефицита бюджета, а то, что этот показатель будет единым и обязательным для всех.
Евросоюз дал большую свободу передвижения людей, товаров, услуг. Раньше деньги передвигались свободно, а работники и товары - нет. Но слишком разные страны входят в его состав.
Страны ЕС под мощным давлением одна за другой отказывались от национальных валют, но сохраняли в неприкосновенности собственные финансовые институты в виде Центробанков и госбюджетов. Это не могло не привести к перекосам, когда бюджетные дыры одних стран латались за счет более успевающих членов зоны евро.
В результате зародившийся в Греции кризис рынка гособлигаций превратился сейчас в системный кризис всей еврозоны. В условиях отсутствия у Евросоюза необходимых сил и средств для борьбы с ним, кризис носит неуправляемый характер, быстро распространяется на различные области экономики, включая политический и социальный кризис стран еврозоны11.
Более того, кризис зоны евро грозит распространиться и на всю мировую экономику, вызвав в ней новые и тяжелые потрясения.
Жесткая бюджетная политика
и сокращение госрасходов могут
привести к замедлению экономики, а
значит – к консервации или
усугублению кризисных явлений.
Европа переживает экономический и демографический спад. Доля ЕС в мировой торговле стабильно падает, особенно экспорт. Его стареющее население оказывает давление на щедрые программы социального обеспечения и пенсий, что ведет к росту суверенного долга12.
Кризис евро
коренится глубоко в
Проблема, которая лежит в основе европейского кризиса, - потеря конкурентоспособности ряда стран еврозоны. После того, как была создана еврозона, затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции в Греции и ряде других периферийных стран сильно выросли, сделав их неконкурентоспособными. Но дешевизна займов позволяла правительствам привлекать на рынках столько денег, сколько они хотели. В прошлом проблему конкурентоспособности решали путем изменения валютного курса и прочими мерами внутри одной страны. Сейчас это невозможно.
Один из вариантов
последствий европейского кризиса
- частичный выход некоторых
Еще один вариант - осуществление экспортных поставок в валюте альтернативной евро, но в определенных зонах.
И еще одно последствие - сворачивание банковской системы, что мы сейчас наблюдаем, резкое сжатие денежной массы и сворачивание рынка межбанковского кредитования, отсутствие денежной поддержки от американских банков европейским.
Конец евро — это конец общего рынка внутри ЕС, потому что продукция разных стран дорожает, появляются таможенные и валютные барьеры. Валюту на границах придется менять, а это стоит денег. Все подорожает, Европа станет неконкурентоспособной в глобальной экономике. Чтобы Европа создала рынок, состоящий из полумиллиарда человек, с общим потреблением и валютой для соперничества с другими, новыми центрами силы13.
Страны зоны евро обязались ужесточить соблюдение Пакта стабильности и роста, который лимитирует бюджетный дефицит государств сообщества тремя процентами национального валового внутреннего продукта, и госдолг - 60 процентами ВВП. Кроме того, в итоговом заявлении саммита было объявлено об усилении «регулирования и контроля за финансовыми рынками»14.
Между тем, Европа сегодня
просит об увеличении финансовой помощи
через МВФ для создания европейской
системы финансовой защиты. В частности,
директор-распорядитель МВФ
Государственный долг еврозоны в 2011 году достиг рекордной отметки за всю историю существования валюты евро.
Госдолг 17 стран – членов зоны евро возрос до 87,2% ВВВ в 2011 году с 85,3% годом ранее.
Наибольший госдолг
Германия оказалась
За финансовой помощью к Евросоюзу и Международному
валютному фонду уже обратились три страны:
Греция, Португалия и Ирландия. Теперь
в наихудшем положении в еврозоне находятся
Испания и Италия15.
Япония и Китай уже
заявили о том, что они совместно
будут рассматривать
Информация о работе Региональная валютная система в современной мировой экономике